«Вероятно, наша Земля – единственная планета во Вселенной, на которой зародилась и продолжает развиваться жизнь. От одной ступени эволюции к другой, несмотря на возникавшие трудности и конфликты. Жизнь способна преодолеть любые препятствия. Сегодня нам ясно, что эти препятствия всегда были предпосылками для перехода на более высокий уровень развития…
Успех – это способность преодолевать препятствия, способность разрешать проблемы…»
Николаус Б. Энкельманн, 1990г.
Методика «Капля на стекле»
Цели:
- Диссоциированный взгляд на жизненные проблемы, изменение их восприятия;
- расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях;
- повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга.
Задачи:
- cоздать условия для взаимообогащающего самораскрытия, способствующего сплочению группы, снятию уникальности проблемного опыта, расширению стратегического репертуара поведения в кризисных ситуациях;
- актуализировать направленное осознание имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях;
- акцентировать внимание участников на значении трудностей для повышения личностной компетентности и достижения жизненного успеха, на возможности использовать кризис как шанс выйти на новый уровень личностного развития, качества взаимоотношений или жизни в целом.
«Капля на стекле» может использоваться в качестве основного упражнения одного из занятий тренинга личностного роста; в качестве одной из вводных методик тренинга развития жизненных умений; в социально-психологическом тренинге дает интересный материал для отработки навыков активного слушания. В различных модификациях методика применяется в тренинговой работе и старшеклассниками, и учителями.
Медитация-визуализация занимает в различных вариантах от 15 до 20 минут. Общее время, включая обсуждение 1 – 1,5 ч.
Описание методики
Музыкальное сопровождение
Подборки композиций из альбомов KITARO: «SILVER CLOUD», «KOJIKI», GENE: электронная Вселенная – природные зарисовки; KARUNESH: Sounds of The Heart.
I этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по тради-ционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию. Например:
1) Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно. Представьте… Или:
2) Сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте глаза, расслабьте мышцы лица … шеи … затылка … живота … рук … и ног. Представьте …
II Основной текст.
… Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу… Какие-то стремительно скользят вниз, другие, словно пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут по гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.
По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых – вы знаете это совершенно точно – чистое голубое небо и яркое теплое солнце. Точно также, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым…
И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в высь… свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть… Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома … и кажется … еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она – мечта… И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость… и вас несет назад – вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете как-то повлиять на происходящее и… вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу… И вы снова в свободном полете вниз.
… Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.
… И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку, соединяетесь с ним, становится не важно – нашли вы это семечко рядом с собой, или в себе… и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой… И ощущая небывалый прилив сил, вдохновения… и легкости, вы устремляетесь вверх… обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преград, пробиваясь к солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные лучи играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения, как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира… И не важно, что вам удалось вырастить – маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст… ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.
Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, что неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и… вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это… И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было – путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ,… фильм об одном из вариантов творения судьбы.
И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.
III Вопросы для обсуждения.
Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко? Ассоциации с какими жизненными стратегиями в ситуации ошибки или неожиданного препятствия возникают в связи с полученным в упражнении опытом?
У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях. У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры – ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.
Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример), образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам, кризисам. Можно делать поясняющие надписи (10-15мин).
Далее происходит обсуждение рисунков, что хотелось выразить, какие ресурсы найдены, осознаны. У каждого участника есть возможность поделиться опытом и получить обратную связь. В обсуждении тренер только организует и активизирует дискуссию, поддерживая поиски каждого участника. Важно подчеркивать, что не существует «правильных» и «неправильных» вариантов стратегий. Конструктивность каждой определяется уникальной жизненной ситуацией участника и его собственным отношением.
Итогом занятия может стать разработка памятки по разрешению проблемных и кризисных ситуаций. В обучающих программах работу с такой памяткой целесообразно выносить на отдельное занятие. В этом случае участникам предлагается ее примерный образец, в который они могут вносить изменения в соответствии с имеющимся опытом и особенностями анализируемых проблем.
Памятка по разрешению проблемных
ситуаций.
Вариант памятки разработан на основе модели
Кулакова С.А.
Операция по принятию решения по поводу проблемы состоит из 5 компонентов.
1. Ориентация в проблеме. Здесь важно помнить. Проблемы есть у всех, если у вас есть проблема – вы нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки! Не избегайте столкновения с проблемами, пытайтесь их решать – это в ваших силах! Первая идея не всегда самая лучшая, прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте! При желании вы можете изменить себя и разрешить любые проблемы. Прислушивайтесь к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так! Чем раньше вы обнаружите проблему, тем оперативнее сможете ее решить!
2. Определение и формулирование проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы опишите ее по следующим характеристикам: «кто, что, почему, где и как». Остановитесь, подумайте и опишите проблему и свои цели. Ясно и конкретно опишите все доступные факты! Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположений! Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Точно определите свои цели, разделив их на рациональные и иррациональные. Для прояснения запутанных областей проблемы можно использовать список «ключей»:
- Известно
- Мысли
- Идеи
- Мнения
- Оценки
- Чувства
- Реакции
- Решения
- Неразрешимое
- Попытки
- Неудачи
- Последствия
- Ошибки
- Соглашения
- Помехи
- Ресурсы
- Игнорируется
- Неправильно понято
- Не хватает
- Подавляется
- Сдерживается
- Забыто
- Возражения
- Достигнуто
- Полезно
- Постоянно
- Меняется
- Скрывается
- Положительно
- Отрицательно
- Любопытно
- Загадочно
- Интересно
- Скрыто
- Навязано
- Осталось без ответа
- Не существует
- Желательно
- Внутренние запреты
- Навязчивое
- Беспокойство
- Можно научиться
Ключи используются в виде вопросов. Например: Какие ресурсы есть для достижения…? Какие попытки делались? Какие препятствия возникали? Делает ли кто-то какие-то оценки? А вы? Что беспокоит в этой ситуации? Какие помехи существуют? Какие ошибки могли или могут быть допущены? и т.д.
3. Генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая выдвигайте как можно больше вариантов решения проблемы, - они должны быть конкретными и логичными! Пробуйте комбинировать и улучшать идеи.
4. Принятие решения. Оценка возможных решений. Критерии:
- Какова вероятность, что этот вариант поможет добиться цели?
- Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим способом?
Оценка последствий. Личные последствия – время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соответствие морально-этическим ценностям, физическое состояние и т.д. Социальные последствия: эффект в семье, у друзей и т.д. Краткосрочные и долгосрочные последствия – как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?
5. Выбор наиболее эффективных альтернатив и преобразование их в оптимальное решение.
Если имеет место расхождение между целью и наблюдаемым последствием, сделайте попытку определить в чем источник трудностей: в процессе решения проблем или претворения в жизнь решений. В первом случае можно еще раз пройти весь алгоритм решения, во втором – следует подумать как улучшить способ реализации решения.
Помните! Наличие проблем свидетельствует, что вы человек, а умение их решать – что вы счастливый человек.
Кризис может стать шансом!
Литература
- Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Практическое пособие /Приложение № 2 к «Журналу практического психолога». М.: Фолиум, 1996.
- Фанч, Флемминг. Преобразующие диалоги: Пер. с англ. – К.: Ника – Центр, 1997. (Серия «Новейшая психология» вып. 1).
- Энкельманн Н. Преуспевать с радостью (Н. Энкельманн. Молитвенник для шефа: Пер. с нем/ М. Биркенбиль М.: СП «Интерэксперт», Экономика, 1993.)