Взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы

Разделы: Школьная психологическая служба


Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей.

Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Повседневная учебная деятельность приводит к быстрому умственному развитию, в первую очередь к развитию словесно-логического мышления. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и других функций сознания – они интеллектуализируются и становятся произвольными.

Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Эмоционально-личностная сфера может оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнить ее. Так, хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Умеренно положительные эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации. А отрицательные – создают напряженность или подавленность, что ухудшает способность восприятия.

Кроме этого, с поступлением ребенка в школу, с началом его систематических учебных занятий, его поведение начинает подчиняться определенным целям: быть хорошим учеником, не получать замечаний и т.д. У ученика постепенно начинают формироваться черты личности.

У ребенка, поступившего в школу, возникают и развиваются определенные общественные отношения со своими соучениками, учителем, у него постепенно вырабатывается определенная позиция – отношение к учению, к нормам поведения, к сверстникам, к учителям. А способность выражать свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придает уверенность в себе и в своих силах.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Тем самым ребенок на протяжении всего младшего школьного возраста учится управлять своим поведением, что в свою очередь, помогает ему овладеть психическими процессами (мышлением, вниманием, памятью), они становятся произвольными, целенаправленными. В процессе развития произвольности одновременно формируются и волевые качества. При этом очень трудно иногда отделить одно от другого, так как целенаправленное, регулируемое внимание и воля – единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Ребенок учится осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку. Таким образом, психические процессы настолько переплетены и взаимосвязаны, что порой совершенно не ясно, что на что влияет: внимание на волю или воля на внимание, восприятие порождает мысль или мысль заставляет воспринимать мир соответствующим образом. Ясно лишь одно, что, правильно воздействуя даже на какую-то одну область, мы тем самым улучшаем и совершенствуем работу всего организма.

Отсюда, главная задача ребенка в этот период – научиться учиться, выполнение которой в первую очередь зависит от учителя. А для успешного выполнения данной задачи, практического решения проблемы психологического сопровождения детей, имеющих сложности в обучении и общении, учитель должен знать уровень сформированности приемов учебной деятельности и особенности развития личности ребенка. Но не менее важно знать и особенности развития эмоциональной сферы ребенка. Так как, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего именно эмоциональная нестабильность препятствует гармоническому развитию ребенка. И, исходя из всех этих знаний, проводить работу с детьми в процессе обучения и воспитания.

Чтобы помочь учителю успешно решить все эти проблемы, была составлена программа психологического исследования уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы у детей.

Цели исследования:

  • выявить уровень успешности выполнения заданий, сформированности приемов учебной деятельности и школьной мотивации;
  • исследовать особенности эмоционального и личностного развития учащихся;
  • составление программы работы в этих направлениях для практического решения проблемы психологического сопровождения детей, имеющих сложности в обучении и общении.

Психологическое исследование проводится в несколько этапов:

I этап – знакомство с классом:

  • наблюдение за особенностями поведения учащихся в реальных учебных ситуациях;
  • наблюдение за взаимоотношениями ученика и учителя;
  • наблюдение за деятельностью ученика на уроке.

II этап – изучение деятельности учителя:

  • педагогический стиль учителя;
  • ориентация учителя на воспроизведение детьми усвоенных знаний:
    • простое (репродуктивная установка),
    • творческое, самостоятельное осмысление ими материала (продуктивная установка);
  • психологический анализ урока;
  • характер реакций учителя в различных ситуациях.

III этап – психологическое исследование ребенка:

  • Экспресс-диагностика умственного развития школьников (Переслени Л.И., Чупров Л.Ф.).
    • Цель – выявление уровня успешности выполнения заданий.
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.
    • Цель – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
  • Анкета для определения школьной мотивации.
    • Цель – выявление уровня сформированности мотивации учебной деятельности.
  • Проективная методика “Дом, дерево, человек”.
    • Цель – исследование эмоциональной сферы и личностных особенностей ребенка.
  • Методика “Социометрия” (Морено).
    • Цель – изучение сплоченности коллектива детей и взаимных симпатий.

IV этап – анализ полученных результатов

  • обработка полученных результатов психологического исследования учащихся;
  • составление заключения по результатам психологического исследования;
  • составление заключения по результатам изучения деятельности учителя и наблюдений за учащимися;
  • составление программы дальнейшей работы с детьми (педагогическая, психологическая коррекция).

Исследования проводятся уже в течение трех лет, результаты которых подтверждают гипотезу, что существует тесная взаимосвязь уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы и, что эмоционально-личностная сфера может оптимизировать усвоение школьной программы, либо существенно осложнить ее.

Мониторинг психологического исследования

Тема: психологическое исследование уровня сформированности приемов учебной деятельности и особенностей развития эмоциональной сферы.

Цели:

  • выявить уровень успешности выполнения заданий;
  • уровень сформированности школьной мотивации;
  • уровень школьной тревожности;
  • исследовать особенности эмоциональной сферы и личностного развития детей.

Процедура:

I этап – диагностика интеллектуальных особенностей (уровень успешности выполнения заданий) – Таблица 1.

II этап – определение уровня сформированности школьной мотивации – Таблица 2.

III этап – диагностика уровня школьной тревожности – Таблица 3.

IV этап – исследование эмоциональной сферы и личностных особенностей ребенка – Таблица 4.

Таблица 1. Интеллектуальные особенности (уровень успешности выполнения задания).
<Приложение 1(1.1)>

  2001 2002 2003
высо-
кий
сред-
ний
сла-
бый
низ-
кий
высо-
кий
сред-
ний
сла-
бый
низ-
кий
высо-
кий
сред-
ний
сла-
бый
низ-
кий
Осведомленность 50% 33% 13% 4% 25% 55% 10% 10% 27% 40% 33% 0%
Классификация
понятий
29% 62% 4% 4% 35% 40% 15% 10% 40% 47% 13% 0%
Словесно-
логическое
мышление
21% 50% 21% 8% 30% 35% 10% 25% 7% 47% 7% 40%
Обобщение
понятий
58% 33% 8% 0% 55% 35% 5% 5% 67% 20% 13% 0%
Уровень
успешности
33% 50% 17% 0% 50% 30% 10% 10% 33% 40% 20% 7%

Таблица 2. Мотивация учебной деятельности.
<Приложение 1(1.2)>

Год Положительное отношение к школе

Уровень сформированности мотивации

высокий средний низкий не сформирована
2001 96% 75% 8% 12% 4%
2002 95% 30% 25% 40% 5%
2003 100% 27% 53% 20% 0%

Таблица 3. Школьная тревожность.
<Приложение 2(2.2)>

Показатели 2001 2002 2003
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 49% 63% 42%
2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 40% 41% 51%
3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д. 39% 46% 49%
4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей. 48% 52%  

54%

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, возможностей. 45% 77% 53%
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. 46% 55% 45%
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям

стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор.

20% 62% 33%
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. 38% 48% 55%

Таблица 4. Личностные особенности. Эмоциональное развитие.
<Приложение 2(2.1)>

Показатели Тревожность Нехватка психологической теплоты дома Трудности в общении Конфликтность
2001 92% 71% 67% 21%
2002 80% 70% 75% 20%
2003 93% 86% 100% 47%

Выводы:

  • Происходит снижение уровня успешности выполнения заданий. Недостаточно внимания уделяется развитию познавательных процессов. В первую очередь это связано с недостаточным развитием мыслительных операций. В дальнейшем у учащихся могут возникнуть проблемы при изучении математики.
  • Уровень развития понятийного мышления у большинства детей развит на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз остается неопределенным. Так как, мышление само по себе не развивается, то для развития полноценного понятийного мышления детям необходима помощь.
  • Кроме того, у большинства детей средний уровень осведомленности: дети недостаточно читают, расширяют свой кругозор, что в свою очередь может привести к специфическим проблемам в обучении, которые будут заключаться в узости интересов ребенка, к затруднениям при изучении русского языка (слабая грамотность), гуманитарных дисциплин.

Таким образом, происходит снижение качества усвоения учебного материала.

Уменьшается количество детей с высокой мотивацией учебной деятельности, высокой учебной активностью.

В уровне школьной тревожности больших изменений не наблюдается; они колеблются в пределах средних показателей.

Однако происходит повышение тревожности у детей в личностном и эмоциональном плане. При повышенном уровне тревожности преобладают пессимистические установки: ожидание неудач, неприятностей.

Повышение тревожности приводит к снижению уровня успешности выполнения заданий, так как обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей, лучше ничего не делать. В свою очередь снижение активности может приводить к торможению развития ребенка. Тревожные дети нуждаются во внимательном отношении и поддержке.

Увеличивается количество учащихся, испытывающих трудности в общении, и количество конфликтных детей. Это ведет к осложнению взаимоотношений между детьми, к конфликтам, к дестабилизации общей ситуации в классе.

Увеличивается количество детей, испытывающих нехватку психологической теплоты дома. Возможные причины – неблагополучные взаимоотношения в семье, неправильный стиль воспитания.