В период обучения ребенка в школе перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации учащихся. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование.
Консервативность образования проявляется в самой позиции учителя как носителя функций обучения и контроля. Пользуясь словом как средством профессионального труда для организации обучения и стимулирования деятельности учащихся, педагог предъявляет определенные требования. Учебная мотивация подразумевает, что данные требования учащимися принимаются и выполняются без потери интереса к процессу обучения (в мотивации присутствует осознанное принятие и эмоциональный компонент). Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения. Крайним случаем является негативное отношение к школе в целом. Почему это происходит?
Наш опыт работы с подростками показывает, что одной из причин напряженности, влекущей за собой снижение мотивации, в отношениях между ними и педагогами является несовпадение модальностей.
Под модальностью мы понимаем слово (группу слов), выражающее отношение к действию.
Как отмечает Т.Г. Григорьева, в общении с учениками педагог обычно использует модальности “Вы должны”, “Вы обязаны”, “Нам нужно”; в то время как по отношению к себе он использует модальности “Я могу”, “Я имею право” и др. На уровне использования модальностей возникает конфликт: ребенок ощущает, что у него нет прав, одни обязанности, а взрослый имеет права, в том числе право требовать. В результате повышается эмоциональное напряжение и снижается и без того неустойчивая учебная мотивация. Таким образом, использование педагогами модальности возможного, на наш взгляд, является одним из условий сохранения и укрепления учебной мотивации.
Использование различных модальностей связано со структурой личности с точки зрения трансактного анализа. По Э.Берну [2], в психической структуре каждого человека присутствуют субличности родителя, взрослого, ребенка.
Родитель – потребность критиковать, опекать, оценивать, хранилище и трансляция моральных нормативов. В деятельности ориентируется на общепринятые нормы, нравственные оценки. Модальности: нужно, должен, обязан.
Взрослый – сочетание требуемого и желаемого, поиск компромисса, анализ и оценка имеющихся ресурсов, принятие взвешенного решения. В деятельности руководствуется принятыми и осознанными правилами взаимодействия. Модальности: можно, возможно, полезно, разумно, выбор и др.
Ребенок – побуждения, импульсы, желания, капризы. В деятельности обеспечивает эмоциональный фон (нравится – не нравится). Модальности: хочу, интересно, попробуй.
Подросток претендует на взрослость, защищает свою свободу, требует предоставления ему возможности выбора (потребность в актуализации позиции “Взрослого”). Педагог в силу профессиональной деятельности находится в позиции “Родителя”, поэтому стимулирует учебную мотивацию учащихся через долженствование (обращение к “Ребенку” учащегося).
По Т.Г. Григорьевой [1, с. 84], долженствование влечет за собой либо подчинение, которое сопровождается обидой или недовольством, либо желание восстать, которое влечет напряжение или чувство вины. На уроке использование модальности долженствования вызывает формальное отношение к деятельности, перекладывание ответственности за результат на внешний источник долженствования, снижение инициативы. В качестве примера использования данной модальности можно привести следующие часто употребляемые педагогами фразы: “Что мы должны сделать сегодня на уроке?”, дисциплинарные указания типа “Вы должны слушать меня”, “Тебе нужно подготовиться дома как следует” и др. Как правило, в данном случае педагог сам подводит итоги работы учащихся.
Внутреннюю мотивацию и ответственность за результат работы обеспечивают модальности, апеллирующие к позиции “взрослого” и “ребенка” учащегося, предоставляющие ему возможность выбора и побуждающие интерес, азарт, поиск: “Какой может быть цель урока для нас?”, “Попробуй некоторое время поработать молча”, “Что вы хотите получить от сегодняшнего занятия?” и др. Т.Г. Григорьева отмечает, что модальность возможного стимулирует самостоятельную направленность действий, согласие или не согласие с анализом последствий, принятие ответственности и в конечном итоге ведет к личной свободе и возможности открытий. Часто мы опасаемся, что использование модальности возможного, предоставление свободы выбора приведет к тому, что ученик откажется работать вообще. Практика показывает, что подростки не только работают, но и становятся более внимательными и заинтересованными по отношению к педагогу, который дает их “Взрослому” проявить себя.
Модальность долженствования нельзя сбрасывать со счетов, так как ее использование оправдано в случае ограничения времени, выполнения правил работы (которые были поняты и приняты учащимися!), в экстренных случаях для установления дисциплины. Преимущество модальности долженствования для педагога состоит в том, что она не требует аргументации. Однако не стоит забывать, что подростки хотят знать “Почему я должен?..”. Согласимся, уважаемые педагоги, что человек имеет право получить обоснование требованиям, предъявляемых к нему, иначе мы рискуем вырастить пассивного исполнителя чужой воли. Да, использование модальности возможного повышает требования к умению педагога аргументировать и убеждать, но оказывает благоприятное влияние в первую очередь на характер отношений между педагогом и учеником, которые в подростковом возрасте в значительной степени определяют характер учебной мотивации.
Мастерство педагога, таким образом, состоит в гибком использовании модальностей разных уровней с преобладанием модальности возможного как средства повышения учебной мотивации, личностного развития и оптимизации отношений с учащимися.