Цели:
1.Формирование фонематического слуха и восприятия.
2.Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3.Расширение и уточнение словаря учащихся, обучение навыкам словообразования.
4.Развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.
Оборудование: предметные картинки со звуками “с”, “з”; профили звуков “с”, “з”; жетоны, печатные буквы “с”, “з”; слоговые карточки; набор к игре “Звуковая мозаика”; карточки со словами для составления предложений; графические картинки для развития мелкой моторики.
Ход занятия. 1. Организационный момент.Логопед:
- Вначале сядет тот, кто правильно разделит свою фамилию на слоги. Называйте фамилию и количество слогов в ней. (Дети называют и по очереди садятся на свои места).
2. Введение в тему.
Логопед:
- Ребята, только что нас пригласили на день рождения ваши друзья Зоя и Саша. А на дни рождения с чем ходят? (С подарками). Послушайте, что попросила в подарок Зоя: зонтик, корзинку, розы, заколку.
- Скажите, какой звук в этих словах повторяется чаще всего? (“З”)
- А вот что просит на день рождения Саша: самолет, велосипед, пистолет, собаку.
- В этих словах какой звук повторяется? (“С”).
- Молодцы! А как вы думаете, с какими звуками мы будем работать? (“С”, “З”).
- Буквы “с” и “з” выставляются перед учащимися.
Логопед:
- Скажите, а где мы сможем взять подарки? (В магазине).
- Но в магазине просто так нам их никто не даст, нужно купить. Деньги вы на уроке можете заработать? (Нет) А что вы можете на уроке заработать? (Оценки)
- Или баллы. Вот и сегодня в нашем магазине можно подарки купить за баллы или жетоны. А их я буду давать за правильный ответ.
3. Характеристика звуков.
Логопед:
- Для начала охарактеризуем звуки, которые вам помогут зарабатывать жетоны. Звуки “с”, “з” какие, гласные или согласные? (Согласные) Назовите звонкий согласный звук. (“З”) Глухой согласный звук. (“С”)
- А теперь все произнесите звук (“з”), скажите какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука. Посмотрите на профили. ( “зубы”, “язык”, “голос”)
- Значит , звук “з” язычно-зубной. Произносим звук “с”, какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука? (Зубы, язык) Звук “с” тоже язычно – зубной. Кто мне даст полную характеристику звука (“з”)? (Согласный, звонкий, язычно- зубной.) А звук “с”? (Согласный, глухой, язычно- зубной.)
При правильных ответах учащимся выдаются жетоны. Ученики открывают рабочие тетради, записывают число, тему.
4. Дифференциация звуков в слогах.
4.1.Устно. На доске записаны слова с пропущенными слогами со звуками “с” и “з”: кра…, …гар, до…ры, до…да, ку...вок, на…вать, ро…вый, на…пать, …мок, поло… .
Логопед:
- Я показываю на слово, а вы поднимаете тот слог, который необходимо вставить вместо точек, затем называете получившееся слово. (За правильный ответ выдается жетон).
4.2.Перед группой учащихся выставляется ряд предметных картинок в названиях, которых есть звуки “с” и “з”.
Логопед:
- Давайте назовем предметы , которые изображены на картинках (светофор, кастрюля, самосвал, корзинка, снегирь).
- Вы в тетрадях составите схемы этих слов: разделите на слоги и надпишите слоги с буквой “с” или “з”.
После выполнения задания дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга схемы. За правильно составленные схемы выдается жетон.
5.Физминутка:
5.1.Учащиеся произносят и выполняют движения:
Мы боксеры, мы штангисты,
Бегуны и фигуристы.
Проплывем через моря,
Есть везде у нас друзья.
5.2.Логопед произносит, дети выполняют:
Руки выше поднимите
И тихонько опустите,
Разверните их как крылья
И вперед, чтоб ровно было.
Громко хлопните, ребятки
И садитесь, все в порядке.
6.Дифференциация звуков в словах.
6.1.Образование относительных прилагательных. (запись на доске)
Металл - посуда -
Класс - доска -
Шоссе - дорога -
Пассажир – вагон -
Золото - кольцо -
Резина - мяч -
Стекло - ваза -
Железо - дверь -
Логопед:
- Образованные прилагательные от существительных запишите в тетрадь. Синим карандашом в полученных прилагательных обводим букву “с” в кружок, зеленым – “з”.
За правильно выполненное задание выдается жетон.
6.2.Звуковой анализ слов. Игра “Звуковая мозаика”.
Учащимся раздаются игровые поля для заполнения синими и зелеными квадратиками в соответствие со словами: арбуз, насос, овес, мороз, близко, автобус, повязка, редиска, указка, дерзкий. Кто правильно выложил получает жетон.
7. Развитие слуховой памяти. (Составление словосочетаний).
На доске записаны слова: высокий, интересный, морозный, знойная, полосатая.
Логопед:
- Ребята, я два раза прочитаю существительные, вы внимательно послушайте и запомните. Затем подберите к словам- признакам, записанные на доске, подходящие слова- предметы и составите словосочетания. (Произносит слова).
- Воздух, сказка, зебра, забор, пустыня.
Дети записывают словосочетания в тетрадь и выделяют буквы “с” и “з”. За правильно выполненное задание получают жетон.
8. Развитие мелкой моторики.
Перед детьми ряд фигурок для выкладывания из палочек. Дети выкладывают только ту фигурку в названии, которой есть звук “с” или “з”.
9. Дифференциация в предложении.
Логопед:
- Возьмите конвертики, прочтите слова, которые у вас записаны на карточках и из этих слов составьте предложения. Затем запишите получившиеся предложения в тетрадь и выделите согласные буквы.
Зачитывают предложения и получают жетоны.
10. Итог занятия.
Логопед:
- Максимум жетонов у вас должно быть семь. Кто заработал семь жетонов, тот первым выбирает любой подарок. Ребята, какие звуки нам помогли заработать жетоны? (“С” и “з”).