Отрочество считается “трудным” возрастом, кризисом личностного развития подростка. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и учителей. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.
Анализируя данные опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было отмечено:
- школа не предоставляет подросткам возможности для позитивного творческого общения друг с другом;
- педагоги во взаимодействии с подростками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения;
- ведущей направленностью школы, по мнению педагогов, является образовательная сторона учебно-воспитательного процесса;
- опыт межличностного взаимодействия подростки получают в “уличном” неформальном взаимодействии.
Настоящая программа направлена на развитие у подростков позитивного творческого общения и творческого мышления, приобретения умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции.
Основным условием реализации программы является сотрудничество подростков с нарушением слуха со слышащими сверстниками и педагогами при выполнении совместной деятельности.
Программа рассчитана на 70 часов: предварительный этап –15 ч.; основной этап – 35 ч.; заключительный этап – 20 ч.
Цель программы: Интеграция психолого-дефектологической и педагогической деятельности профессиональных субъектов специального и общеобразовательного учреждений в рамках формирования эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления у подростков.
Задачи программы:
Перечень диагностических процедур.
1. Социальная ситуация развития (исследование характера межличностных отношений подростка со сверстниками и педагогами школы): социограмма; оценка отношений подростка с классом; проективные тесты-рисунки: “Мой учитель”, “Мой класс”.
2. Особенности мыслительной деятельности подростка (исследование интеллекта и креативности): методика “Предложения”; методика “Классификация”; КТТМ на основе концепции П. Торренса (фигурная форма).
3. Личностные особенности подростка (исследование эмоционально-нравственного развития и потребностно-мотивационной сферы): метод неоконченных предложений; методика “Что мы ценим в людях”; методика “Как поступать”; методика “Черты толерантной личности”; методика определений акцентуации личности К. Леонгарда; методика диагностики агрессивности (А. Ассингера); тест животных Заззо.
Наполняемость группы 12-15 человек: 13 учащихся (8 человек с нормальным состоянием слуха и 4-5 человек с нарушением слуха), 2 педагога.
Основной этап.Структура занятия:
1. Приветствие.
Цель: Знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.
2. Разминка.
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу.
3. Основная часть:
- разыгрывание этюдов;
- использование танцевальных техник;
- изобразительная деятельность;
- работа с метафорами.
4. Релаксационные упражнения.
Цель: Снятие эмоционально-мышечных зажимов, напряжения.
5. Рефлексия занятия.
Цель: Осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
6. Ритуал прощания.
Цель: Создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Заключительный этап.Итоговая групповая и индивидуальная психодиагностика; информирование педагогов о результатах работы интегрированной группы в рамках программы.
Методический материал занятий.Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установление их предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы, используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке, соответствующим структуре занятия.
Система игр и упражнений ритуала приветствия.Цель: Знакомство участников группы друг с другом, запоминание имен, создание позитивного настроя на занятие.
1. Упражнение “Имена”. Педагог предлагает каждому участнику занятия по очереди (по кругу, по часовой стрелке) представиться по имени, чтобы познакомиться.
2. Упражнение “Позови мячом”. Участники занятия, получив мяч должны назвать по имени того, кого хотели бы позвать и передать ему мяч.
3. Игра “Здравствуй, а я тебя помню”. Участники приветствуют друг друга словами: “Здравствуй, а я тебя помню, ты — …” и называют имя того, кого запомнили с прошлого занятия.
4. Игра “Назови соседа справа”. Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.
5. Игра “Назови соседа справа, назови соседа слева”. У кого в руках игрушка – символ занятий, тот называет своего соседа справа, а затем соседа слева и передает игрушку дальше по кругу.
6. Игра “Здравствуй, друг”. Каждый участник группы приветствует всех, каким – либо образом, и все повторяют этот вариант приветствия. Приветствие может быть вербальным или невербальным.
7. Игра “Найди себе пару”. Педагог предлагает всем участникам группы объединиться в пары, но по именам (если одинаковые имена или они начинаются на одну и ту же букву).
Система игр и упражнений разминки.1. Упражнение “Рукопожатие”.
Цель: Активизация участников группы, установление первичного контакта.
Педагог предлагает участником группы, хаотично перемещаясь по комнате и встречаясь с кем-либо, здороваться предложенным способом: кивком головы, ладошками, пяточками, спинками, плечом.
2. Упражнение “Гимнастика для ума”.
Цель: Активизация мыслительных процессов участников группы.
Педагог задает вопрос тому, у кого мяч. Варианты вопросов:
- Какая буква начинает алфавит?
- Сколько цветов в радуге?
- Сколько будет 6 умножить на 3?
- Что изображено на гербе России?
- Сколько нот в нотной азбуке?
- Какой по вкусу лимон?
- Сколько лет Кощею Бессмертному? И т.п
3. Упражнение “Изобрази предмет”.
Цель: Развитие творческих способностей, установление первичного контакта.
Педагог предлагает каждому участнику занятия представить себя предметом, который чем-то напоминает ему его самого, и показать этот предмет с помощью пантомимики.
4. Упражнение “Геометрические фигуры”.
Цель: Сплачивание подросткового коллектива, активизация участников группы.
Все участники группы хаотично передвигаются по комнате, но по условному сигналу объединяются в названную педагогом геометрическую фигуру.
5. Упражнение “Меняются местами те, кто…”.
Цель: Развитие двигательной ловкости и интенсивного пространственного взаимодействия.
Педагог называет определенный признак, наличие которого и будет сигналом к смене своего места нахождения:
- кто одет в брюки;
- кто утром завтракал;
- кто пришел на это занятие;
- кто любит смотреть телевизор;
- кому исполнилось уже 14 лет
6. Упражнение “Спутанные цепи”.
Цель: Развитие двигательной ловкости и интенсивного пространственного взаимодействия.
Педагог выбирает одного человека, который будет распутывать спутанные цепи и предлагает ему отойти к окну или выйти за дверь. Остальные участники занятия, взявшись за руки, начинают переплетаться между собой, но руки не отпускают. Затем приглашается тот, кто будет распутывать цепи.
Игра может носить соревновательный характер, когда двое человек будут распутывать две цепочки.
7. Упражнение “Фраза по кругу”.
Цель: Развитие слухового восприятия, активизация участников группы.
Ведущий передает одному из участников группы сообщение вербально (речью), тот в свою очередь должен передать это же сообщение, но невербально (с помощью мимики и жестов). Так фраза передается по кругу всем участникам группы, затем каждый говорит вслух, что он понял из сообщения соседа.
Система игр и упражнений для основной части занятия.Разыгрывание этюдов.
Цель: Развитие мимической и пантомимической выразительности, снятие эмоциональных и мышечных зажимов, а также установление доверительных отношений между участниками группы.
Этюд “Садовник и цветок”.
Педагог предлагает ребятам пересчитаться на первый- второй, и объединиться в пары. Затем ребята представляют себя: один садовником, который выращивает сказочный цветок, а второй — сказочным цветком. В течение нескольких минут оба участника имитируют движения, манеры поведения данных образов. Затем ребята в паре меняются ролями. После этюда происходит рефлексия чувств, ощущений.
Этюд “Маски настроений”.
Педагог предлагает всем участникам выбрать по одной карточке, на которой описано настроение. Затем по очереди ребята изображают настроение, описанное в карточке, а остальные угадывают словесное его обозначение.
Возможно, что на карточке будут заданы образы (сказочный персонаж, предмет, животное или растение), которые надо изобразить.
Этюд “Книжная страница”.
Педагог предлагает разбиться на подгруппы и каждой подгруппе дает задание проиллюстрировать одну страницу из сказки, которая обозначена на карточке. На подготовку дается до 7 минут, затем каждая подгруппа презентует свою книжную страницу, а остальные угадывают название сказки.
Танцевальные техники.
Цель: Развитие умений чувствовать собственное тело, владеть им и не стесняться его; передавать в танце через движения эмоциональное состояние заданного образа, созвучное собственному состоянию; сплачивание группы в групповом танце.
Упражнение “Бал цветов”.
Каждый участник выбирает себе образ цветка, который похож на него. Под музыку П.И.Чайковского “Вальс цветов” все одновременно начинают парить в танце, стараясь передать характер своего цветка. После выполнения упражнения происходит рефлексия чувств, ощущений.
Упражнение “Шахрезада”.
Педагог рассказывает участникам группы, что каждый человек по-своему представляет того или иного персонажа, например образ восточной сказочницы, которая развлекала падишаха не только сказками, но и танцами. Педагог предлагает желающим продемонстрировать свое видение образа Шахрезады в танце.
Упражнение “Хоровод”.
Педагог предлагает разделиться на подгруппы (от двух до четырех) и придумать хоровод на заданную музыку. Время работы в подгруппе до 10 минут. Затем презентация своего творения от каждой подгруппы.
Изобразительные техники.
Цель: Выражение собственных чувств через цветовую палитру, самораскрытие и самопринятие; сплачивание подросткового коллектива в совместной изобразительной деятельности, развитие терпимости и принятия того, кто с тобою рядом.
Упражнение “Какой я есть, каким бы мне хотелось быть”.
Педагог предлагает ребятам согнуть альбомный лист пополам и на одной стороне нарисовать себя настоящего, а на другой того, каким бы он хотел быть. Время работы до 10 минут. Затем предлагается эти рисунки положить в именные папочки, которые будут храниться у педагога до завершения цикла занятий.
Упражнение “Куски пирога”.
Педагог предлагает ребятам оформить пирог, который они могут разделить на семь частей и раскрасить их заданными цветами: красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, черный, серый. Можно использовать не все цвета, а только те, которые нравятся. Время работы до 7 минут. После работы рисунки ребят собираются, перемешиваются, и предлагается каждому участнику группы высказать свои ощущения, которые они вызывают.
Упражнение “Ладошки”.
На большом листе ватмана педагог предлагает ребятам нарисовать свои ладони (обвести их и подписать), затем под музыку ребята двигаются вокруг листа, как только музыка закончилась, все останавливаются и начинают раскрашивать ту ладошку, которая оказалась к нему ближе, тем цветом, который, как ему кажется, больше соответствует этому человеку. Этот лист ватмана хранится до последнего занятия, где снова проводиться это упражнение и отслеживаются изменения в восприятии группы.
Упражнение “Мы – один цветок”.
Педагог предлагает ребятам разбиться по парам и, выбрав сообща цветные мелки (карандаши) нарисовать, вместе держа мелок одной рукой, тот цветок, которым они себя ощущают, но во время рисования разговаривать нельзя. Время работы до 5 минут. Затем проводится рефлексия, где каждый рассказывает о своих ощущениях во время совместного рисования.
Метафоры.
Цель: Развитие творческого мышления.
Самопознание – взгляд на себя со стороны. Я вижу, (слышу), ощущаю – я познаю мир.
Глаза – зеркало души. Говорящие руки. Жизнь без слов. Счастье, когда тебя понимают.
Доверяй, но проверяй. (Цена доверия). Дружба – это доверие без границ. Друг познается в беде.
Притча о дрессировщике и тигре.
Артист цирка, известный дрессировщик Хлыстов, после репетиции отправил тигра в клетку и покинул арену. Он шел и раздраженно думал: “Сколько можно биться с этим глупым тигром! Никак он не может понять, что ему нужно прыгнуть через обруч!”
Тигр, возвращаясь в свою клетку, лениво размышлял: “Сколько можно биться с этим глупым дрессировщиком! Интересно, когда он, наконец, поймет, что я буду прыгать через обруч только тогда, когда он принесет мне свежее мясо, а не эти жалкие остатки?”
Притча о мудрецах и слоне.
Однажды трое мудрецов в темном помещении пытались понять, что же такое Слон, который был в ней.Один нащупал в темноте хвост и сказал:
- Слон – это что-то, похожее на кусок веревки.
Второй обхватил ногу и заявил:
- Слон – это нечто наподобие колонны.
Третий взялся за хобот и сформулировал:
- Слон похож на удава.
Тут вошел четвертый мудрец, зажег лампу, и все увидели, что же такое на самом деле Слон.
Притча о лавке возможностей.
Однажды человек бродил по городу и зашел в торговую лавку. Он долго смотрел на витрину с разнообразными фруктами и овощами. Там были такие плоды, которые он никогда не видел. В лавку приходили люди и выбирали то, что им по душе, но как только они брали в руки фрукты или овощи, те исчезали, оставляя на ладонях крошечные семечки. Удивленный, он решил схитрить и попросил хозяина лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт,- сказал он и показал на полку.
Хозяин подал ему фрукт, но как только тот коснулся его ладоней, то исчез, и вместо него на ладонях оказалось семечко.
- Что же это такое? — спросил он.
На что продавец ответил:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами.
Релаксационные упражнения.Цель: Снятие эмоционального и телесного напряжения, быстрый отдых, расслабление.
Упражнение “Абракадабра”.
Участники занятия хаотично передвигаются по комнате, закрыв уши руками и произнося все, что приходит им в голову. Возможно, пропевая гласные звуки, которые педагог показывает на карточке. Продолжительность до 7 минут.
Упражнение “Портрет”.
Участники разбиваются на пары и, сев на колени лицом друг к другу, под тихую медитативную музыку выполняют следующее: один, изображая холст, закрывает глаза, а второй, изображая художника, проводит по лицу своего партнера пальцами, как бы прорисовывая его черты. Продолжительность до 7 минут.
Упражнение “Рубка воздуха”.
Педагог предлагает всем участникам занятия, передвигаясь в указанном направлении, имитировать рубку воздуха руками. На входе — руки вверх, на выдохе — резко вниз. Продолжительность до 5 минут.
Упражнение “Маленький ребенок”.
Всем участникам группы предлагается разбиться по парам и устроиться там, где им удобно. “Вспомните себя маленькими. Вы, наверное, играли в детстве в “Ладушки”. Сейчас у вас есть уникальная возможность вспомнить эту игру и те чувства, ощущения, которые вы испытывали тогда”. В течение 3 минут все играют в эту игру, а затем обмениваются своими впечатлениями.
Игра “Кукла наследника Тутти” (авторская игра педагога – психолога Рудяковой О.Н.).
Ребята разбиваются на пары, и один становится наследником Тутти, а второй — его любимой заводной куклой, которая танцует, но только если сам принц ей помогает, берет ее руки в свои и выполняет ими движения. Продолжительность до 7 минут.
Упражнение “Пять минут отдыха”.
Педагог предлагает ребятам сесть там, где им удобно и расслабиться. Лампа с имитацией аквариума, приглушенный свет и тихая музыка поможет им отдохнуть. Педагог предупреждает ребят, что по истечении пяти минут он подойдет и положит на плечо каждому участнику группы свою руку, как сигнал открыть глаза.
Система игр и упражнений ритуала прощания.
Цель: Создать у участников ощущение завершенности занятия, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Упражнение “Фотография на память”.
Педагог предлагает всем участникам занятия сделать снимок на память, все сообща выбирают место для снимка. Педагог сам может быть в роли фотографа, а может предложить эту роль кому-либо из группы. Фотограф может видоизменить положение группы.
Упражнение “Корзина чувств”.
Все участники сидят в кругу, и педагог предлагает им: “Представьте, что в центре нашего круга стоит большая корзина, в нее каждый из вас может положить те чувства, которые его переполняют или доставляют неудобство. Также вы можете взять из этой корзины то чувство, которое необходимо вам, чтобы ощущать себя комфортно”.
Упражнение “Букет”.
Все участники сидят в кругу, и педагог предлагает им: “Представьте, что в центре нашего круга стоит большая напольная ваза, в нее каждый из вас может поставить тот цветок, который не только радует вас, но и будет радовать всю группу”.
Упражнение “Импульс”.
Все участники группы, стоя в кругу, взявшись за руки, получают и передают по очереди через рукопожатие импульс дружеского прощания. Возможно высказывание слов прощания вслух, если в этом есть у кого-то необходимость.
Упражнение “До скорой встречи, друг”.
Все участники группы, стоя в кругу, поочередно поворачиваются к своему соседу справа, а затем к соседу слева, кладут ему руки на плечи и произносят: “До скорой встречи, друг!”