Обобщающий урок русского языка в 5-м классе "Путешествие по стране Лексика"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами остановимся в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы уже знаете, что лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – строительный материал, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания.

3. Путешествие по карте страны Лексика.

- Ну что ж, начнём наше путешествие... Давайте вспомним, что слова могут иметь как одно, так и несколько лексических значений. Запишите несколько примеров таких слов.

- А теперь мы с вами попадем в гости к другим интересным словам.

Вызывает восхищенье переносное значенье:
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час
А вы, друзья, не бейте нас.

- Ребята, найдите на доске отгадку. (Часы.) Какая орфограмма в этом слове?

- А как же часы ходят, да ещё и бьют?

- Правильно, слова ходят и бьют и есть переносное значение.

- Какой части речи слова «ходят», «бьют», что они обозначают?

- Отправляемся дальше в гости к словам-двойняшкам – омонимам. Почему мы их можем назвать двойняшками? Отгадайте загадку.

Из земли я воду извлекаю,
Я ваши вещи сохраняю,
Законы музыки пишу
И ничего в вознагражденье
От человека не прошу. (Ключ.)

- Какая орфограмма в отгадке слова? Запишите это слово.

- Отправляемся дальше в гости к словам – синонимам. Эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Дайте определение синонимов.

На доске: Игра «Третий лишний».

  • Огонь, пламя, дым.
  • Алфавит, азбука, чистописание.
  • Шалун, тихоня, озорник.

- Запишите верные ответы.

Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь, холод и жара, огонь – вода.

- Как они называются? А что такое антонимы?

- Посмотрите на доску. К данным словам необходимо подобрать антонимы, запишите их.

На доске:

  1. Большой – ...
  2. Длинный – ...
  3. Здоровый – ...
  4. Молодой – ...
  5. Холодный – ...

(Один ученик у доски.)

- С этими словами вы были знакомы с начальных классов. А в этом году у нас добавляются профессиональные, устаревшие, новые слова и фразе6ологизмы.

- Итак, наше путешествие продолжается. Профессиональные слова. Что они обозначают? Итак, задание. Я буду читать набор слов, которые относятся к той или иной профессии, а вы угадаете эту профессию.

А) Октава, аккорд, нота, скрипка, скрипичный ключ. (Музыканты.)
Б) Весы, деньги, товар, калькулятор. (Продавец.)
В) Указка, тетрадь, журнал, мел, отметка. (Учитель.)

- У слов странная и непредсказуемая судьба. Одни живут долго и не собираются умирать. Другие уже умерли или забыты, или медленно умирают. Третьи рождаются вместе с появлением нового понятия.

- Как называются слова, которые вышли из употребления? (Устаревшие.)

- Приведите примеры таких слов.

- В связи с чем возникают новые слова? (С развитием техники и т.д.)

- И последними, к кому мы зайдём в гости будут фразеологизмы. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь.

- Ребята, дайте определение фразеологизмов.

- Как вы понимаете следующие выражения? (Устно.)

  1. Пешком ходить под стол. (Быть маленьким.)
  2. Намылить шею. (Наказать, проучить.)
  3. Зарубить на носу. (Запомнить, выучить.)

- Теперь такое задание. Отгадайте фразеологические загадки и запишите ответ.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос.)
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто- либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
  4. Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша.)
  5. Её толку в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлучить неразлучных друзей ; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (Вода.)
  6. Его проглатывают, упорно не желаю говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)

- Мы знаем, что некоторые ученые относят к фразеологизмам пословицы и поговорки. Закончите и запишите начатые пословицы:

  1. Тише едешь – ...
  2. Кончил дело – ...
  3. На вкус и цвет – ...
  4. Любишь кататься – ...
  5. Не спеши языком – ...

- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните их значение.

На доске:

  1. Пишет как ....... лапой. (Курица.)
  2. Делить шкуру не убитого ....... (Медведя.)
  3. На сердце ....... скребут. (Кошки.)
  4. ....... не подточит. (Комар.)

4. Итог урока.

- Вот на этом мы и заканчиваем наше путешествие по стране Лексика.

- Ребята, у каких слов мы сегодня останавливались в гостях?

5. Выставление оценок.

6. Объяснение домашнего задания..

- Составить небольшой рассказ «Как я путешествовал по стране Лексике».