Ранняя юность – это возраст, когда
наиболее активно идет процесс самопознания и
самоопределения, строится Я-концепция человека.
Это совсем нелегко – понять себя, свои чувства и
желания, определить приоритеты и ценности,
сделать важные жизненные выборы. Результаты
внутренней рефлексивной работы должны быть
проверены, подтверждены в диалоге с другими. Клуб
практической психологии – это одна из форм
работы со старшеклассниками, которая позволяет
целенаправленно расширять самосознание
участников, создает условия для их личностного
самоопределения. Помощь юношам и девушкам в
поиске своей идентичности является одной из
важнейших задач клуба. Но наиболее выпукло такая
возможность выступает на примере специальной
клубной встречи – личного “дня” одного из
участников.
“Мой День” в клубе - это занятие,
в фокусе которого оказывается личность только
одного человека. Это предоставляемая ему
возможность презентации себя как на
поверхностном, внешнем, ролевом, так и на глубоко
личностном уровне, и не только вербально, но
невербальными, образными средствами, а также на
уровне действий и поступков. Кроме того, такая
процедура дает участнику в концентрированном
виде материал для личностного самоопределения
через разнообразные формы обратной связи от
каждого члена группы.
Цели занятия “Мой День” - 1)
расширение самосознания старшеклассников через
получение обратной связи (вербальной и
невербальной) от группы;
2) развитие коммуникативных навыков
(самораскрытие, самопрезентация, слушание,
диалог).
Подготовка к такой встрече начинается
заранее. Определяется участник, который готов к
самораскрытию и принятию обратной связи (исключительно
по желанию). Затем ведущие клуба обсуждают с
“героем дня”, как именно он хотел бы себя
представить, о чем хотел бы рассказать, чем
поделиться, какую информацию о себе получить.
Продумывается “образ” встречи, он может быть
предложен “героем” или создается совместно с
ведущими. “Образ” встречи – это метафора,
передающая важные личностные характеристики
“героя”, его индивидуальность, а иногда –
особенности восприятия этого человека другими. В
соответствии с образом продумывается внешнее
оформление, подбирается музыка, фрагменты из
фильмов, мультфильмов, способствующие созданию
соответствующей атмосферы. Иногда участники
готовят специальные костюмы (так, например,
Саша, “героиня” встречи “Чайная церемония”,
была одета в “кимоно”, с “японским” макияжем и
веером в руках – см. Приложение).
Костюмы или материалы для их импровизированного
создания могут потребоваться, чтобы
продемонстрировать разные “субличности” или
роли “героя”. Многие старшеклассники хотят
иметь возможность в буквальном смысле “видеть
себя со стороны”, поэтому предварительно
делается видеосъемка (как правило, это часть
самопрезентации). Для этого используются
задания типа “Неоконченные фразы”, “Я люблю – я
не люблю”, “Неизвестные факты из моей жизни”,
“Автобиография” и другие.
Каждое занятие, как правило, включает в себя в той или иной форме следующие ключевые моменты:
-
“История” героя – это его
размышления, воспоминания, оценки событий своей
жизни, попытки структурировать свое прошлое,
обнаружить причинно-следственные связи между
событиями. Это поиск ресурсов и осмысление
жизненного опыта. Кроме того, это рефлексия по
поводу наиболее значимых людей и их личностных
“вкладов” в героя встречи.
“Я сейчас” – мысли о себе
сегодняшнем, образ себя “здесь и теперь”. Это
может быть монолог, ответы на вопросы группы или
символическое самовыражение (через стихи,
музыку, движение, рисунок, агитационное
выступление во время “предвыборной кампании” и
т. п.).
Обратная связь от группы может
даваться, по желанию героя, по разным поводам и в
разном виде. Героя может интересовать, каким его
видят другие, при этом он может выбрать, хочется
ли ему сегодня поддержки, позитивного видения
или, наоборот, необходима доброжелательная
критика. Форма подачи обратной связи – как
прямая, вербальная (процедуры типа “Золотой
стул”, “Цветной стул”, “Черный стул” и
подобные), так и образно-символическая
(словесные ассоциации, рисунки, пластилиновые
символы и т.д.). Герой может интересоваться
своим статусом в группе, тогда возможно
использование различных социометрических
процедур (например, “Пространственная
социометрия”). Естественно, группа должна
быть достаточно зрелой, доброжелательной,
способной к поддержке и знакомой с правилами
обратной связи.
“Проекция в будущее”. Главнейшая
характеристика возраста ранней юности –
ориентация на будущее. Очень важно помочь
участникам увидеть перспективу, определить
ресурсы, необходимые для того, чтобы мечты
осуществились, наметить жизненные цели. Поэтому
задания, работающие так или иначе на образ
будущего – неотъемлемая часть “дня”.
“Личные вклады”. Занимаясь в клубе,
старшеклассники осознают, что все люди, с
которыми они встречаются, вносят что-то
особенное в их жизнь. Общаясь с человеком, мы
отдаем ему немножко себя. Важно задуматься, что
именно мы даем и что хотим давать. Как правило,
каждый “Мой день” заканчивается подарками. Это
могут быть символические предметы, это могут
быть слова любви, восхищения и поддержки,
написанные и произнесенные вслух. Каждый
участник уносит с собой мешочек с такими
подарками – на память.
Заключительный этап – “шеринг”,
обмен впечатлениями, чувствами, мыслями.
Естественно, необходимо дать возможность
высказаться герою. Но и остальные участники
глубоко вовлечены в происходящее, они
сопереживают герою и идентифицируются с ним.
Поэтому у них, как правило, тоже возникает такая
потребность.
На занятии “Мой День”
преимущественно используются методы
психологического тренинга: регрессии; обмена
опытом; имитации; концентрации присутствия;
групповой рефлексии; символического
самовыражения; построения диспозиций;
операционализации; группового решения проблем
(классификация И. В. Вачкова).
Предлагаемые в Приложении
методические разработки являются лишь примерным
вариантом того, как может быть проведена такая
клубная встреча (или внеклассное мероприятие).
Каждое занятие готовилось с учетом
индивидуальности конкретных людей, поэтому вряд
ли может быть воспроизведено в неизменном виде.
Вместе с тем, по нескольким занятиям можно
получить о них общее представление, что позволит
желающим создать собственные разработки.
Описанию занятия предшествует краткая
характеристика человека, для которого оно
проводилось. Каждое (или почти каждое) упражнение
обсуждается. Как правило, это краткий обмен
чувствами и мыслями по желанию, однако иногда
целесообразно, чтобы высказались все участники
по кругу.
В разработках занятий мы использовали
известные и описанные в литературе упражнения и
игры (Марасанова Г.И., Прутченкова А.С., Козлова
Н.И., Фопеля К.) а также собственные задания.