Цели урока.
Формирование умения “читать” картину,
понимать идейный замысел художника.
Оборудование.
- Компьютер с экраном для показа слайдов и музыкального сопровождения; альбомный лист, краски с кисточками.
- Элементы оформления кабинета: репродукции картин и портрет И.Ф.Грабаря; берёзки, вырезанные из цветной бумаги и бумажные снежинки для выполнения заданий учителя; вазы с веточками березы, покрытыми инеем (из пенопласта), большой белый коралл, вологодские кружева.
Ход урока
1. Организационный момент (учитель использует слайды. Приложение 1).
Учитель русского языка:
Поезд Плесецк - Москва прибывает на первый путь. Вас встречает город-герой, столица нашей Родины - Москва.
Чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы, мы должны выполнить задание. Запишем предложение.
Москва – столица России.
Выполнить синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы и знаки препинания.
Задание выполнили, и мы начинаем экскурсию по городу. (Красная Площадь, … а вот и Третьяковская галерея. Давайте зайдём в здание). Прежде, чем зайти, выполним задание.
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
- Какое это время года? (Зима)
- Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней - снегопад.
- А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
- Ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Запишем слова – февраль, зима, подберем к ним эпитеты, сравнения (составим словосочетания - февраль вьюжный, лютый, снежный, зима суровая, чародейка, волшебная, морозная);
- Выполним разбор по составу слова снегопад.
- А какой сейчас идёт месяц? (Февраль)
- Каким мы увидели этот месяц? (Снежным, морозным, ветряным)
- В старину этот месяц называли даже так: ветродуй. Как вы думаете, почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра)
Сообщение ученика.
В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.
А теперь, насладившись красотой и величием русской зимы, войдем в зал Третьяковской галереи и поближе познакомимся с полотнами знаменитых русских художников.
2. Экскурсия по Третьяковке.
Учитель изобразительного искусства (далее – ИЗО) (немного о Третьяковской галерее, а потом о художнике):
(Учитель использует слайды. Приложение 2).
Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.
В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее Санкт-Петербурга.
Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”.
Игорь Эммануилович был выдающимся портретистом и пейзажистом.
- Что означает слово “портретист”?
- Что означает слово пейзаж?
И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.
Учитель русского языка:
- Сегодня мы будем готовиться написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская лазурь”. Почему художник выбрал это название? Как вы понимаете слово лазурь? (Светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневым оттенком)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Рассматривать картину, находить слова и словосочетания, которые нам помогут описывать небо, снег, берёзу)
- Посмотрим, каким красками художник изобразил художник предметы на картине? (Снег - белый, серебристый, голубой, чистый, шёлковый ковёр, берёза – белоствольная, небо - голубое, бирюзовое, лазурное)
3. Знакомство с картиной и история создания картины.
Учитель русского языка:
- Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.
Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).
- Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.
4. Беседа по содержанию картины.
Учитель русского языка:
- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас вызвала? Запишем эти слова (радость, лёгкость, очарование, бодрость, ликование).
Учитель ИЗО:
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
- Когда такое небо бывает в природе? (В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день)
Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. На картине лазоревое небо. Видно, что художнику оно очень понравилось, так, что он ввёл в название картины слово, обозначающее краску – лазурь.
- Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? (Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца)
Учитель ИЗО:
- Какие краски есть на картине? (Нарисуйте в виде радуги цвета, какие видите на картине)
- А какими красками нарисованы ствол берёзы и веточки? Можно ли сказать, что они чисто белые? (Нет. Они с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками, потому что солнышко на них как бы играет)
- А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу (серые, синие, тёмные краски). Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
Учитель русского языка:
- А какой день показал художник – холодный или тёплый? (Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день, как и любой день зимой, должен быть холодный. Но уже пригревает солнце. Так бывает ближе к весне, а это значит, что день не морозный)
Учитель русского языка:
И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день? (Лазоревое небо, жемчужные берёзы, сапфировые тени, коралловые ветки, сиреневый снег)
- Изображено ли всё это на картине? Художник всё, что видел и чувствовал в природе, показал в своей картине. Он назвал эти дни праздником: природа нарядилась в жемчуга, кораллы, сапфиры.
Учитель русского языка:
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? (Тёплый, уже пригревает солнышко)
- Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются когда вы смотрите на картину?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Задание.
Найдите в текстах эпитеты, сравнения, глаголы, описывающие природу зимой, подчеркните как член предложения. (На каждой парте подборка стихов русских поэтов о зиме, 3-4 небольших стихотворения, из которых при выполнении задания дети будут выбирать сравнения и эпитеты)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо - всё выше, выше.
Учитель ИЗО:
- А по веткам можно понять, где молодая, а где старая? (Нет. Они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко)
- А как выглядит берёза на переднем плане? (Она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток)
- А на заднем плане, какие берёзы? (Там одна старая берёза и много молодых, вдали расположены её подружки, молодые берёзки)
- Закройте нижнюю часть картины. Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом, сплетение белого на синем фоне? (Красивый, морозный узор на окне, кружево)
- Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красивым не только летом, одетое в нарядную густую траву, но и зимой, когда его ветки как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы показать кружево веток на фоне синего неба, И. Грабарь вырыл в снегу траншею, откуда можно было смотреть на дерево снизу вверх.
- А какие деревья в глубине картины, на заднем плане, почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко? (Это рощица молодых берёзок. Они маленькие, потому что все предметы вдали кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала нам видеть берёзу)
- Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растёт на просторе, и художник приглашает нас полюбоваться её великолепием. Давайте попробуем её описать. (Коралловые ветви, серебристый иней, розоватые блики солнца, могучая, гордая, сиреневые тени на снегу)
Учитель русского языка:
- А почему именно берёзу выбрал художник? (Символ русской зимы, России, она как королева, царица в своём наряде. Про берёзу много стихов, песен)
- Кто знает стихотворения о берёзе?
Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...”
- Закройте глаза и представьте себе картины природы.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Художник И. Грабарь и поэт С.Есенин видели похожие картины, но один описал увиденное словами, а другой описал картину – красками.
5. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. Выберите их в предложенных вам стихотворениях. (На доске три больших вырезанных из бумаги березы. На них ученики поочередно вывешивают бумажные снежинки, на которых сами выписывают из стихотворений эпитеты, сравнения и олицетворения).
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, сиреневый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями снежная бахрома, белая вата.
Берёза – жемчужная, большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
Ветви – коралловые, сапфировые, развешен иней и т.д.
6. Составление плана сочинения.
1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.
Наша экскурсия подошла к концу. Поезд Москва - Плесецк вернулся домой. Надеюсь, на уроке вы узнали для себя много нового и интересного.
7. Домашнее задание. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря.
8. Рефлексия (жирным шрифтом выделены возможные примеры).
1 строчка: тема (одно существительное) – картина.
2 строчка: описание темы в двух словах, 3 прилагательных – удивительная, волшебная, зимняя…
3 строчка: описание действия в рамках темы, 2 глагола – понравилась, нарисована…
4 строчка: фраза из нескольких слов, показывающее отношение к теме – наша природа очень красивая.
5 строчка: оценка урока одним словом – интересно.