Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать школьника знаниями, но и формировать потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития.
В настоящее время образование резко отстает от современных требований и поэтому нуждается в кардинальной перестройке и модернизации. Опыт отечественной и зарубежной школы показывает, что выходом может стать школа с профильным образованием учащихся в классах старшей ступени школы.
Нормативным документом, определяющим проведение эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательном учреждении, является Постановление Правительства РФ от 9.06.2003 г. № 334 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующего программы среднего (полного) общего образования”.
Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи. Профильное обучение создает условия для допрофессиональной подготовки школьника. Речь идет не о подготовке к конкретной специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области.
Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение, осуществляемое в рамках основной школы. Его цель в определенном смысле противоположна цели профильного обучения – не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, склонностей, формирование представлений о мире профессий и характере труда.
Методологической основой построения концепции профильного и предпрофильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения. Процессы развития идут вслед за процессами обучения и создают “зону ближайшего развития” ребенка. Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория В.В. Давыдова, в соответствии с которой содержание развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития являются главные новообразования возраста.
Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся 8–9 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника.
Психологической службой средней школы № 24 было проведено анкетирование и обследование учащихся 8, 9, 10-х классов с целью выявления мотивов и особенностей умения делать выбор профиля и будущей профессии.
Результаты исследования показали, что преобладающей мотивацией при выборе профиля в старших классах и будущей профессии является социально положительный мотив: у восьмиклассников – 55,8 % и в 9 классе – 45,8 %. Это означает, что внутренние механизмы, движущие силы (внутренняя мотивация) на данный момент в 8–9 классах сформированы слабо. Большое влияние на выбор профиля оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание личностных особенностей, интересов и способностей.
Также выявлено несоответствие у значительного количества учащихся 8-х классов (87,5 %), 9-х классов (68,4 %) и 10-х классов (40,2 %) выбора предлагаемых элективных курсов желаемой в дальнейшем профилизации и будущей профессии. Чаще всего школьники выбирают дополнительные курсы потому, что выбрали друзья, интересно, можно подготовиться к экзаменам. Всего 15,4 % учащихся 10-х классов связывают дополнительные элективные курсы с выбором будущей профессии.
В связи с полученными данными, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников. Основной задачей предпрофильной подготовки в 8-9 классах является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Большую роль и помощь в профессиональном и личностном самоопределении школьников может сыграть психологическая служба школы. 58 % учащихся 9-х классов, 65 % учащихся 10-х классов в качестве дополнительного элективного курса выбирают именно психологические курсы. Потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.
Как отмечает Е.А. Климов, “выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов – движущих сил профессионального самоопределения, – находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга. Важным условием умения принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости”.
Чернявская А.П. выделяет следующие параметры профессиональной зрелости личности человека:
- автономность;
- информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;
- умение принимать решения;
- умение планировать свою профессиональную жизнь;
- эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения.
Исходя из данных теоретических положений и практических исследований, нами разработана программа профессионального самоопределения учащихся. Основой для профориентационной работы с учащимися стали следующие направления деятельности:
1. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников. В нашей работе хорошо зарекомендовали себя следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал.
- Исследование направленности личности (методика Кейрси).
- “Карта интересов”.
- Методика исследования социальной направленности личности Дж. Голланда.
- Методика “Мотивы выбора профессии”.
- Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо).
- ЛПП (автор Пряжников Н.С).
- Исследование интеллектуальных особенностей учащихся.
2. Информирование учащихся о мире профессий, рынке труда, ошибках при выборе профессии. Знакомство с требованиями к профессии, учебными заведениями города.
3. Проведение психологических курсов, деловых игр, тренингов с целью активизации процессов профессионального и личностного самоопределения учащихся, умения принимать решения, развитие профессиональной зрелости.
В своей работе используем и модифицируем игры, разработанные Н.С. Пряжниковым и М.Р. Битяновой.
4. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, родителей и педагогов.
Именно эти основные направления лежат в основе организации психологического сопровождения учащихся на пути профессионального самоопределения в средней школе № 24 г. Красноярска.
Организация предпрофильного и профильного обучения потребовало от администрации школы и педагогов:
- корректировку учебного плана школы. При составлении учебного плана были учтены особенности профилизации, а также интересы и пожелания учащихся и родителей;
- введение для учащихся дополнительных элективных курсов (предметных, межпредметных, ориентационных), в том числе и психологических “Твоя профессиональная карьера”, “Твой выбор”, “Основы конструктивного общения”. В ходе преподавания курсов школьники активно работают с методиками, проводятся игровые профессиональные пробы, игры, получают новые знания, развиваются рефлексивные умения.
Все это должно способствовать тому, чтобы к моменту окончания школы (основной или средней полной) выпускники имели сформированный личностный профессиональный план.
Практическое приложение
Программа психологического элективного курса “Основы конструктивного общения”
Пояснительная записка
Актуальность:
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Прививая подрастающему поколению современные демократические ценности, новое понимание гражданственности, мы развиваем в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью мы понимаем:
- Умение принимать решение и делать выбор.
- Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки.
- Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими.
- Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других.
- Веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности.
- Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.
- Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения.
- Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное самоотношение (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.
Настоящий курс направлен, прежде всего, на формирование и развитие коммуникативной компетентности подростков, так необходимой для успешного функционирования в обществе.
Можно выделить ряд общекультурных навыков, составляющих коммуникативную компетентность человека:
- Навыки позитивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются основой для формирования чувства собственного достоинства.
- Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать партнерские взаимоотношения.
- Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какими они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
- Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Цель данного курса: развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи курса:
- Освоение концепции коммуникативной компетентности в партнерском взаимодействии.
- Отработка навыков вступления в контакт.
- Отработка навыков активного слушания.
- Отработка техник снижения эмоционального напряжения.
- Отработка навыков ведения разговора.
Методы обучения: тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры, информирование, рефлексивное обсуждение.
Результат: освоение и применение умения вступать в контакт и ведения беседы на основе принципов партнерского общения.
Тематическое планирование по курсу
“Основы конструктивного общения”
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Введение в курс. Цели, задачи, ожидания |
1 |
2 |
Что мне помогает и мешает в общении? |
1 |
3 |
Принципы эффективного общения. Партнерское общение | 1 |
4 |
Общение. Структура и средства общения | 1 |
5 |
Четыре драмы общения. Драма Слушания | 1 |
6 |
Навыки активного слушания | 1 |
7 |
Отработка навыков слушания другого человека | 1 |
8 |
Драма Понимания |
1 |
9 |
Драма Действия |
1 |
10 |
Драма Самовыражения |
1 |
11 |
Стили общения |
1 |
12 |
Основные средства общения |
1 |
13 |
Невербальные средства общения |
1 |
14 |
Вербальные средства общения |
1 |
15 |
Фазы ведения беседы. Умение вступить в контакт |
1 |
16 |
Умение вести и разговаривать | 1 |
17 |
Открытые, закрытые и альтернативные вопросы |
1 |
18 |
Эмоции и чувства человека |
1 |
19 |
Конструктивное общение. Контроль эмоций |
1 |
20 |
Способы эмоциональной саморегуляции |
1 |
21 |
Техники вербализации. Повторение |
1 |
22 |
Техника перефразирования | 1 |
23 |
Техники “малого разговора” |
1 |
24 |
“Экспертная зона” в общении | 1 |
25 |
Важность общего в разговоре | 1 |
26 |
Метафорическая вербализация |
1 |
27 |
Юмор и шутки в общении | 1 |
28 |
Деловая игра | 1 |
29 |
Психологическая игра “Необитаемый остров” |
1 |
30 |
Психологическая игра “Путешествие” | 1 |
31 |
Заключительное занятие. Рефлексия | 1 |
Всего: |
31 час |