Нетрадиционные тематические уроки развития речи по русскому языку для учащихся 6–8-х классов. Конспект урока "Праздник цветов"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторение, обобщение знаний учащихся по орфографии, пунктуации, синтаксису, лексике и фразеологии;
  • совершенствование навыков работы с текстом;
  • отработка навыков написания сочинений разного типа речи;
  • обогащение словарного запаса учащихся

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщение теоретических сведений о языке и закрепление практических навыков работы со словом
  • Расширение представлений учащихся о стилях и типах речи

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей, внимания, памяти, логического мышления, внутренней речи учащихся, умения сравнивать, обобщать

Воспитательные:

  • Воспитание любви к прекрасному, интереса к изучаемому предмету
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Воспитание любви к родному языку, природе
  • Воспитание истинных духовно- нравственных ценностей

Ход урока

1. Введение в тему. Этап индукции.

Чтение учителем стихотворения В. Берестова "Гербарий"

С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с весёлою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой,
Мать - и - мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.

- Ребята, вы, догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно, о цветах. А какие цветы у вас любимые? (3-4 ответа выслушать)

2. Работа со словом и словосочетанием.

А. Творческий словарный диктант (или фотодиктант)

Отгадайте названия цветов, запишите с ними рапространённые словосочетания, например, аромат лесного ландыша.

а) Золотая середина, и лучи идут кругом. (Ромашка)

б) Подрастёт - нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик. (Одуванчик)

в) На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла. (Фиалка)

г) В траве, густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно. (Василёк)

д) Погляди-ка, погляди-ка,
Что за красный веерок?
Ранним утром распускает
Лепестки свои цветок. (Гвоздика)

е) Из луковицы в грядке
Цветочки по порядку,
А лист, как меч зелёный,
Украсит он газоны. (Гладиолус)

ж) Он носит святого воина имя,
Родился он в Мексике, вырос в Мадриде.
Теперь он цветок перед нашим окном. (Георгин)

3. Игра "Отгадайте и исключите лишнее слово"

ЮКИЛТ (лютик) ЛЮТАНЬП (тюльпан)

АЛИФАК (фиалка) ОЗАР (роза) ЛСТУ (стул)

Работа с предложением (по вариантам, на доске и в тетрадях)

1вар. Запишите по 1 предложению из 2 песен, где есть названия цветов.

2вар. Выполните синтаксический разбор предложения.

На клумбе пестрели анютины глазки, поднявши свои реснички.

Или

Колокольчик в шапочке лиловой весело кивает головой.

3 вар. Сочините и запишите загадку или познавательный вопрос о сирени или о лилии.

Образец. Из чего, согласно библейской легенде, выросла лилия?

(Из слёз Евы)

Диктант "Проверь себя".

4. Запишите под диктовку, сверьте с контрольной карточкой, исправьте ошибки. Напишите полностью заглавие. Перескажите подробно данный текст.

Советы: (флориста)

Прежде чем поставить цветы в вазу, стебли их обязательно подрежьте острым ножом. Ветки сирени, жасмина, хризантем расщепите снизу ножом. В расщепления вставьте кусочки спичек, чтобы растения не сжимались и лучше всасывали воду.

Все листья, которые находятся под водой, оторвите, так они быстро начинают гнить и портить воду.

Букет цветов в вашей комнате может удивительным образом улучшить ваше настроение.

Работа над главной мыслью текста (он дан каждому учащемуся)

Учащиеся сначала про себя, потом вслух читают отрывок из повести Л. Н. Толстого "Хаджи Мурат".

Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется "татарином" и который старательно скашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить в середину букета.

Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я наконец оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета.

Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. "Какая, однако, энергия и сила жизни, - подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. - Как он усиленно защищал и дорого продавал свою жизнь".

Вопросы для беседы:

- Зачем герой хотел сорвать "татарина"?

- Что поразило его в репейнике? В чём это проявлялось?

- Зачитайте предложение, в котором, по- вашему, выражена главная мысль автора в данном тексте. Запишите его и подчеркните грамматические основы.

-Почему к таким мыслям и чувствам пришёл писатель?

- Как бы вы озаглавили данный текст?

5. Подведение итогов урока. Этап рефлексии.

Вы видите на картинках цветы и, конечно, их узнали. (Роза, одуванчик, тюльпан, ромашка, ландыш, озёрная лилия)

- Что такое цветочный этикет?

- Какие из этих цветов можно подарить на день рождения и маме, и учителю, и любимой девушке?

6. Домашнее задание.

Напишите сочинение на одну из тем:

А. Тайна цвета розы

Б. Мой любимый цветок

В. Рассказ кактуса о себе

Г. Инструкция "Как изготовить открытку "Мимоза" к 8 Марта"

(учащимся демонстрируется открытка, на которой мимоза выполнена из ватных шариков, окрашенных в жёлтой гуаши)