Конспект урока русского языка в 6-м классе "Имя числительное. Общее понятие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обучающая: проверить навык правописания мягкого знака после шипящих в различных частях речи; дать общее представление о числительном как самостоятельной части речи.
  2. Развивающая: развитие устной речи учащихся; формирование навыка сопоставительного анализа; развитие внимания, памяти.
  3. Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, уважения к родному языку.

Оборудование: мультимедийный комплекс, аудиозаписи, слайды.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Мотивация.

2. Проверка домашнего задания:

Устный опрос по теме “Мягкий знак после шипящих в различных частях речи” (алгоритм рассуждений)

Работа с сигнальными карточкам (устный диктант). (Карточки с одной стороны с мягким знаком, с другой– “пустые”) Участвуют две команды (1 и 2 ряды).

Материал для диктанта: ералаш, учишь, помощь, около дач, брошь, стриж, беречь, черная тушь, бравый туш, жгуч, фальшь, горяч.

В это время 3 ряд выполняет задание по перфокартам.

3. Объяснение нового материала.

– Запись темы урока в тетради “Общее понятие об имени числительном”.

<слайд 1 из приложения №1>

- Составление плана характеристики самостоятельных частей речи

<см. “три кита” – слайды 2 и 3 из приложения №1>

– Постановка проблемы: для чего необходимо изучать морфологию?

(Чтобы грамотно писать)

Примеры:

– какой частью речи является слово печь?

– как пишется слово [ п л а ч ]? ( плач– сущ. и плачь – глагол в повелит. накл.)

– вставьте пропущенные буквы: подж…г 3 дома , подж…г 3 домов.

– Повторение основных признаков сущ., прилаг. и глаголов.

Определение признаков числительных.

– Работа с таблицей“ Слова, имеюшие значение числа” <слайд 4 из приложения №1>

– Запись в тетрадях (в столбик):

три
тройка
тройной
третий
третьеклассник

Самостоятельное определение частей речи.

– Сверка с таблицей <слайд 5 – с озаглавленными “шапками” из приложения №1>

– Слово учителя (“Особые затруднения вызывает не морфологический. разбор числительных, а употребление их в устной и письменной речи”)

<слайды 6-9 и комментарий к ним: часы, решение примеров на уроке математики, таблица “Правильная посадка во время занятий” из приложения №1>

– Задание: прочитайте “ с 8888 жителями” ( редко кто справляется с этим заданием без специальной подготовки)

4. Музыкальная пауза

(Звучит заставка к передаче “В мире животных”, под музыку проводится физкультминутка)

5. Демонстрация слайдов под музыку

(Лиса, волки, рыси, медведи) <слайды 10-17 из приложения №1>

6. Выступление учащихся ( рассказ о тиграх и белках)

Класс записывает цифрами прозвучавшие числительные.

7. Физкультминутка для глаз

8. Чтение текста “ с листа” (числительные написаны цифрами )

<слайд 18 из приложения №1>

Было у купца 3 сына. И достались им в наследство после смерти отца 19 лошадей. Старшему сыну была завещана ? часть наследства, среднему – 1/4, младшему – 1/5.

Долго пытались они разделить наследство, но ничего у них не получалось. Пригласили они на помощь друга своего отца. Мудрый старик привел свою лошадь, лошадей стало 20.

Старший получил 1/2, т.е. 10, среднему досталась 1/4, т.е. 5, младшему - 1/5,т.е 4 лошади. Итого отдал старик 19 лошадей, а свою забрал и ушел. Вот так по-житейски мудро решил он непростую задачу”.

А имеет ли эта задача математическое решение?

Можете попытаться ее решить. (Задача будет помещена на стенде)

9. Домашнее задание:

Подготовить сообщение на выбор:

Соболь, мешок и числительное сорок. Как они связаны между собой?

Расскажите о происхождении числительного сорок.

– Марина Цветаева в одном из своих стихотворений пишет:

Ты постом – говей,
Не сурьми бровей,
И все сорок – чти -
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шашком! -
Все привольное
Семихолмие…

Объясните значение следующих слов и словосочетаний: пост, говей, чти , сорок сороков церквей, семихолмие.

– Загадка Российского флага: на первый взгляд, все полосы кажутся одинаковыми по величине, а на самом деле они соотносятся как 30:33:37. Почему?

– Если эти задания покажутся сложными, учащиеся могут подготовить карточку: текст, в котором числительные записаны цифрами, (по этим карточкам мы будем отрабатывать правильность произношения); объем карточки – 1/2 альбомного листа, текст можно взять из школьного учебника, энциклопедии, найти в интернете)

– Если не найдется желающих выполнить задание повышенной сложности, 3 ученикам будут вручены пакеты “За семью печатями” с готовыми ответами, которые они озвучат на следующем уроке.

9. Подведение итогов работы.