ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Особенно это важно в начальной школе, так как именно здесь учеба - ведущий вид деятельности учащихся.
Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость.
Психологическая служба в системе народного образования призвана способствовать созданию условий для оптимального развития каждого ребенка. Особенно важны эти условия в начальной школе, а главное в первом классе, так как именно первый класс - стартовая площадка всего школьного пути ученика, его успешности, развития, личностного становления.
Развитие подразумевает реализацию возможностей заложенных в человеке.
Только добившись того, чтобы ребенок сам пожелал учиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи, поставленные в группе развития.
Группы развития позволяют существенно снизить процент учащихся, не справляющихся с программой первого класса, и как следствие - уменьшить количество ребят, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.
Цикл занятий “ Развитие” для учащихся первых классов
Группы для занятий комплектуются по итогам входной диагностики развития ВПФ (высших психических функций), в частности памяти, внимания, мышления.
Введение в занятия игровых приемов на развитие внимания, памяти, моторики позволяют более продуктивно реализовать программу развития психики каждого ребенка, причем не только интеллектуальной, но и личностной ее стороны.
Основная задача курса - развить у детей мотивацию, произвольность, интеллектуальную и речевую сферу до уровня психологической готовности к соответствующему школьному обучению.
Принцип работы - субъектное отношение к ребенку. Объект мы можем исправлять (коррекционная работа), а субъект - нет, мы можем лишь предоставить ему возможность для самоизменения.
Количество занятий - 24
Количество участников - 6-8 человек
Продолжительность одного занятия - 40 мин.
В программе занятий предусмотрены 2 срезовых контроля и итоговый контроль.
ПРОГРАММА КУРСА
В структуре каждого занятия выделяются следующие элементы:
- Ритуал приветствия
- Разминка с применением игр на внимание, память, кругозор, моторную ловкость.
- Основное содержание занятия с применением элементов гимнастики и физкультминуток
- Ритуал прощания.
Занятие 1.
Игра “Земля - вода - огонь - воздух” [4].
Основная часть:
Графический диктант (собачка).
Игра-считалка.
Группировка (по карточкам). Объединить в группы и дать название этим группам.
Занятие 2.
Упражнение: “Пальчики здороваются”.
Основная часть:
Кто лишний? (По карточкам)
Упражнение-разминка: “Плечо с ухом здороваются”.
Игра-считалка.
Занятие 3.
Игра “Земля - вода - огонь- воздух”.
Основная часть:
Нелепицы.
Заполни стаканчики (Задание: закрасить каждый второй).
Тест “Срисовывание образцов”
Гимнастика для глаз.
Занятие 4.
Танцевальные шаги (шаг вправо, левую ногу приставить, хлопок, шаг влево, правую ногу приставить, хлопок, аналогично вперед- назад).
Основная часть:
Найди сходства (что общего между кошкой и собакой, мячом и солнцем и т.д и т.п).
Гимнастика для рук (фортепьяно).
Игра “Земля - вода - огонь - воздух”.
Занятие 5.
Упражнение “Гусь”. Руки резко поднять - опустить на 8 счетов.
Попеременно скрещивать перед грудью (8 счетов).
Вращение вперед-назад на 8 счетов.
Основная часть:
Таблица Шульте. Выполняется в виде соревнований в парах. Кто быстрее.
Зрительный диктант [1].
Занятие 6.
Упражнения “Фортепьяно”, “Пальчики здороваются”.
Основная часть:
Игра-составь загадку: Что лишнее?
Пример: кастрюля, сковорода, стул, чайник.
Каждый придумывает загадку соседу, а тот ее отгадывает и объясняет.
Задание на логическое мышление “Точки, снежинки, палочки” [4].
Занятие 7.
Упражнение “Шарик”.
Надуваем быстро шарик. Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - стал он тонкий и худой.
Основная часть:
Игра “Что изменилось?” (По карточкам или с игрушками).
Игра “Чего не достает?”
Игра “Зеркало”. Встав друг против друга, сначала один повторяет все движения за другим, потом меняются.
Занятие 8.
Упражнение “Земля - вода - огонь - воздух”.
Основная часть.
Найди различия (каждому выдается пара картинок с идентичным изображением, но с некоторыми различиями)
Зашумленная картинка (посмотри внимательно и запиши в тетрадь то, что видишь)
Игра “Считалка”. Все стоят в кругу и держатся за руки, повторяя стишок:
Раз, два ,три, четыре, пять
Начинаем мы играть
На меня вы посмотрите
И как надо покажите.
Ведущий может назвать одну часть тела, а показать другую. Ребятам нужно показать, то, что назвали.
Занятие 9.
Игра-считалка.
Основная часть:
Работа со счетными палочками.
Задание: сложи квадрат, треугольник, очки, мельницу, бабочку, прямоугольник, звезду, рыбку, лодку, мост, машину, ракету, пароход, танк, лопату, грибок, забор и зарисуй в тетрадь то, что получилось.
Сложите рожицу (групповая работа по три человека). Обсуждение: у кого интереснее, почему?
Игра “Зеркало”.
Занятие 10. Срезовый контроль.
Основная цель - исследование динамики развития ВПФ.
Задание 1. Графический диктант.
Задание 2. Диагностика внимания.
6-3
2-5-9
8-4-9-3
9-7-8-5-2
3-6-7-1-9-4
Упражнение “Гусь”.
Зрительный диктант (показываются картинки, а ученик должен нарисовать то, что запомнил.
Задание: Продолжи закономерность (продолжи забор).
Занятие 11.
Игра-считалка.
Основная часть:
Запомните пары слов.
Полка-окно, дерево-стакан, яблоко-ворона, книга-трава, животное-сумка, лето-тетрадь.
Я буду вам говорить первое слово, а вы вспомните, и запишите, какое слово было с ним в паре?
Упражнение “Танцевальные шаги”.
Занятие 12.
Упражнение считалка.
Основная часть:
Вы будете сейчас на карандаш мысленно накручивать, как гирлянду, слова. Запомните, как они располагались и повторите.
Эти слова - ремень, кольцо, жук, машина, груша, ведро, песня.
Упражнение “Гусь”.
Запутанные дорожки [1].
Занятие 13.
Игра “Земля - вода огонь- воздух”.
Основная часть:
Загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Белочка приготовила вам задачку:
В первом дупле - гриб, гриб, гриб, желудь;
Во втором дупле - гриб, гриб, желудь, желудь;
В третьем дупле - гриб, желудь, желудь, желудь.
В своих тетрадях нарисуйте, что будет у белочки спрятано в четвертом дупле?
Упражнение “Шарик”.
Занятие 14.
Игра-считалка.
Основная часть:
Решение логических задач [1].
Упражнение “Гусь”.
Занятие 15.
Игра “ Земля - вода - огонь - воздух”.
Основная часть:
Задание: продолжи закономерность [1].
Упражнение: танцевальный шаг.
Методика “Последовательность событий” (по серии картинок составить рассказ).
Занятие 16.
Игра-считалка.
Основная часть:
Сравнение понятий: что общего, чем отличаются?
Загадки: (напиши ответ в тетрадь)
- Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)
- На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются (Глаза)
- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Восемь)
- Два отца и два сына нашли три апельсина и поделили поровну, каждому досталось по целому. Как? (Дед, отец, сын)
Занятие 17.
Игра-считалка.
Основная часть:
Группировка.
Солнце Тополь Чашка Заяц Луна |
Шапка Медведь Сосна Ложка Юбка |
Липа Блюдце Звезда Лиса Платье |
Небо Елка Белка Кружка Кофта |
Упражнение “Шарик”.
Занятие 18.
Упражнение-считалка.
Основная часть:
Предметная классификация.
Разложите на пять групп, подходящие к подходящим.
Яблоко Диван Коза Лошадь Стол |
Ребенок Велосипед Телега Сливы Женщина |
Пароход Шкаф Собака Арбуз Моряк |
Этажерка Кузнец Кошка Самолет Груша |
Занятие 19.
Упражнение “Танцевальные шаги”.
Основная часть:
Ассоциации: отвечайте на каждое слово любым другим, пришедшим в голову. Запишите его в тетрадь.
Упражнение “Шарик”.
Занятие 20.
Срезовый контроль.
Задание1. Послушай, запомни, напиши. 386 3417 84239 382174 5174238 |
Посмотри, запомни, напиши 612 6158 52186 796483 9852163
|
Послушай и запиши в обратном
порядке 63 259 4893 97852 367194 |
Продолжи ряд, напиши следующие 2 цифры каждого ряда.
2 3 4 5 6 7 _ _
9 8 7 6 5 4 _ _
3 5 7 9 11 13 _ _
44 55 66 _ _
1 4 7 10 13 16 _ _
40 35 30 25 20 _ _
30 26 22 18 14 10 _ _
Занятие 21, 22.
Упражнение “Гусь”.
Основная часть:
Работа по МЭДИСу (методике экспресс-диагностики интеллектуального развития).
Занятия 23, 24. Итоговый контроль.
Цель: Исследование развития мыслительных процессов, сравнительный анализ полученных результатов.
Бланк заданий (тест Амтхауэра, детский вариант; числовые ряды).
Литература
1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.
2. Битянова М.Р. Азарова Т.В. Афанасьева Е.И. Васильев Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001.
3. Битянова М.Р. Профессия школьник. М., 2000
3. Готовность к школе: развивающие программы // Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
5. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе.М., 2004.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2001.
7. Практическая психология образования. // Под. ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
8. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М., 1998.
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб., 2000.