Обучение грамоте (1 класс)
Тема урока: “Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й, о]”.
Цель урока: Знакомство со звуками [й, о] и буквами Ё, ё.
Задачи:
1) познакомить с новой буквой обозначающей два звука, ввести понятие “род имён существительных”; учить читать слоги, слова с новой буквой;
2) развивать фонематический слух, внимание, мыслительную деятельность, речь учащихся, умение анализировать, находить общие признаки, делать выводы, работать в группе, слушать друг друга;
3) формировать правильное, сознательное, выразительное плавное и беглое чтение; прививать любовь к чтению, русским традициям.
Оборудование: карточки, учебники, рисунки, цветные кружки, таблицы, магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствовали гостей.
– А теперь посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо сели.
– Для чего мы сюда пришли?
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Вводное слово учителя (“Сказочное письмо”)
– Ребята! Новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу дубы, берёзы,
Вьюга стёжки замела.
А от Дедушки Мороза
Я письмо вам принесла.
Я письмо сейчас открою,
Содержание раскрою.
В гости Дед Мороз зовёт
И вопросы задаёт.
Отвечая, не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите,
Дед Мороза удивите.
На уроке отвечайте
И подарки получайте.
– Как вы думаете, почему Дед Мороз прислал вам письмо?
– Какой праздник приближается? (Новый год)
– Что вы знаете об этом празднике? (встреча Нового года один из самых старинных обычаев. В России начало года 1 января введено Петром 1 в 1699г. До этого этот праздник встречали 1 сентября)
– Вы ждёте в этот праздник подарков от Деда Мороза, а он ждёт ваших ответов. Будьте внимательными, на мои вопросы поднимайте руки и давайте полные ответы. За хорошую работу на уроке все ребята получат подарки от Деда Мороза.
III. Актуализация знаний.
– Какая бывает речь? (устная и письменная)
Из чего состоит речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– А из чего состоят слова? (из букв)
– Поднимите глазки, посмотрите на ленту букв.
– Давайте повторим все изученные гласные буквы? (хором)
– Что обозначают гласные буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)
– Какую помощь оказывают гласные буквы второго ряда согласным буквам? (смягчают)
– В чём заключается особенность букв я, е? (эти буквы могут обозначать два звука)
– В каких случаях это бывает?-
– Как вы думаете, есть ли в русском языке ещё гласные буквы, которые обозначают два звука? (ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе урока)
IV. Постановка темы урока
– Отгадайте загадку.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
– Сколько слогов в слове ёжик?
– Какой ударный слог?
– Назовите первый слог?
– Из каких звуков состоит этот слог?
– Назовите второй слог?
– Назовите звуки, которые слышите во втором слоге?
– Определите количество букв и звуков?
– Почему звуков больше, чем букв? (Для обозначения этих звуков употребляется буква Ё)
– Произнесём хором звук ё
– Какой это звук? Почему? (Звук ё обозначается буквой Ё)
– Почему их две? (строчная и заглавная)
– В каких случаях пишется заглавная буква Ё?
– На что похожа буква ё?
Е и Ё – родные сестры
Различать сестёр не просто.
Но у буквы Ё две точки
Словно к лесенке гвоздочки.
Буква Е передохнула,
Как тот час же на неё
Пара птенчиков вспорхнула
Получилась буква Ё.
V. Сообщение темы урока
– Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (знакомство с буквой ё, обозначающей два звука)
– Цель урока: научиться читать слоги и слова с этой буквой.
VI. Игра “Узнай звук”
Хлопайте в ладоши в том случае, если слово начинается с буквы ё (ёжик, ёлка, енот, яблоко, ёршик, юла, ежевика, ёмкость тигрёнок.)
VII. Физкультминутка
Бом-бом-бом - стучат часы.
Подкрутил Мороз усы.
Расчесал он бороду
И пошёл по городу.
VIII. Речевая разминка.
(Упражнение на дыхание)
– Какая красавица раз в году наряжается? (Ёлка)
У нас тоже есть ёлочка
– Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.
IX. Скороговорка
У ёлки иголки колки. (Читаем, ставя логическое ударение) – хором.
Чтение слогов, слов с доски
БЁ ПЁ ДЁ ТЁ ЗЁ СЁ
ЁЖ ЁЖИК ЁЛКА ЁЛОЧКА
МОЁ ТВОЁ СВОЁ
(Самостоятельное чтение слогов и слов по группам с заданиями)
1-я группа – прочитали хором.
– Что общего вы заметили при чтении этих слогов?
– Как произносятся согласные звуки?
– Почему?
2-я группа – читают 2-й столбик слов. Ставят ударение.
– Что интересного вы заметили при чтении слов?
– Какой вывод можете сделать?
– Какая орфограмма встретилась в слове ёжик? (жи пиши с и) Произнесём слово ёж.
Какое опасное место встретилось в слове ёж? (на конце слышится звук [ш])
– Какую букву надо писать?
– Читаем 3-й столбик слов.
– Что интересного заметили? (буква ё, после гл. о)
– Какой вывод можно сделать? (гласная буква ё, стоящая после гласных букв тоже обозначает 2 звука)
– Подберите к слову моё другое слово, подходящее по смыслу, (пальто)
Поставим к этому слову слово-местоимение оно – ср. род. Подберите слова, к которым можно поставить местоимения он, она
X. Гимнастика для глаз.
Ваши глазки устали.
– Зажмурить сильно, открыть глаза – 3-4 раза.
– Возьмём карандаш, смотрим на кончик карандаша, отводим влево, вправо, вверх, вниз в исходное положение.
XI. Работа по учебнику с. 155.
Работа с деформированным предложением.
Под, ёжик, жил, ёлкой – на доске.
1). Чтение за диктором.
– О ком говориться в тексте? (о ёжике).
– Где был ёжик? (под ёлкой).
– Кто напал на ёжика? (Жучка).
– Что произошло с Жучкой? (наколола нос и отбежала).
2). Чтение “по цепочке” в парах.
– Какие слова написаны с заглавной буквы?
Почему?
– Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто, что?
– Подчеркните букву ё в словах.
3). – Выразительное чтение текста.
XII. Итог урока.
– Какую новую букву изучали, что интересного о ней узнали?
– В каких случаях она обозначает два звука?
XIII. Рефлексия. (“Ёлочка настроения”).
– Наша ёлочка осталась не наряженной к Новому году. Выберите игрушку, соответствующую вашему настроению и повесьте её на ёлочку.
– Желтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.
– Синий цвет – грустное, тоскливое, печальное.
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, Деду Морозу понравились ваши ответы и он дарит вам подарки.
– Я в новом году всем желаю успехов, весёлого, звонкого смеха, хороших друзей и подруг, отметок отличных и знаний сундук.
Урок математики по теме "Числа от 1 до 5. Получение, сравнение, запись, состав". 1-й класс