Дифференциация звуков [с]и [з]

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

1.Формирование фонематического слуха и восприятия.

2.Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Расширение и уточнение словаря учащихся, обучение навыкам словообразования.

4.Развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.

Оборудование: предметные картинки со звуками “с”, “з”; профили звуков “с”, “з”; жетоны, печатные буквы “с”, “з”; слоговые карточки; набор к игре “Звуковая мозаика”; карточки со словами для составления предложений; графические картинки для развития мелкой моторики.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед:

- Вначале сядет тот, кто правильно разделит свою фамилию на слоги. Называйте фамилию и количество слогов в ней. (Дети называют и по очереди садятся на свои места).

2. Введение в тему.

Логопед:

- Ребята, только что нас пригласили на день рождения ваши друзья Зоя и Саша. А на дни рождения с чем ходят? (С подарками). Послушайте, что попросила в подарок Зоя: зонтик, корзинку, розы, заколку.

- Скажите, какой звук в этих словах повторяется чаще всего? (“З”)

- А вот что просит на день рождения Саша: самолет, велосипед, пистолет, собаку.

- В этих словах какой звук повторяется? (“С”).

- Молодцы! А как вы думаете, с какими звуками мы будем работать? (“С”, “З”).

- Буквы “с” и “з” выставляются перед учащимися.

Логопед:

- Скажите, а где мы сможем взять подарки? (В магазине).

- Но в магазине просто так нам их никто не даст, нужно купить. Деньги вы на уроке можете заработать? (Нет) А что вы можете на уроке заработать? (Оценки)

- Или баллы. Вот и сегодня в нашем магазине можно подарки купить за баллы или жетоны. А их я буду давать за правильный ответ.

3. Характеристика звуков.

Логопед:

- Для начала охарактеризуем звуки, которые вам помогут зарабатывать жетоны.   Звуки “с”, “з” какие, гласные или согласные? (Согласные) Назовите звонкий согласный звук. (“З”) Глухой согласный звук. (“С”)

- А теперь все произнесите звук (“з”), скажите какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука. Посмотрите на профили. ( “зубы”, “язык”, “голос”)

- Значит , звук “з” язычно-зубной. Произносим звук “с”, какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука? (Зубы, язык) Звук “с” тоже язычно – зубной. Кто мне даст полную характеристику звука (“з”)? (Согласный, звонкий, язычно- зубной.) А звук “с”? (Согласный, глухой, язычно- зубной.)

При правильных ответах учащимся выдаются жетоны. Ученики открывают рабочие тетради, записывают число, тему.

4. Дифференциация звуков в слогах.

4.1.Устно. На доске записаны слова с пропущенными слогами со звуками “с” и “з”: кра…, …гар, до…ры, до…да, ку...вок, на…вать, ро…вый, на…пать, …мок, поло… .

Логопед:

- Я показываю на слово, а вы поднимаете тот слог, который необходимо вставить вместо точек, затем называете получившееся слово. (За правильный ответ выдается жетон).

4.2.Перед группой учащихся выставляется ряд предметных картинок в названиях, которых есть звуки “с” и “з”.

Логопед:

- Давайте назовем предметы , которые изображены на картинках (светофор, кастрюля, самосвал, корзинка, снегирь).

- Вы в тетрадях составите схемы этих слов: разделите на слоги и надпишите слоги с буквой “с” или “з”.

После выполнения задания дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга схемы. За правильно составленные схемы выдается жетон.

5.Физминутка:

5.1.Учащиеся произносят и выполняют движения:

Мы боксеры, мы штангисты,
Бегуны и фигуристы.
Проплывем через моря,
Есть везде у нас друзья.

5.2.Логопед произносит, дети выполняют:

Руки выше поднимите
И тихонько опустите,
Разверните их как крылья
И вперед, чтоб ровно было.
Громко хлопните, ребятки
И садитесь, все в порядке.

6.Дифференциация звуков в словах.

6.1.Образование относительных прилагательных. (запись на доске)

Металл - посуда -
Класс - доска -
Шоссе - дорога -
Пассажир – вагон -
Золото - кольцо -
Резина - мяч -
Стекло - ваза -
Железо - дверь -

Логопед:

- Образованные прилагательные от существительных запишите в тетрадь. Синим карандашом в полученных прилагательных обводим букву “с” в кружок, зеленым – “з”.

За правильно выполненное задание выдается жетон.

6.2.Звуковой анализ слов. Игра “Звуковая мозаика”.

Учащимся раздаются игровые поля для заполнения синими и зелеными квадратиками в соответствие со словами: арбуз, насос, овес, мороз, близко, автобус, повязка, редиска, указка, дерзкий. Кто правильно выложил получает жетон.

7. Развитие слуховой памяти. (Составление словосочетаний).

На доске записаны слова: высокий, интересный, морозный, знойная, полосатая.

Логопед:

- Ребята, я два раза прочитаю существительные, вы внимательно послушайте и запомните. Затем подберите к словам- признакам, записанные на доске, подходящие слова- предметы и составите словосочетания. (Произносит слова).

- Воздух, сказка, зебра, забор, пустыня.

Дети записывают словосочетания в тетрадь и выделяют буквы “с” и “з”. За правильно выполненное задание получают жетон.

8. Развитие мелкой моторики.

Перед детьми ряд фигурок для выкладывания из палочек. Дети выкладывают только ту фигурку в названии, которой есть звук “с” или “з”.

9. Дифференциация в предложении.

Логопед:

- Возьмите конвертики, прочтите слова, которые у вас записаны на карточках и из этих слов составьте предложения. Затем запишите получившиеся предложения в тетрадь и выделите согласные буквы.

Зачитывают предложения и получают жетоны.

10. Итог занятия.

Логопед:

- Максимум жетонов у вас должно быть семь. Кто заработал семь жетонов, тот первым выбирает любой подарок. Ребята, какие звуки нам помогли заработать жетоны? (“С” и “з”).