Рефлексивные методики в работе учителя

Разделы: Школьная психологическая служба


“...Взрослым свойственно пристально вглядываться
в подрастающее поколение и пытаться определить,
что несут они миру, чем схожи и чем
отличаются от них самих. Ведь молодежь –
зто завтра любого общества...”

Сегодня уже стало нормой использование в работе учителя современных педагогических технологий, техник и приёмов. Одни из них дают, несомненно, большой образовательный потенциал, другие разнообразят урок, привносят новизну восприятия академической дисциплины, третьи – способствуют повышению интереса к предмету, четвёртые – имеют большой воспитательный потенциал. Но нет ни одной технологии в арсенале учителя, которой он может воспользоваться для изучения и быстрого реагирования на психоэмоциональное состояние своего драгоценного ученика.

Предлагаемая методика состоит из двух составляющих и отражает психоэмоциональную стабильность непосредственно перед уроком или на любом его этапе для быстрого реагирования учителя на возникшую ситуацию. Данная методика отражает не только психическое состояние, но позволит учителю увидеть того, кто сегодня не готов демонстрировать свои знания перед классом и учителем. Ведь нам с вами тоже иногда бывает трудно, например, переключиться с одной работы на другую или вдруг что-то не ладится со здоровьем, или просто не готов отвечать у доски и т.д.

Право ребёнка не только на получение знаний, умений и навыков, но и на защиту и сохранение психического здоровья в полной мере может быть использовано непосредственно на уроке при помощи данной методики и соответствующей реакции учителя. Ведь и мы с вами учились в школе и иногда не успевали качественно приготовить урок, но можно было подойти к учителю и предупредить его непосредственно перед уроком, чтобы не спрашивал. Бывало, что плохо чувствовали себя после неудачной контрольной или вследствие плохого здоровья, а урок пропускать очень не хотелось, ведь пропущенный материал не всегда “догоняется” легко. Теперь это учитель видит сам и может адекватно ситуации построить как опрос учащихся, так и применить другие способы коммуникации для более эффективной работы на уроке, а также, изучить состояние учащихся после состоявшегося урока и оценить уровень удовлетворённости совместной деятельностью на уроке. На завершающем этапе урока используется рефлексия учащихся через самооценку собственной активности и продуктивности работы на уроке.

Какие же функции выполняют блоки предлагаемой методики?

  • Диагностическая – констатирует уровень готовности участников образовательно – воспитательного процесса к совместной деятельности.
  • Проектировочная – предполагает моделирование взаимодействия в системе межличностных отношений .
  • Коммуникативная – важная составляющая межличностного общения учителя и ученика.
  • Организаторская – способствует организации наиболее эффективной и продуктивной взаимодеятельности учащихся.
  • Рефлексивная - помогает оценить качество работы учащегося, приучает его к системе самооценки и коррекции собственной активности на уроке.

Первая составляющая: “РЕФЛЕКСИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ”

Методика может быть использована перед уроком как психологами, так и преподавателями (учителями) для оперативного реагирования. Может быть использована как экспресс, так и лонгитюдная диагностика.

 Рис. 1

Рис. 1

ИНСТРУКЦИЯ: внимательно посмотрите на разноцветные гвоздики, выберите тот, цвет которого вам наиболее приятен в настоящее время. На планшете с изображением нашей классной комнаты выберите наиболее комфортное для вас сейчас место и воткните туда гвоздик. Не забудьте, что место есть и у доски. СПАСИБО!

Учитель(или психолог) внимательно следит за тем, кто и куда втыкает гвоздики. Большое значение имеет также выбираемый цвет. Чёрный цвет, например, свидетельствует о состоянии крайнего психологического дискомфорта. Не всегда мы можем увидеть такого ученика, вовремя поддержать его. Данная методика позволяет сделать это без особого труда.

Вторая составляющая: “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ “УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ”

Данная методика отражает эмоционально – чувственное состояние уже состоявшегося взаимодействия между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Например, моё состояние после урока характеризуется ... баллами. Если ученик по каким то соображениям не хочет показать шкально, он может воткнуть гвоздик в любую “мордашку”, что означает почти то же самое, что и цифровое обозначение. В Белоруссии применяется 10-ти бальная шкала оценок, при использовании данной методики в другой оценочной категории это легко сделать самим. (Рисунок 2)

Рис. 2

Рис. 2

ИНСТРУКЦИЯ: Возьмите гвоздик наиболее приятного вам цвета и оцените степень удовлетворённости собственной деятельностью на сегодняшнем уроке. Можно оценить степень удовлетворённости совместной с учителем работы, степень психологической комфортности и т.д. (по желанию учителя или психолога можно изучить любой аспект как учебной деятельности на уроке, так и воспитательной).

В качестве материала для изготовления рабочих планшетов, на которых нанесен рисунок, может использоваться толстый лист пенопласта в который легко входят разноцветные гвоздики. Оба рисунка можно нарисовать с двух сторон на одном листе пенопласта и поместить недалеко от доски, поворачивая разными сторонами: до урока “рефлексия психологического доверия” (Рисунок 1), после урока “психологическая комфортность и удовлетворённость совместной деятельностью” (Рисунок 2).