Цели: работать с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.
Задачи:
- путём наблюдения, сравнения ввести правила правописания слов с приставками, в которых пишется буква «а»;
- развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память, умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
- воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
Оборудование: компьютерная презентация в формате «ppt».
Ход урока
– Сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с ними ребята.
1. Самоопределение к деятельности
– Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь,
тетрадь «Пишем грамотно», дневник, пенал.
– Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему?
– Мы второй год изучаем русский язык. Зачем нужно изучать русский язык?
(Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди.)
– Что делать легче? Почему?
– Что делать труднее? Почему?
– Что нужно знать чтобы писать грамотно?
– А почему нужно уметь писать красиво и аккуратно?
– Красивый почерк, аккуратное письмо это признак культурного человека.
2. Минутка чистописания
– Итак, чистописание.
На доске:
об, от, под
– Прочитайте задание, по чистописанию.
– А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. Что вы заметили?
(Соединительный штрих)
– Правильно. При выполнении задания уделите ему особое внимание.
– Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон).
– Пропишите соединения букв.
– Сравните каждое соединение, что вы написали с моим образцом. Если вы
считаете, что ваше соединение очень походит на образец, поставьте под ним
плюсик.
– Посчитайте плюсики
– Поднимите руку у кого много плюсиков. Молодцы, все старались писать красиво
и аккуратно.
3. «Открытие» детьми нового знания или умения
– Прочитайте задания по чистописанию еще раз.
– Ребята, вы догадались, что мы с вами записали? (Это приставки, которые
пишутся с буквой о.)
– Правильно.
– Какие ещё приставки пишутся с буквой о? (до о по про)
– Вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? (о
приставках)
– Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу
(письменно фронтально).
На доске:
запись – записать
насыпь – насыпать
надпись – надписать
– Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки.
По 1 ученику – у доски
– Назовите приставки (за- на- над-).
– Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок?
(пишутся с буквой а)
– А теперь обратите внимание на место ударения.
– Попробуйте сделать вывод, о написании приставок за, на, над (пишутся с
буквой а под ударением и в безударном положении)
– Как мы можем проверить правильность нашего вывода? (по учебнику)
– Давайте откроем учебник на стр.135 и проверим правильность вывода,
рубрика «Обрати внимание». Прочитайте и сравните с нашим выводом? (Совпал)
4. Постановка задачи
– Прочитайте как называется наш урок? («Учимся писать приставки»)
– Какая задача будет стоять перед нами на уроке?
– Да, правильно, мы должны научиться писать слова с группой приставок, в
которых пишется буква «а» и продолжим учиться определять место орфограммы
в слове.
– А почему это нужно уметь делать?
– У нас на доске заготовки алгоритма правописания орфограммы, над которой мы
сегодня работаем.
На доске (номера с 1 по 3, и карточки со словами в разброс: вспоминаю правописание, выделяю приставку, подбираю однокоренные слова)
(Дети выстраивают алгоритм)
Алгоритм
1.
2.
3.
– А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм (письменно фронтально).
[з а] ш и т ь
(см. Приложение 1, слайд 1)
– Итак, 1 шаг: подбираю однокоренные слова.
шить, пришить, подшить, дошить, прошить
(При подборе родственных слов меняем приставки.)
– 2 шаг: выделяю приставку (приставка за-)
– 3 шаг: вспоминаю правописание.
В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить.
Аналогично: [на]лить
(см. Приложение 1, слайд 2)
5. Первичное закрепление
– Отработаем алгоритм применения правила.
На доске:
[за]пить [на]писать [над]резать [за]лотая
Вызываю по 1 ученику к доске. Дети подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается.
6. Физкультминутка
На доске слова: запить, пить, ходить, заходить, писать, написать, лить, залить, надпилить.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
7. Самостоятельное применение полученных знаний с использованием групповой работы
– А сейчас вы поработаете в группах и проверите рассуждения Даши, согласитесь с ней или возразите.
1 группа
– Согласитесь ли вы с Дашей?
[на]крыть, накрывать, накрытый, накрыться
Вывод: безударный гласный в корне. Проверить нельзя, смотрим в словаре и пишем накрыть.
Ученики должны заметить, что Даша не пыталась при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова закрыть, покрыть, открыть, укрыть и сделать вывод: безударный гласный в приставке, приставка на всегда пишется с буквой а, пишем накрыть. (см. Приложение 2, слайд 1. Использовать на этапе проверки работы в группах)
2 группа
Даша: [за]бор, бор, прибор
Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем: забор.
Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, в данном слове безударный гласный находится в корне, проверить его нельзя, нужно запомнить написание слова забор. (см. Приложение 2, слайд 2. Использовать на этапе проверки работы в группах)
3 группа
Даша: [на]сильщик, сила, сильный , силач
Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «на» всегда пишется буква «а», пишем «насильщик».
Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, т.к. носильщик – тот, кто носит. Родственные слова: носить, переносить, проносить. В данном слове безударный гласный находится в корне, проверяется словом носит, поэтому писать нужно носильщик. (см. Приложение 2, слайд 3. Использовать на этапе проверки работы в группах)
4 группа
Даша: Запомнить, помнить, припомнить.
Вывод: орфограмма в приставке, в приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем запомнить.
Согласимся с Дашей (подобрала родственные слова, рассуждала верно).
(см. Приложение 2, слайд 4. Использовать на этапе проверки работы в группах)
Проверка работы в группах
8. Включение в систему знаний и повторение
– Откройте тетради «Пишем грамотно» на странице 69–70, упражнение 1.
– Прочитайте задание к упражнению. («Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика»)
– Вы догадались какие приставки нужно добавлять? (за-, на-, над-)
Проверка самостоятельной работы
зарисовка
закругление
заморозки
закрытие
забегнагрев
название
наклон
загрузка
наводнение
– Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали? (не совпадут, например, забег – набег, загрузка – нагрузка)
Вывод: к одному корню можно приспосабливать разные приставки.
9. Рефлексия деятельности
На доске:
Я знаю
Я умею
Я запомнил
Оценка работы учащихся.
Если темп работы класса высокий, резервный материал: учебник стр.137 2; «Пишем грамотно» стр. 70 2, 3.
Список литературы
- Учебник «Русский язык», 2 класс (С.В. Иванов)
- Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 (М.И. Кузнецова)
- «Русский язык. Комментарии к урокам», 2 класс (С.В. Иванов, М.И. Кузнецова)