Цель: познакомить учащихся с понятием "внимание" и с его значением в жизни человека.
Задачи:
- знакомство учащихся с предметным содержанием понятия “внимание”;
- содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания;
- развитие свойств внимания.
Материал к занятию: каждому ребёнку раздаётся материал, содержащийся в приложениях.
Организационный момент
На доске написано: “Моё ..........”
Инструкция: Детям предлагается на “поле знаний” найти правильный путь и расшифровать психическую функцию, без которой ребятам тяжело хорошо учиться играть и выполнять любую работу.
Каждый ребёнок получает “Поле знаний” (Приложение №1). Для проверки правильности продвижения по “Полю знаний” используется Приложение №5.
Выполняя задания, ребенок найдёт нужный шифр и, расшифровав его, узнает, какая психическая функция так нам необходима во всех делах. Каждый будет идти своей дорогой. Для начала - разделить на 2 варианта. Для того, чтобы лучше сосредоточиться, сделаем гимнастику мозга (перекрёстные движения, см.[1]).
Ход занятия
Задание №1. “Составь слово” (Приложение №2, для каждого варианта своё)
Инструкция: под каждую цифру нужно вставить букву. А букву найти нужно проследив глазами от цифры по дорожке к букве. И эту букву вписать в клетку под данной цифрой.
У каждого варианта получается слово, которое укажет направление движения по “Полю знаний”. С Теми детьми, которые сделали быстрее других, можно поиграть в игру “Запомни и назови”. Правила игры: в течение 30 секунд ребята смотрят вокруг себя пытаются запомнить увиденное в кабинете. Затем закрывают глаза и отвечают на вопрос водящего о местоположении и других характеристиках той или иной вещи в кабинете.
Например: Сколько стульев в кабинете?
Задание №2. “Найди слово” (Приложение №3)
Каждому ребёнку, исходя из уровня развития внимания, дается своё приложение.
Приложение №3(А) - с высоким уровнем развития концентрации внимания;
Приложение №3(Б) - со средним уровнем развития концентрации внимания;
Приложение №3(В) - с низким уровнем развития концентрации внимания.
Инструкция: среди буквенного текста вставлено слово. Найди его и запиши в тетради. Оно укажет тебе путь дальше по “Полю знаний”.
С ребятами проводиться физкультминутка (качание икр и ленивые восьмёрки, см.[1]).
Задание №3 “Лабиринт” (Приложение №4)
Задания даются разноуровневые:
№4-А с высоким уровнем развития распределения внимания;
№4-Б со средним уровнем развития распределения внимания;
№4-В с низким уровнем развития распределения внимания.
Инструкция: Найди выход из лабиринта. У выхода находится геометрическая фигура, которая подскажет направление пути по полю знаний.
Задание №4 “Реши задачку” (Рисунок 1)
Возьмите листочек, где у вас изображены лица девочек.
Инструкция: Сосчитайте, сколько изображено девочек с черными волосами и черными бантами?
Эта цифра укажет на ряд цифр. (Правильный ответ - 12.)
Задание №5 “Расшифруй слово” (Приложение №1)
Учитель на доске записывает ряд цифр и ряд соответствующих им букв.
Инструкция: Нужно расставить буквы в соответствии с рядом цифр, который находится в конце пути на “Поле знаний”, используя предлагаемый ключ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | И | Е | В | М | Н |
Расшифровывая, ребята заканчивают фразу, написанную учителем в начале занятия, и узнают название психического процесса, который они развивали на протяжении всего занятия.
Заключение
А сейчас я вам прочитаю сказку, которая называется “Сказка о внимательном Иванушке”.
Сказка о внимательном Иванушке [4]
Юля как-то попросила:"Папа, расскажи мне что-нибудь о внимании". Папа поднял голову от стола, улыбнулся ей и пересел на край Юлиной кровати.
- Хорошо. Тебе будет интереснее, если это будет сказка?
- Конечно!
- Ну тогда слушай. Как обычно сказка начинается?
- В некотором царстве, в некотором государстве… - подсказала Юля.
- Хорошо. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата: старший - Василий, средний - Пётр и младший братец - Иванушка. И ещё была у них сестрица…
- Алёнушка! - радостно воскликнула Юля.
Пусть будет Алёнушка. Отправилась как-то Алёнушка в лес по грибы, по ягоды. А злая Баба-Яга схватила её и утащила в свою избушку на курьих ножках, в чёрную дремучую чащу, в самую глухомань. Ждали Алёнушку братья - не дождались и пошли на поиски. Выходят они на полянку и видят: на пеньке заяц сидит. Братья за луки схватились, а Иванушка их останавливает: “Подождите, братцы любезные, посмотрите внимательно - глаза-то у зайца оранжевые. Не простой это заяц, заколдованный. Авось поможет он нашу сестрицу сыскать”.
Заяц прыг с пенька - в лес, а братья за ним. Быстро скачет косой, но и братья не лыком шиты - бегать умеют. Но устали они наконец, и умчался от них заяц. Отдохнули немного братья, стали следы длинноухого искать.Не простая оказалась это задача. “Нет, - говорит старший брат Василий. - Ничего не получается. Не видно заячьих следов!” - “А ты, Вася, внимательно присматривайся, - отвечает Иван. - Тут травка примята, здесь веточка у куста обломана, а там и отпечаток на сырой земле - вот они, заячьи следы”. Пошли братья вслед за Иванушкой по следам и скоро нашли зайца с оранжевыми глазами. Опять бросились они в погоню. Почувствовала Баба-Яга, что кто-то преследует её волшебного зайца, и начала колдовать. Смотрят братья: вместо одного зайца из-за куста три зайца выпрыгнули и кинулись в разные стороны.
“Хитришь, не выйдет! - кричит Иванушка. - За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь, а уж за тремя - и подавно. Один только из них настоящий. Глядите внимательно, братушки! Тот, что на восток побежал почти весь белый, - не наш, тот, что на запад, слишком тёмный, - тоже не тот, а наш-то - вот он, на север улепётывает!” И снова устремились братья за зайцем.
Видит Баба-Яга, не сумела обмануть Иванушку, и снова колдовство затеяла. Бегут братья и слышат - дивная песня над лугом разносится. Прекрасные девушки хоровод водят. Пётр загляделся на их красоту, свернул с пути и к лугу подался. “Не отвлекайся, Пётр! - кричит Иванушка. - Смотри за зайцем внимательно”. Но не слушает его Пётр, к лугу бежит. Добежал, а никаких девушек и нет, растаяли под солнечными лучами - наваждение одно. Повернул он назад, а братьев и след простыл. Где же их искать?
А Иванушка со старшим братом тем временем дальше бегут. Вот-вот настигнут зайца с оранжевыми глазами. А Баба-Яга опять колдует. Налетела гроза ужасная. Гром загрохотал, молнии засверкали, ливень обрушился на братьев. Василий от каждого удара грома, приседает, крестится, больше следит за тем, чтоб в лужу не ступить, а за зайцем и следить-то некогда. "Всё внимание - на зайца!" - говорит ему Иванушка. - "Неспроста эта непогода. Отвлечь нас хотят!" Да Василий уже не может за зайцем следить, от дождя прячется. Так и отстал он от Иванушки. Но тот не сдается.
Наконец, упал заяц, обессиленный, тут его Иванушка и схватил. В ту же минуту очутился он перед избушкой Бабы-Яги. Огляделся внимательно вокруг и заметил у крыльца ленточку красную - узнал он Аленушкину ленточку, из косы оброненную. “Ага! - думает Иванушка. - Вот где сестрица моя!”
Ну-ка, избушка, - скомандовал Иванушка, - поворачивайся к лесу задом, а ко мне передом!
Кряхтя, переваливаясь с боку на бок, повернулась избушка на курьих ножках. Взобрался Иван на крыльцо и взошел в избу. Вскинул лук с каленой стрелой и говорит Бабе-Яге:
А ну, старая ведьма, освобождай мою сестрицу Аленушку, а не то конец тебе настанет!
Да что ты, голубок, не видала я твоей сестрицы, - отвечает старуха.
Оглядел Иван внимательно избу и видит: стоит в углу большущий сундук, запертый на замок, а из-под крышки кончик платья виднеется. Подошел Иванушка к сундуку, сбил замок, отбросил крышку, и выбралась из сундука сестрица его Аленушка.
Видит Баба-Яга: дело ее плохо. Испугалась ведьма, прыгнула в ступу и вылетела в печную трубу. Иванушка с Аленушкой на лужайку перед избушкой выбежали. Здесь их уже Василий с Петром ждут. Смотрят они в небо: летит Баба-Яга в ступе, виляет из стороны в сторону, потом зацепилась за верхушку сосны и прямо в колючие кусты свалилась.
- Она метлу с собой не взяла, - сказал Иванушка. - Полетела без рулевого управления. Это все из-за невнимательности.
А теперь ответьте мне на вопросы.
- Как Иванушка догадался, что заяц заколдованный?
- Что помогло Иванушке найти сестрицу в избушке Бабы-яги?
- С помощью какой психической функции Иванушка нашёл сестрицу Алёнушку?
- Сколько раз внимание помогло Иванушке в трудных ситуациях? (Ответ: 7 раз.)
Молодцы! А где нам необходимо внимание? (Ответы: на уроке, в игре, при переходе через дорогу и т.п.)
Вывод: в любом деле и ситуации человек должен быть внимательным, следовательно, ВНИМАНИЕ необходимо человеку в жизни.
Список используемой литературы
- “90 уроков психологического развития младших школьников” Н.П. Локалов М.: “Луч”. 1995 г.
- “Как преодолеть трудности в обучении детей” А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина М.: “Ось - 89”. 2001 г.
- “Психологическая азбука” Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова М.: “Ось - 89”. 2003 г.
- Вачков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой “душевной” науке. М.: Педагогика-Пресс. 1996. С.70-73