Цель урока: обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами остановимся в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы уже знаете, что лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – строительный материал, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания.
3. Путешествие по карте страны Лексика.
- Ну что ж, начнём наше путешествие... Давайте вспомним, что слова могут иметь как одно, так и несколько лексических значений. Запишите несколько примеров таких слов.
- А теперь мы с вами попадем в гости к другим интересным словам.
Вызывает восхищенье переносное значенье:
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час
А вы, друзья, не бейте нас.
- Ребята, найдите на доске отгадку. (Часы.) Какая орфограмма в этом слове?
- А как же часы ходят, да ещё и бьют?
- Правильно, слова ходят и бьют и есть переносное значение.
- Какой части речи слова «ходят», «бьют», что они обозначают?
- Отправляемся дальше в гости к словам-двойняшкам – омонимам. Почему мы их можем назвать двойняшками? Отгадайте загадку.
Из земли я воду извлекаю,
Я ваши вещи сохраняю,
Законы музыки пишу
И ничего в вознагражденье
От человека не прошу. (Ключ.)
- Какая орфограмма в отгадке слова? Запишите это слово.
- Отправляемся дальше в гости к словам – синонимам. Эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Дайте определение синонимов.
На доске: Игра «Третий лишний».
- Огонь, пламя, дым.
- Алфавит, азбука, чистописание.
- Шалун, тихоня, озорник.
- Запишите верные ответы.
Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь, холод и жара, огонь – вода.
- Как они называются? А что такое антонимы?
- Посмотрите на доску. К данным словам необходимо подобрать антонимы, запишите их.
На доске:
- Большой – ...
- Длинный – ...
- Здоровый – ...
- Молодой – ...
- Холодный – ...
(Один ученик у доски.)
- С этими словами вы были знакомы с начальных классов. А в этом году у нас добавляются профессиональные, устаревшие, новые слова и фразе6ологизмы.
- Итак, наше путешествие продолжается. Профессиональные слова. Что они обозначают? Итак, задание. Я буду читать набор слов, которые относятся к той или иной профессии, а вы угадаете эту профессию.
А) Октава, аккорд, нота, скрипка, скрипичный ключ. (Музыканты.)
Б) Весы, деньги, товар, калькулятор. (Продавец.)
В) Указка, тетрадь, журнал, мел, отметка. (Учитель.)
- У слов странная и непредсказуемая судьба. Одни живут долго и не собираются умирать. Другие уже умерли или забыты, или медленно умирают. Третьи рождаются вместе с появлением нового понятия.
- Как называются слова, которые вышли из употребления? (Устаревшие.)
- Приведите примеры таких слов.
- В связи с чем возникают новые слова? (С развитием техники и т.д.)
- И последними, к кому мы зайдём в гости будут фразеологизмы. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь.
- Ребята, дайте определение фразеологизмов.
- Как вы понимаете следующие выражения? (Устно.)
- Пешком ходить под стол. (Быть маленьким.)
- Намылить шею. (Наказать, проучить.)
- Зарубить на носу. (Запомнить, выучить.)
- Теперь такое задание. Отгадайте фразеологические загадки и запишите ответ.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто- либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
- Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша.)
- Её толку в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлучить неразлучных друзей ; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (Вода.)
- Его проглатывают, упорно не желаю говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
- Мы знаем, что некоторые ученые относят к фразеологизмам пословицы и поговорки. Закончите и запишите начатые пословицы:
- Тише едешь – ...
- Кончил дело – ...
- На вкус и цвет – ...
- Любишь кататься – ...
- Не спеши языком – ...
- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните их значение.
На доске:
- Пишет как ....... лапой. (Курица.)
- Делить шкуру не убитого ....... (Медведя.)
- На сердце ....... скребут. (Кошки.)
- ....... не подточит. (Комар.)
4. Итог урока.
- Вот на этом мы и заканчиваем наше путешествие по стране Лексика.
- Ребята, у каких слов мы сегодня останавливались в гостях?
5. Выставление оценок.
6. Объяснение домашнего задания..
- Составить небольшой рассказ «Как я путешествовал по стране Лексике».