Урок развития речи. Тема: "Пейзаж в живописи, музыке, литературе"

Разделы: Русский язык


Эпиграф к уроку:

Душа ваша – пейзаж. Поль Варлен

Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. А.К. Саврасов

Главным в музыке всегда остаётся человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру. Д.Б. Кабалевский

I. Вступление к теме. Работа с эпиграфом.

Вопрос классу:

- В чём сходство позиций художника, композитора, поэта?

II. Работа по теме с опорой на презентацию.

1 задание. (Слайд 3). Приложение

Соотнесите понятия с видами искусства. Выясните значение незнакомых слов по словарю.

Колорит музыка Лейтмотив живопись
Тональность живопись Поэма музыка
Гамма литература Нота литература
Аккорд живопись Ноктюрн музыка
Палитра музыка Соната живопись
Ритм литература Мелодия литература
Элегия живопись Этюд музыка
Симфония литература Эскиз живопись

2 задание. (Слайд 4)

Как вы понимаете следующие выражения? В чём их необычность? Какие значения слов они иллюстрируют?

Колористические созвучия; живописная поэма; звенящий цвет; ликующие краски; палитра звуков; живописное звучание; аккорд красок; цветовая гамма; симфония красок; музыка живописи; звучные краски; красочный ритм линий и красок; поэт рояля.

3 задание. (Слайд 5)

Определите, к какому виду искусства относятся названные произведения.

1) “Картинки с выставки”;

2) “Соната моря”, “Соната звёзд”, “Соната весны”;

3) “Офорты”, “Акварели”;

4) “Острова радости”, “Эскизы”, “Офорты”, “Эстампы”;

5) “Мотив без слов”, “Осенняя песнь”.

4 задание. (Слайд 6). Приложение 1

Знакомство с картиной И.Левитана “Весна. Большая вода” и описанием картины, данным искусствоведом М. Алпатовым.

У Левитана всё запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, всё внешнее, случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно-радостная, чуткая душа художника…

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые берёзки, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодичное эхо…

Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели: из этого хора вырываются отдельные сильные голоса могучих стволов…

Вопросы к тексту:

- Какие “мелодии” услышал в пейзаже Левитана М. Алпатов?

- Как “звучат” краски этого пейзажа?

- Передайте свои музыкальные впечатления от пейзажа Левитана, используя

словосочетания предыдущего задания.

5 задание. (Слайд 7)

Знакомство с пейзажами “Заросший пруд В.Т.Поленова, “Лесные дали” И.И.Шишкина, “Бриг “Меркурий”” И.К.Айвазовского.

- Одинаково ли “звучат” эти картины?

- Как бы вы определили их жанр, используя музыкальные термины: элегия, симфония, соната, ноктюрн и др.?

6 задание. (Слайд 8, 9)

Прочитайте пейзажное описание достопримечательности нашего края.

Есть на Волге утёс...

Др..мучая пр..рода Жигулей сама вызывает чувство (не)изведанности, таинственной томительност.. Пройдит.. любым буераком, окиньте взором холмы и горы- густые заросли, обломки скал, узкие расщелины.

Почувствуйте, как овладевает вами чувство смутност.., благоговения перед окружающ..м миром л..сов и гор. С..дые громады валунов. Круты и сумрачны тропинки. И из всего этого вырисовыва..тся обрывистая скала скос которой отвесно падает к самой вод.. С Волги он совершенно (не)доступен - весь утёс этот продырявленный, обомшелый, чуд..тся, вот-вот рухн..т в пучину волны. Это Белый камень.

- Каков основной колорит, тональность этого описания?

- Голоса каких инструментов вы слышите в мелодии этого пейзажа? Определите их тембр?

7 задание. (Слайд 10, 11)

Знакомство со стихотворными текстами.

Ветер без устали дует,
Волгу взрывая до дна;
Буря шумит и лютует;
Мутная ходит волна...

Волн белогривые гребни
Грозно рядами идут
И, разбегаясь на щебне,
Пеной пески обдают...

Ветер в полете могучем
Тучей вздымает пески;
О землю бьются по кручам,
Чуя беду, тальники...

К пристани свалены груды
Бревен, раскиданных дров;
Щепки разбитой "посуды"
Тянутся вдоль берегов...

(Д. Садовников “Волжские эскизы”)

- Каково главное настроение стихотворения. В каких строчках оно наиболее ярко выражено?
- Какие глаголы передают динамику происходящего в природе?
- Какую цветовую гамму вы подобрали бы для изображения этого пейзажа? Почему?
- Как вы “слышите” этот пейзаж? Какие музыкальные инструменты, по-вашему, могли бы передать настроение литературного пейзажа Д. Садовникова?

(Слайд 12,13)

Полнеба в розовом закате,
Как будто розы лепесток,
Который переходит, кстати,
В лиловый отсвет на восток.

Темнеет постепенно, в гамму
Переходя из тона в тон,
Преображая панораму
И обещая чудный сон,

В который скоро погрузится
Окрестность Жигулевских гор.
Природа будто бы из ситца:
В зеленом цвете хвойный бор,

Внизу – полоска меловая,
А сверху - море синевы…
И вот уж звезд небесных стая
Запущена из тетевы.

И выплывает пастух-месяц,
Рогатый, бледно-золотой…
Пока еще в полсилы светит,
Висит над волжскою водой.

Вдруг розовый закат растаял.
Поблекли краски над рекой.
Пастух выводит свою стаю,
Чтобы пасти небесный рой.

(Киселёв Л. И.)

- Какие образы стихотворения особенно поразили ваше воображение?

- Каково колористическое решение этого пейзажа?

- Каковы ваши музыкальные впечатления, навеянные поэтическим пейзажем И. Киселёва? - Сопоставьте цветовые и звуковые интерпретации темы Волги поэтами Д. Садовниковым и И. Киселёвым?

8 задание. (Слайд 14)

Знакомство с музыкальной пейзажной зарисовкой М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.

- Какое настроение создаёт музыка Мусоргского?

- Что вы услышали в ней? Какие события происходят в музыкальном произведении? Подберите глаголы, характеризующие эти события.

- Какие музыкальные инструменты вы слышите? Подберите эпитеты, определяющие их тембр.

- Какова цветовая палитра этого музыкального пейзажа?

- Расскажите о чувствах автора звукового пейзажа?

- Какие образы рождает музыка? Опишите их используя эпитеты, сравнения, метафоры.

- Сопоставьте произведения Киселёва, Садовникова, Мусоргского по их настроению. Какие близки друг другу? Чем отличаются?

9 задание. (Слайд 15)

Работа по картине И. Панова “Волга. Белые камни”

- Какую “мелодию” этой картины вы слышите? Опишите свои музыкальные впечатления от пейзажа И. Панова.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? Как создаёт художник такое впечатление?

- Замечательный армянский художник Мартирос Сарьян утверждал: “Если ты проводишь черту, она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мёртвая линия. Цвет то же самое, и всё в искусстве так”. Как “звучат” линия и цвет в картине И. Панова?

III. Задание на дом.

Создайте (письменно) пейзаж настроения. Определите жанр своего высказывания, соотнеся его с музыкальными жанрами. Обоснуйте выбор жанра.

Список использованной литературы

  1. Алпатов М. Пейзажи Левитана 90-х гг. //Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. Ч. 3., М.,1989.
  2. Авлова-Шперлинг Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). – М., 1994.
  3. Солганик Г.Я. От слова к тексту. Книга для старших классов. – М., 1993.
  4. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся: 8 кл./ Под ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М., ВЛАДОС, 2002.
  5. http://www.gudok.ru/index.php/23961