Интегрированный урок "литература + психология" по теме: "Дружба, влюбленность, любовь"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и любви как высших человеческих чувств;
  • формировать умение различать любовь и другие чувства (дружба, влюбленность, симпатии…);
  • воспитывать культуру чувств.

Оборудование: выставка книг, плакаты, музыкальное оформление.

ХОД УРОКА

Средь людской круговерти
Двадцатого века
Я ищу человека!
Я ищу человека…
Не для доблестных дел,
Не для подвигов века,
Я влюбленно ищу
Для себя человека,
На рассвете, в ночи и средь дня глубокого
Я ищу, но не каждого и не любого.

Как это трудно в людской круговерти найти верного друга, любящего человека. Вспомните сказку С.А. Аксакова “Аленький цветочек”. Нелегко было найти тот единственный аленький цветочек, “краше которого нет на белом свете”. Много встречалось на пути цветов красоты диковинной, но только при встрече с единственным, заповедным рассеялись все сомнения и радость загорелась в сердце. Так происходит встреча с тем единственным, самым любимым человеком. Это как озарение – встреча с ним. Только любящие глаза находят тот аленький цветочек, “краше которого нет на белом свете”. Так на языке сказки, так и на языке психологии.
Любовь пришла в твою жизнь, и музыка любви звучит в твоем сердце.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

(Вс. Рождественский “Любовь, любовь – загадочное слово”)

Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было – сорок сороков.

И чудаки – еще такие есть –
Вздыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так, -
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что “я люблю” –
То же, что “дышу” или “живу” !

И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви – великая страна!
И с рыцарей своих – для испытаний –
Все строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить
Любой ценой – и жизнью бы рискнули, -
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что, если не любил –
Значит, и не жил, и не дышал!

Но многих, захлебнувшихся любовью,
Не докричишься – сколько ни зови…
Им счет ведут молва и пустословье
Погибших от невиданной любви…
Их голосам – всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье
И встретиться – со вздохом на устах –
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Я поля влюбленным постелю –
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!

(В.С. Высоцкий “Баллада о любви”)

Эти и другие стихи звучат в исполнении учащихся.

В реальной жизни не всегда бывает так. И поэтому звучит во Вселенной: “Я ищу для себя человека”. А как его найти, как понять, что это он. Мы учимся чему угодно: читать и писать, шить и танцевать, а вот о том, что надо учиться любить – даже постановка такого вопроса вызывает удивление. Как это – учиться, чему учиться? Было бы кого любить, а уж дальше нет проблем. На самом деле, умение любить включает в себя очень многое. Во-первых, надо научиться относиться к любви правильно, так, чтобы в вашей жизни она была стимулом, а не подножкой. Действительно, одному любовь силы (радость, смысл жизни) придает, у другого отнимает, ввергая в тоску и отчаяния. Одного любовь двигает вперед, другого откидывает на обочину жизни. Вы научились свою любовь делать стимулом личностного развития? Уметь любить – это быть готовым к риску. Как минимум, это риск потери: вы привязываетесь, но жизнь может вас разлучить, и это будет больно… Вы имеете мужество любить, подвергая себя риску потери любимого? Любовь требует от нас открытости, но это тоже очень рискованно. Быть открытым в любви то же самое, что подставить сердце под острие шпаги – без гарантий, что шпага не пойдет вперед. Рискнете ли вы быть открытым? Влюбляясь, вы во многом отдаете свое счастье и свою жизнь в руки другого. Вы зависите от его взгляда, настроения, решений… вы не боитесь согласиться на зависимость? Как видите вопросов больше, чем ответов. Чтобы дать ответы на эти вопросы, предлагаю сначала поговорить о дружбе, потому что школу любви мы проходим в первую очередь в родительской семье, в общении и дружбе со сверстниками. Вы согласны со мной? (Ответы учащихся)

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”, а любовь “универсальной дружбой”. Современная психология различает любовь и дружбу не по характеру чувств и переживаний, а указывая на то, что в основе лежит влечение к другому.

Дружба – безусловно школа любви. Чему же нас учат наши друзья? Прежде всего, настоящая дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма. (Примеры учащихся). Вычленяя дружбу из системы других межличностных отношений, психологи указывают на два ее важнейших отличия. Вспомним их… (Ответы учащихся)

Эти отличия в полной мере можно отнести и к любви…

Скажите мне: “Могут ли дружить мальчик и девочка, юноша и девушка, мужчина и женщина?

(Ответы учащихся)

Как видите однозначно ответить нельзя. Хотя тяга к межполовой дружбе в юношестве бывает очень велика. Нередко такая дружба окрашена влюбленностью, сквозь нее как бы пробивается первая любовь. Сколько о ней написано? (Учащиеся знакомят с воспоминаниями современников о первой любви)

Влюбленный и любящий… Их отличает, прежде всего, то, что первый сконцентрировался на своих чувствах и переживаниях. Когда приходит настоящее чувство, любящему интересен не столько он сам, сколько тот, кого он любит. (Примеры учащихся)

Когда очень хочется верить, что любишь по-настоящему, то веришь в это от чистого сердца. А тут еще первое объятие и первый поцелуй. Кровь пульсирует, сердце яростно бьется, и слышишь “Люблю”. Как тут не потерять голову! Сразу естественно возникают вопросы: “Как вести себя на первом свидании, когда можно впервые поцеловаться?” (Ответы учащихся)

Вы правы, времена сейчас другие, но тот, кто считает, что целоваться можно с кем угодно, когда угодно, обкрадывает и себя, и ее. По сути, и девичье кокетство, и юношеское ухаживание – всего лишь прелюдия. Ею природа готовит нас к встрече с настоящим чувством. А оно прекрасно. Об этом много сказано, говорят и еще скажут. (Учащиеся приводят высказывания о любви, читают стихи, исполняют романсы…)

Первая любовь, или страстная дружба, как порой называют психологи это чувство, обычно бывает платонической. Предмет любви обожается, боготвориться, но о физической близости с ним и не помышляется. Чистота помыслов первого чувства – прекрасная школа любви – уважения. Ведь прежде чем возлюбить своего избранника, нужно полюбить в нем человека. Обращаясь к теме любви, в разные времена люди задавались одними и теми же вопросами: в каком возрасте приходит любовь, как долог ее век, сколько раз способен любить человек?

(Ответы учащихся, их собственные рассуждения, примеры из литературы, такие как письма Дидро о своей возлюбленной, рассказ о немецком поэте Генрихе Штиглице и его жене Шарлотте, любовь в жизни И.С. Тургенева, Ф. Тютчева и других)

Особенность любви в том и состоит, что человек перестает видеть окружающих или смотрит на них равнодушно, может отвлеченно понимать, что есть и более красивые и, быть может, более достойные, но самый лучший-то все равно тот, кого мы любим. Только наш любимый составляет центр нашей вселенной. Лев Толстой нашел точный образ: “Он сошел вниз, избегая подолгу смотреть на нее, как на солнце, но он видел ее, как солнце, и не глядя”. А если любящий поймал теплый и яркий луч иного светила, значит, чувство заболело, надо бить тревогу и срочно его лечить.

Юность всегда отстаивала, отстаивает и будет отстаивать свою взрослость. И конечно же, в 15 – 16 лет хочется, чтобы старшие признали за тобой право на взрослые чувства. В конце концов любовь Ромео и Джульетты – это разве не довод. Дело совсем не в том, что родители не могут или не хотят понять чувств своих детей. Хотя, конечно, и такое случается. В своих анкетах многие из вас написали, что дружат, что родители не против, что друг (подруга) приходят домой, я рада за вас, что есть взаимопонимание между вами и вашими родителями, хотя не у всех так все просто. Звучали такие фразы: “Мама очень недовольна, мама говорит, что дружить рано, я пока не отваживаюсь привести друга домой”. Желание оградить молодежь от возможных ошибок всегда было присуще родителям. Во все времена молодым до брака приписывали целомудрие. Правда, общественное мнение обычно легче прощало юношу, строже спрашивало с девушки. И дело здесь не только во влиянии церковной морали, но и в том, что биологическую ответственность за интимную связь несет женщина. Ей рожать, ей воспитывать ребенка, если отец от него откажется. Сама природа наложила большую ответственность на девушку, обозначив ее девственность анатомически. Сегодня моральные требования, предъявляемые к мужчине и женщине, стали гуманнее. В область пережитков отошло общественное осуждение матери-одиночки. Напротив, государство всемерно поддерживает ее. Закон признает ребенка независимо от того, рожден он в браке или нет.

Но значит ли это, что отношения между полами должны стать более свободными?

(Ответы учащихся)

Обсуждение анкет, проведенных заранее, сделать из них выводы.

Анкета для учащихся.

1. Дружишь ли ты с мальчиком (девочкой)?
2. Знакомишь ли его (ее) с родителями?
3. Какими можно назвать ваши отношения? Как относятся к ним родители, учителя, окружающие люди?
4. Когда узнал(а), что детей приносит не аист? Считаешь ли свои сексуальные знания достаточными? От кого получил эти знания?
5. Чем отличается дружба от любви?
6. С кого возраста возможны интимные отношения?
7. Как относишься к беременным школьницам?
8. Каким хочешь видеть будущего мужа (жену) ?
9. Считаешь ли возможным межнациональные браки?

Вернусь теперь к вопросу, с которого начала: “Умеете ли вы любить?” Только задать его хочется по-иному: “Готовы ли вы к встрече с настоящим чувством? Сумеете ли ждать, не размениваясь по пустякам? Хватит ли у вас достоинства не унизиться перед любимым и не унизить его?”

Вопросы могут быть бесконечными. Мне очень хотелось бы, чтобы вы сами хорошенько поразмыслив, продолжили их, адресуя самому себе. Продолжили бы, чтобы потом дать на них честные, прямые ответы.