Цели урока:
- Обучающая: проверить навык правописания мягкого знака после шипящих в различных частях речи; дать общее представление о числительном как самостоятельной части речи.
- Развивающая: развитие устной речи учащихся; формирование навыка сопоставительного анализа; развитие внимания, памяти.
- Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, уважения к родному языку.
Оборудование: мультимедийный комплекс, аудиозаписи, слайды.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мотивация.
2. Проверка домашнего задания:
Устный опрос по теме “Мягкий знак после шипящих в различных частях речи” (алгоритм рассуждений)
Работа с сигнальными карточкам (устный диктант). (Карточки с одной стороны с мягким знаком, с другой– “пустые”) Участвуют две команды (1 и 2 ряды).
Материал для диктанта: ералаш, учишь, помощь, около дач, брошь, стриж, беречь, черная тушь, бравый туш, жгуч, фальшь, горяч.
В это время 3 ряд выполняет задание по перфокартам.
3. Объяснение нового материала.
– Запись темы урока в тетради “Общее понятие об имени числительном”.
- Составление плана характеристики самостоятельных частей речи
<см. “три кита” – слайды 2 и 3 из приложения №1>
– Постановка проблемы: для чего необходимо изучать морфологию?
(Чтобы грамотно писать)
Примеры:
– какой частью речи является слово печь?
– как пишется слово [ п л а ч ]? ( плач– сущ. и плачь – глагол в повелит. накл.)
– вставьте пропущенные буквы: подж…г 3 дома , подж…г 3 домов.
– Повторение основных признаков сущ., прилаг. и глаголов.
Определение признаков числительных.
– Работа с таблицей“ Слова, имеюшие значение числа” <слайд 4 из приложения №1>
– Запись в тетрадях (в столбик):
три
тройка
тройной
третий
третьеклассник
Самостоятельное определение частей речи.
– Сверка с таблицей <слайд 5 – с озаглавленными “шапками” из приложения №1>
– Слово учителя (“Особые затруднения вызывает не морфологический. разбор числительных, а употребление их в устной и письменной речи”)
– Задание: прочитайте “ с 8888 жителями” ( редко кто справляется с этим заданием без специальной подготовки)
4. Музыкальная пауза
(Звучит заставка к передаче “В мире животных”, под музыку проводится физкультминутка)
5. Демонстрация слайдов под музыку
(Лиса, волки, рыси, медведи) <слайды 10-17 из приложения №1>
6. Выступление учащихся ( рассказ о тиграх и белках)
Класс записывает цифрами прозвучавшие числительные.
7. Физкультминутка для глаз
8. Чтение текста “ с листа” (числительные написаны цифрами )
Было у купца 3 сына. И достались им в наследство после смерти отца 19 лошадей. Старшему сыну была завещана ? часть наследства, среднему – 1/4, младшему – 1/5.
Долго пытались они разделить наследство, но ничего у них не получалось. Пригласили они на помощь друга своего отца. Мудрый старик привел свою лошадь, лошадей стало 20.
Старший получил 1/2, т.е. 10, среднему досталась 1/4, т.е. 5, младшему - 1/5,т.е 4 лошади. Итого отдал старик 19 лошадей, а свою забрал и ушел. Вот так по-житейски мудро решил он непростую задачу”.
А имеет ли эта задача математическое решение?
Можете попытаться ее решить. (Задача будет помещена на стенде)
9. Домашнее задание:
Подготовить сообщение на выбор:
– Соболь, мешок и числительное сорок. Как они связаны между собой?
Расскажите о происхождении числительного сорок.
– Марина Цветаева в одном из своих стихотворений пишет:
Ты постом – говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок – чти -
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шашком! -
Все привольное
Семихолмие…
Объясните значение следующих слов и словосочетаний: пост, говей, чти , сорок сороков церквей, семихолмие.
– Загадка Российского флага: на первый взгляд, все полосы кажутся одинаковыми по величине, а на самом деле они соотносятся как 30:33:37. Почему?
– Если эти задания покажутся сложными, учащиеся могут подготовить карточку: текст, в котором числительные записаны цифрами, (по этим карточкам мы будем отрабатывать правильность произношения); объем карточки – 1/2 альбомного листа, текст можно взять из школьного учебника, энциклопедии, найти в интернете)
– Если не найдется желающих выполнить задание повышенной сложности, 3 ученикам будут вручены пакеты “За семью печатями” с готовыми ответами, которые они озвучат на следующем уроке.