Эпиграф к уроку:
Душа ваша – пейзаж. Поль Варлен
Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов
Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Д.Б. Кабалевский
I. Вступление к теме. Работа с эпиграфом.
Вопрос классу:
- В чём сходство позиций художника, композитора, поэта?
II. Работа по теме с опорой на презентацию.
1 задание. (Слайд 3). Приложение
Соотнесите понятия с видами искусства. Выясните значение незнакомых слов по словарю.
Колорит | музыка | Лейтмотив | живопись |
Тональность | живопись | Поэма | музыка |
Гамма | литература | Нота | литература |
Аккорд | живопись | Ноктюрн | музыка |
Палитра | музыка | Соната | живопись |
Ритм | литература | Мелодия | литература |
Элегия | живопись | Этюд | музыка |
Симфония | литература | Эскиз | живопись |
2 задание. (Слайд 4)
Как вы понимаете следующие выражения? В чём их необычность? Какие значения слов они иллюстрируют?
Колористические созвучия; живописная поэма; звенящий цвет; ликующие краски; палитра звуков; живописное звучание; аккорд красок; цветовая гамма; симфония красок; музыка живописи; звучные краски; красочный ритм линий и красок; поэт рояля.
3 задание. (Слайд 5)
Определите, к какому виду искусства относятся названные произведения.
1) “Картинки с выставки”;
2) “Соната моря”, “Соната звёзд”, “Соната весны”;
3) “Офорты”, “Акварели”;
4) “Острова радости”, “Эскизы”, “Офорты”, “Эстампы”;
5) “Мотив без слов”, “Осенняя песнь”.
4 задание. (Слайд 6). Приложение 1
Знакомство с картиной И.Левитана “Весна. Большая вода” и описанием картины, данным искусствоведом М. Алпатовым.
У Левитана всё запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, всё внешнее, случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника…
Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые берёзки, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодичное эхо…
Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели: из этого хора вырываются отдельные сильные голоса могучих стволов…
Вопросы к тексту:
- Какие “мелодии” услышал в пейзаже Левитана М. Алпатов?
- Как “звучат” краски этого пейзажа?
- Передайте свои музыкальные впечатления от пейзажа Левитана, используя
словосочетания предыдущего задания.
5 задание. (Слайд 7)
Знакомство с пейзажами “Заросший пруд В.Т.Поленова, “Лесные дали” И.И.Шишкина, “Бриг “Меркурий”” И.К.Айвазовского.
- Одинаково ли “звучат” эти картины?
- Как бы вы определили их жанр, используя музыкальные термины: элегия, симфония, соната, ноктюрн и др.?
6 задание. (Слайд 8, 9)
Прочитайте пейзажное описание достопримечательности нашего края.
Есть на Волге утёс...
Др..мучая пр..рода Жигулей сама вызывает чувство (не)изведанности, таинственной томительност.. Пройдит.. любым буераком, окиньте взором холмы и горы- густые заросли, обломки скал, узкие расщелины.
Почувствуйте, как овладевает вами чувство смутност.., благоговения перед окружающ..м миром л..сов и гор. С..дые громады валунов. Круты и сумрачны тропинки. И из всего этого вырисовыва..тся обрывистая скала скос которой отвесно падает к самой вод.. С Волги он совершенно (не)доступен - весь утёс этот продырявленный, обомшелый, чуд..тся, вот-вот рухн..т в пучину волны. Это Белый камень.
- Каков основной колорит, тональность этого описания?
- Голоса каких инструментов вы слышите в мелодии этого пейзажа? Определите их тембр?
7 задание. (Слайд 10, 11)
Знакомство со стихотворными текстами.
Ветер без устали дует,
Волгу взрывая до дна;
Буря шумит и лютует;
Мутная ходит волна...
Волн белогривые гребни
Грозно рядами идут
И, разбегаясь на щебне,
Пеной пески обдают...
Ветер в полете могучем
Тучей вздымает пески;
О землю бьются по кручам,
Чуя беду, тальники...К пристани свалены груды
Бревен, раскиданных дров;
Щепки разбитой "посуды"
Тянутся вдоль берегов...(Д. Садовников “Волжские эскизы”)
- Каково главное настроение стихотворения. В
каких строчках оно наиболее ярко выражено?
- Какие глаголы передают динамику
происходящего в природе?
- Какую цветовую гамму вы подобрали бы для
изображения этого пейзажа? Почему?
- Как вы “слышите” этот пейзаж? Какие
музыкальные инструменты, по-вашему, могли бы
передать настроение литературного пейзажа Д.
Садовникова?
(Слайд 12,13)
Полнеба в розовом закате,
Как будто розы лепесток,
Который переходит, кстати,
В лиловый отсвет на восток.
Темнеет постепенно, в гамму
Переходя из тона в тон,
Преображая панораму
И обещая чудный сон,
В который скоро погрузится
Окрестность Жигулевских гор.
Природа будто бы из ситца:
В зеленом цвете хвойный бор,
Внизу – полоска меловая,
А сверху - море синевы…
И вот уж звезд небесных стая
Запущена из тетевы.
И выплывает пастух-месяц,
Рогатый, бледно-золотой…
Пока еще в полсилы светит,
Висит над волжскою водой.
Вдруг розовый закат растаял.
Поблекли краски над рекой.
Пастух выводит свою стаю,
Чтобы пасти небесный рой.
(Киселёв Л. И.)
- Какие образы стихотворения особенно поразили ваше воображение?
- Каково колористическое решение этого пейзажа?
- Каковы ваши музыкальные впечатления, навеянные поэтическим пейзажем И. Киселёва? - Сопоставьте цветовые и звуковые интерпретации темы Волги поэтами Д. Садовниковым и И. Киселёвым?
8 задание. (Слайд 14)
Знакомство с музыкальной пейзажной зарисовкой М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.
- Какое настроение создаёт музыка Мусоргского?
- Что вы услышали в ней? Какие события происходят в музыкальном произведении? Подберите глаголы, характеризующие эти события.
- Какие музыкальные инструменты вы слышите? Подберите эпитеты, определяющие их тембр.
- Какова цветовая палитра этого музыкального пейзажа?
- Расскажите о чувствах автора звукового пейзажа?
- Какие образы рождает музыка? Опишите их используя эпитеты, сравнения, метафоры.
- Сопоставьте произведения Киселёва, Садовникова, Мусоргского по их настроению. Какие близки друг другу? Чем отличаются?
9 задание. (Слайд 15)
Работа по картине И. Панова “Волга. Белые камни”
- Какую “мелодию” этой картины вы слышите? Опишите свои музыкальные впечатления от пейзажа И. Панова.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? Как создаёт художник такое впечатление?
- Замечательный армянский художник Мартирос Сарьян утверждал: “Если ты проводишь черту, она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мёртвая линия. Цвет то же самое, и всё в искусстве так”. Как “звучат” линия и цвет в картине И. Панова?
III. Задание на дом.
Создайте (письменно) пейзаж настроения. Определите жанр своего высказывания, соотнеся его с музыкальными жанрами. Обоснуйте выбор жанра.
Список использованной литературы
- Алпатов М. Пейзажи Левитана 90-х гг. //Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. Ч. 3., М.,1989.
- Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). – М., 1994.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. Книга для старших классов. – М., 1993.
- Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся: 8 кл./ Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М., ВЛАДОС, 2002.
- http://www.gudok.ru/index.php/23961