Правописание слов с приставками

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели: работать с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.

Задачи:

  • путём наблюдения, сравнения ввести правила правописания слов с приставками, в которых пишется буква «а»;
  • развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Оборудование: компьютерная презентация в формате «ppt».

Ход урока

– Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с ними ребята.

1. Самоопределение к деятельности

– Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно», дневник, пенал.
– Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?
– Мы второй год изучаем русский язык. Зачем нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди.)
– Что делать легче? Почему?
– Что делать труднее? Почему?
– Что нужно знать чтобы писать грамотно?
– А почему нужно уметь писать красиво и аккуратно?
– Красивый почерк, аккуратное письмо это признак культурного человека.

2. Минутка чистописания

– Итак, чистописание.

На доске:

об, от, под

– Прочитайте задание, по чистописанию.
– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. Что вы заметили? (Соединительный штрих)
– Правильно. При выполнении задания уделите ему особое внимание.
– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон).
– Пропишите соединения букв.
– Сравните каждое соединение, что вы написали с моим образцом. Если вы считаете, что ваше соединение очень походит на образец, поставьте под ним плюсик.
– Посчитайте плюсики
– Поднимите руку у кого много плюсиков. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.

3. «Открытие» детьми нового знания или умения

– Прочитайте задания по чистописанию еще раз.
– Ребята, вы догадались, что мы с вами записали? (Это приставки, которые пишутся с буквой о.)
– Правильно.
– Какие ещё приставки пишутся с буквой о? (до о по про)
– Вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? (о приставках)
– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу (письменно фронтально).

На доске:

запись – записать
насыпь – насыпать
надпись – надписать

– Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки.

По 1 ученику – у доски

– Назовите приставки (за- на- над-).
– Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок? (пишутся с буквой а)
– А теперь обратите внимание на место ударения.
– Попробуйте сделать вывод, о написании приставок за, на, над (пишутся с буквой а под ударением и в безударном положении)
– Как мы можем проверить правильность нашего вывода? (по учебнику)
– Давайте откроем учебник на стр.135 и проверим правильность вывода, рубрика «Обрати внимание». Прочитайте и сравните с нашим выводом? (Совпал)

4. Постановка задачи

– Прочитайте как называется наш урок? («Учимся писать приставки»)
– Какая задача будет стоять перед нами на уроке?
– Да, правильно, мы должны научиться писать слова с группой приставок, в которых пишется буква «а» и продолжим учиться определять место орфограммы в слове.
– А почему это нужно уметь делать?
– У нас на доске заготовки алгоритма правописания орфограммы, над которой мы сегодня работаем.

На доске (номера с 1 по 3, и карточки со словами в разброс: вспоминаю правописание, выделяю приставку, подбираю однокоренные слова)

(Дети выстраивают алгоритм)

Алгоритм

1.
2.
3.

– А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм (письменно фронтально).

[з а] ш и т ь

(см. Приложение 1, слайд 1)

– Итак, 1 шаг: подбираю однокоренные слова.

шить, пришить, подшить, дошить, прошить

(При подборе родственных слов меняем приставки.)

2 шаг: выделяю приставку (приставка за-)
3 шаг: вспоминаю правописание.

В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить.

Аналогично: [на]лить

(см. Приложение 1, слайд 2)

5. Первичное закрепление

– Отработаем алгоритм применения правила.

На доске:

[за]пить [на]писать [над]резать [за]лотая

Вызываю по 1 ученику к доске. Дети подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается.

6. Физкультминутка

На доске слова: запить, пить, ходить, заходить, писать, написать, лить, залить, надпилить.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

7. Самостоятельное применение полученных знаний с использованием групповой работы

– А сейчас вы поработаете в группах и проверите рассуждения Даши, согласитесь с ней или возразите.

1 группа

– Согласитесь ли вы с Дашей?

[на]крыть, накрывать, накрытый, накрыться

Вывод: безударный гласный в корне. Проверить нельзя, смотрим в словаре и пишем накрыть.

Ученики должны заметить, что Даша не пыталась при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова закрыть, покрыть, открыть, укрыть и сделать вывод: безударный гласный в приставке, приставка на всегда пишется с буквой а, пишем накрыть. (см. Приложение 2, слайд 1. Использовать на этапе проверки работы в группах)

2 группа

Даша: [за]бор, бор, прибор

Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем: забор.

Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, в данном слове безударный гласный находится в корне, проверить его нельзя, нужно запомнить написание слова забор. (см. Приложение 2, слайд 2. Использовать на этапе проверки работы в группах)

3 группа

Даша: [на]сильщик, сила, сильный , силач

Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «на» всегда пишется буква «а», пишем «насильщик».

Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, т.к. носильщик – тот, кто носит. Родственные слова: носить, переносить, проносить. В данном слове безударный гласный находится в корне, проверяется словом носит, поэтому писать нужно носильщик. (см. Приложение 2, слайд 3. Использовать на этапе проверки работы в группах)

4 группа

Даша: Запомнить, помнить, припомнить.

Вывод: орфограмма в приставке, в приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем запомнить.

Согласимся с Дашей (подобрала родственные слова, рассуждала верно).

(см. Приложение 2, слайд 4. Использовать на этапе проверки работы в группах)

Проверка работы в группах

8. Включение в систему знаний и повторение

– Откройте тетради «Пишем грамотно» на странице 69–70, упражнение 1.

– Прочитайте задание к упражнению. («Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика»)

– Вы догадались какие приставки нужно добавлять? (за-, на-, над-)

Проверка самостоятельной работы

зарисовка
закругление
заморозки
закрытие
забег
нагрев
название
наклон
загрузка
наводнение

– Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали? (не совпадут, например, забег – набег, загрузка – нагрузка)

Вывод: к одному корню можно приспосабливать разные приставки.

9. Рефлексия деятельности

На доске:

Я знаю
Я умею
Я запомнил

Оценка работы учащихся.

Если темп работы класса высокий, резервный материал: учебник стр.137 2; «Пишем грамотно» стр. 70 2, 3.

Список литературы

  1. Учебник «Русский язык», 2 класс (С.В. Иванов)
  2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 (М.И. Кузнецова)
  3. «Русский язык. Комментарии к урокам», 2 класс (С.В. Иванов, М.И. Кузнецова)