Опыт психофармакологической коррекции процессов адаптации учащихся кадетских корпусов

Разделы: Школьная психологическая служба


Предметом настоящего исследования явилось изучение особенностей организации обучения в кадетских корпусах, лежащих на пересечении клинической и педагогической психологии. Обучение в средних военно-учебных заведениях является альтернативой обучению в средней школе и вместе с большим количеством общих черт, имеет ряд существенных отличий от него.

Одна из наиболее актуальных задач современного общества заключается в разработке системы психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих. Одним из направлений решения этой задачи является психологическое обеспечение учебного процесса высших и средних военно-учебных заведений, т.е. Суворовских военных училищ, кадетских корпусов, военных университетов, институтов, училищ и академий.

В настоящее время представляется актуальным вопрос разработки и внедрения методов прогнозирования, диагностики и последующей коррекции процессов, способных привести к срыву адаптации и невозможности дальнейшего прохождения обучения в военно-учебных заведениях.

Учащиеся кадетских корпусов, представляют собой контингент лиц, имеющих высокую военно-профессиональную направленность, в дальнейшем ориентированных на поступление в высшие военно-учебные заведения. Кроме того, мы имеем возможность обследовать их, начиная с возраста 12–13 лет, что позволяет нам на ранних этапах диагностировать возможные отклонения в адаптации.

Актуальность данной темы определяется тем, что в современных условиях обучение в высших военно-учебных заведениях предъявляет высокие требования к морально-психологическому и психофизиологическому состоянию военнослужащих – слушателей ввузов. Повышенное внимание к совершенствованию методов повышения успешности учебной деятельности обучающихся в первую очередь объясняется потребностью современной армии в высококвалифицированных офицерских кадрах, успешно прошедших обучение в военно-учебных заведениях и максимально усвоивших учебный материал, предусмотренный учебной программой, обладающих профессионально-важными качествами военнослужащих, такими, как выраженная военно-профессиональная направленность, высокий уровень личностного адаптационного потенциала.

Из года в год увеличивается число учащихся, испытывающих осложнения в военно-профессиональной адаптации. Только сегодня, как показывают результаты исследований, на первых курсах военно-учебных заведений страны отмечаются признаки осложнения адаптации у 20–25% курсантов. Как известно, затруднения в адаптации к новым условиям деятельности могут проявляться в самых различных сферах. Например, в деятельностной, коммуникативной сферах, а также в снижении уровня здоровья и нарушениях воинской дисциплины. Например, среди обучающихся, имеющих проблемы с успеваемостью, около 85% имеют признаки осложнения адаптации. Среди неоднократно обращавшихся за медицинской помощью в течение первого курса, признаки осложнения адаптации отмечались у 75%. Также следует отметить, что осложнение процесса адаптации, приводит к переоценке правильности выбора будущей профессии и в конечном итоге снижает уровень военно-профессиональной направленности.

Вместе с тем, опыт позволяет утверждать, что своевременное оказание психологической помощи обучающимся, испытывающим затруднения в военно-профессиональной адаптации, позволяет купировать многие негативные явления и тенденции, способствует повышению успеваемости и уменьшению числа лиц, отчисляемых из военно-учебных заведений.

Целью исследования явилось изучение возможности психофармакологической коррекции адаптационных процессов у лиц, обучающихся в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации с помощью глицина.

Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Исследовать показатели нервно-психической адаптации у лиц, обучающихся в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации.
  2. Изучить эффективность психофармакологической коррекции глицином адаптационных процессов у данных лиц.
  3. Определить стороны адаптационного процесса, на которые данный препарат оказывает максимальное положительное воздействие.
  4. Выявить показания для назначения глицина, при нарушении различных адаптационных процессов.
  5. Убедиться в отсутствии нежелательного побочного действия глицина при его применении для психофармакологической коррекции адаптационных процессов.

Исследование проводилось на базе Военно-космического кадетского корпуса. Была обследована одна учебная рота в составе 66 учащихся – кадет четвёртого (выпускного) курса, соответствующая 11-ому классу общеобразовательной школы, из которых на основании психологического обследования с учётом показателей успеваемости и экспертных оценок (учитывались отзывы командиров подразделений, офицеров-воспитателей и педагогов) была отобрана группа из 27 человек. Обследуемые были лицами мужского пола в возрасте 15-17лет. Средний возраст обследуемых составил 16,1 ± 0,4 года. Мы обследовали кадетов – учащихся выпускной роты (четвёртый год обучения) Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса. Это лица, проживающие и обучающиеся в среднем военно-учебном заведении, представляющем собой закрытое учреждение интернатного типа. Кадеты обучаются по общеобразовательным программам для средних учебных заведений (8–11 классы) с углубленным изучением точных наук (математика, физика) и дополнительным изучением специальных дисциплин (введение в военную специальность, история армии, огневая и строевая подготовка). Следует отметить, что не все подростки успешно преодолевают трудности военно-профессиональной адаптации и обучения в новых условиях. В каждом наборе за период обучения отчисляется в среднем около 23% поступивших на учебу в корпус подростков. Большая часть из них отчисляется по нежеланию (41,2%) и по недисциплинированности (40,5 %). Причем, больше всего подростков, отчисленных по нежеланию, приходится на 1 курс, а по недисциплинированности – на 2 и 3 курсы (54 % и 58 % соответственно). По неуспеваемости отчисляется 20,2% на 1 курсе, 14,7% – на 2 курсе и 8,7 % – на 3 курсе. Из этого следует, что члены обследованной нами группы находятся под непрерывным динамическим психологическим контролем и в целом отвечают требованиям, предъявляемым к лицам, обучающимся в военно-учебных заведениях. Данные лица регулярно занимались физической подготовкой, включавшей комплексы упражнений, направленных на повышение выносливости организма, силы и скорости, что позволяет предполагать у них среднюю и высокую адаптированность к физическим нагрузкам. Все кадеты во время исследования были соматически здоровы, жалоб на самочувствие не предъявляли. Все обследования проводились в одинаковое время (во второй половине дня, в часы самостоятельной подготовки). Для исключения грубой психической патологии среди обследуемого контингента и для выявления лиц с пониженным адаптивным потенциалом нами использовалась методика MMPI (СМИЛ в модификации И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик и Т.Л. Фёдоровой). Исследование уровня адаптации к учебному процессу, проживанию в замкнутом коллективе, перенесению тягот военной службы проводилось с использованием ряда психологических и психофизиологических методик, включавшем в себя: анкету самооценки состояния, шкалу актуальной (ситуативной) тревожности Спилбергера–Ханина, методику “Информационный поиск”, “Красно-чёрные таблицы”, арифметический счёт, теппинг-тест, методика кинестезиометрии, методика определения семисекундного интервала до и после умственной нагрузки.

В качестве метода психофармакологической коррекции дезадаптационных процессов нами был выбран пероральный приём глицина, препарата являющегося регулятором обмена веществ, нормализующим и активирующим процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшающим психоэмоциональное напряжение, повышающим умственную работоспособность. Препарат глицин (Glycinum) является препаратом аминоуксусной кислоты. Синонимы: Гликокол, Аciport, Aminoacetic acid, Amitone, Glicocol, Glicosil, Glycosthene, Glycolixir и др. Действующее вещество – n-гидроксифениламиноуксусная кислота, химическая формула – НОС6H4NНСН2СООH, физические свойства – белый или слегка окрашенный кристаллический порошок, сравнительно плохо растворим в воде, хорошо – в растворах с сульфитом натрия или щелочами. Выпускается в таблетках по 0,1 грамма, обладает глицин – и ГАМК-эргическим, альфа1-адреноблокирующим, антиоксидантным, антитоксическим действием; регулирует деятельность глутаматных (NMDA) рецепторов, за счет чего препарат способен: уменьшать психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышать социальную адаптацию, улучшать настроение, облегчать засыпание и нормализовать сон, повышать умственную работоспособность, уменьшать вегетососудистые расстройства. Глицин назначают практически здоровым детям, подросткам, взрослым для повышения умственной работоспособности; при стрессовых ситуациях – психоэмоциональном напряжении (в период экзаменов, конфликтных и т. п. ситуациях), в качестве антистрессорного и ноотропного средства назначается детям старше года, подросткам (в том числе с девиантными формами поведения) и взрослым при различных функциональных и органических заболеваниях нервной системы (неврозах, неврозоподобных состояниях и вегетососудистой дистонии, последствиях нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, перинатальных и других формах энцефалопатий, в том числе, алкогольного генеза), сопровождающихся повышенной возбудимостью, эмоциональной нестабильностью, снижением умственной работоспособности, нарушением сна. Условно процессы, активируемые глицином в клетках, можно разделить на рецепторные и общеметаболические. Способность влиять на различные пути метаболизма приводит к многообразному действию данного лекарства. Фактически глицин можно считать уникальным препаратом из класса регуляторов метаболизма, причем в большинстве случаев его терапевтический эффект — это следствие одновременной активации нескольких процессов. Глицин представляет собой заменимую аминокислоту, попадающую в организм с пищей и синтезируемую de nova. Вместе с другими аминокислотами он входит в состав полипептидной цепи, формирующей первичную структуру всех белков. Основным метаболитом-партнером глицина является серии. Глицин непосредственно задействован в синтезе пуринов, порфиринов, креатина и фосфолипидов. В основе действия глицина лежит эффект амплификации метаболических и нейротрансмиттерных процессов, возникающих за счет усиления эндогенного синтеза данной аминокислоты. Увеличить внутриклеточный синтез глицина можно, только используя пути передачи сигнала, обусловленные взаимодействием с рецепторными системами. Известно, что глицин, наряду с у-аминомасляной кислотой (ГАМК), относится к тормозным нейромедиаторам. Тормозной эффект глицина сильнее выражен на уровне спинного мозга, где происходит постсинаптическое торможение активности мотонейронов. Глицин играет также важную нейротрансмиттерную роль в функционировании тормозных интернейронов промежуточного мозга и ретикулярной формации в продолговатом мозге. Его взаимодействие с глициновыми рецепторами приводит к открытию хлорных каналов, гиперполяризации мембраны и распространению торможения. Наряду с этим глицин способен выступать в роли аллостерического коагониста глутаматных рецепторов. Связываясь в специфическом сайте, он усиливает способность глутамата и N-метил-D-аспарата (НМДА) открывать катионный канал. Отметим, что этот эффект в организме является, по-видимому, физиологическим и не имеет отношения к токсичности глутамата для культуры нейронов. Экспериментально показано, что in vivo глицин не проявляет свойств модулятора данного процесса. Вероятно, именно сочетание регуляции глутаматной и глициновой рецепции приводит к повышению умственной работоспособности на фоне уменьшения стресса. Необходимо также отметить, что препарат действует как a1-адренолитик, за счет чего происходит нормализация кровяного давления в остром периоде стресса и функции симпатической нервной системы. Глицин задействован во многих метаболических превращениях, происходящих в живой клетке. Особо необходимо выделить участие глицина в синтезе глутатиона — трипептида, являющегося источником восстановленных SH-групп. Активация синтеза глутатиона приводит к увеличению компенсаторных возможностей клетки в период окислительного стресса, а также модулирует работу иммунной системы и миокарда. Второй важный аспект действия глицина — способность к прямой неспецифической конъюгации ксенобиотиков, в результате чего вещества, токсичные для клетки, взаимодействуют с ним, и образуются менее опасные метаболиты. Глицин участвует также в синтезе компонентов биологических мембран, поскольку сдвиг метаболического равновесия в сторону серина приводит к усилению синтеза фосфолипидов, в частности фосфатидилсерина. Поскольку глицин относится к заменимым аминокислотам и находится в равновесии с другими метаболитами, то любая попытка изменить его содержание в организме, не затрагивая различные биохимические реакции, обречена на неудачу. Более того, повышение концентрации глицина в одних клетках, произошедшее за счет увеличения дозы препарата, не способно дать устойчивого долговременного изменения его метаболизма в организме в целом. Таким образом, необходимо иметь постоянный источник (или сигнал), способный в течение определенного времени обеспечивать поддержание требуемого клеткам уровня глицина. В качестве такого “источника” можно использовать сигнал от глициновой рецепции из локальной области, характеристики которой должны быть подобны характеристикам синаптической щели. Такой локальной областью является слизистая оболочка ротовой полости. Известно, что в области ядра подъязычного нерва плотность глициновых рецепторов наибольшая. На основе этого факта и принципа Дейла можно сделать вывод о высокой чувствительности подъязычной области ротовой полости к воздействию глицина. Таблетка препарата в данном случае выступает в роли мегавезикулы, содержащей нейромедиатор. Совокупность дендритов подъязычных нейронов образует своеобразный аналог постсинаптической мембраны, а проглатывание слюны, содержащей растворившийся глицин, можно сравнить с обратным захватом нейромедиаторов — выведением веществ из синаптической щели. Таким образом, подъязычную область можно рассматривать как гипотетический глициновый мегасинапс, способный передавать торможение в центральную нервную систему. Важно и то, что в случае принятия существования мегасинапса, можно говорить о значительном увеличении времени действия нейромедиатора, поскольку оно в основном определяется процессом растворения таблетки в полости рта. Концепция мегасинапса позволяет объяснить не только непосредственный антистрессорный эффект препарата, но и предложить возможный механизм амплификации синтеза глицина. Поскольку мегасинапс не имеет регулируемой обратной связи на медиатор, т.е. поступление нейромедиатора (глицина) к рецепторам нейронов подъязычной области определяется главным образом растворением вещества из таблетки, то проводимая волна торможения и выброс глицина в синапсах нейронов будут постоянными, что в конечном итоге приведет к истощению пула медиатора и возникновению потребности в его синтезе. Это, однако, не исключает возможности существования отдельной системы передачи сигнала для непосредственной индукции синтеза глицина. Глицин на сегодняшний день представляет собой один из наиболее широко применяемых препаратов в психоневрологической клинической практике. Его терапевтическая эффективность обусловлена:

  1. Универсальным антистрессорным действием, не сопровождающимся седативным эффектом;
  2. Способностью нормализации состояния нервной системы в период гипервозбуждения, переутомления и интоксикации;
  3. Нормализацией психоэмоционального и неврологического состояний;
  4. Улучшением умственной работоспособности, памяти;
  5. Наличием ноотропного эффекта;
  6. Детоксицируюшим действием препарата при химических (в т. ч. лекарственных) интоксикациях.
  7. Необходимо отметить и другие важные свойства глицина, позволяющие применять его при разных заболеваниях:
  8. Отсутствие противопоказаний и побочного действия;
  9. Отсутствие возрастных ограничений при приеме;
  10. Широкий диапазон подбора индивидуальных дозировок;
  11. Возможность создания комплексных схем лечения в сочетании с другими лекарственными средствами.

Глицин применялся в таблетках по 0,1 г. Принимался сублингвально по 1 таблетке три раза в день (суточная доза 0,3 грамма) за полчаса до еды. Курс приёма глицина составил 14 дней.

Для предварительного изучения обследуемого контингента и выделения группы кадет с относительно менее выраженной адаптацией к учебному процессу, могущих составить группу риска дезадаптации, мы использовали Анкету динамического наблюдения, показатели успеваемости по основным предметам (алгебра, геометрия, физика, русский язык), физической подготовке и специальным дисциплинам (введение в специальность, история армии, огневая и строевая подготовка) и экспертных оценок (отзывы командиров подразделений, офицеров-воспитателей и педагогов). Кроме того, для исключения грубой психической патологии среди обследуемого контингента и для выявления лиц с пониженным адаптивным потенциалом нами использовалась методика MMPI (СМИЛ в модификации И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик и Т.Л. Фёдоровой). Исследование уровня адаптации к учебному процессу, проживанию в замкнутом коллективе, перенесению тягот военной службы проводилось с использованием ряда психологических и психофизиологических методик, включавшего в себя: анкету самооценки состояния, шкалу актуальной (ситуативной) тревожности Спилбергера–Ханина, методику Информационный поиск, Красно-чёрные таблицы, арифметический счёт, теппинг-тест, методика кинестезиометрии, методика определения семисекундного интервала до и после умственной нагрузки.

В при сравнении результатов обследования групп кадет с относительно более низким адаптивным потенциалом, получавших соответственно: первая – сублингвально глицин в таблетках по 0,1 г, в суточной дозе 0,3 грамма (по 1 таблетке три раза в день за полчаса до еды), курс приёма – 14 дней; вторая – глюкозу сублингвально в таблетках по 0,1 г, в суточной дозе 0,3 грамма (по 1 таблетке три раза в день за полчаса до еды), курс приёма плацебо составил 14 дней; были отмечены следующие изменения в психологической и психофизиологической сфере обследованных групп.

Нами были вычислены средние величины и стандартное отклонение для всех измеренных психологических и психофизиологических показателей отдельно по каждой из обследованных групп. Статистическая достоверность различий между результатами обследования различных групп оценивалась по U-критерию Манна–Уитни, представляющего собой непараметрическую альтернативу t-критерия для независимых выборок.

Достоверные различия после курса психофармакокоррекции глицином отмечались по данным методики Информационный поиск: число найденных чисел достоверно увеличилось по сравнению с исходным уровнем (р < 0,01), при этом достоверно увеличилось количество чисел, которые испытуемые правильно записывали (р < 0,05). По шкале ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера-Ханина отмечалось достоверное снижение РТ (р < 0,01). При выполнении испытуемыми методики Красно-чёрная таблица отмечалось достоверное улучшение показателей (р < 0,05). Кроме того, достоверное мы наблюдали достоверное улучшение выполнения заданий Теппинг-теста и методики Кинестезиометрии (р < 0,05). При анализе самооценки состояния по данным методики Анкета самооценки состояния, отмечалась тенденция к улучшению самочувствия (р > 0,05), при этом обследуемые отмечали общее повышение чувства внутреннего комфорта, бодрости, снижение тревоги, улучшение самочувствия, уверенности в себе. Не было обнаружено достоверных изменений по данным методик Арифметического счёта и Определения семисекундного интервала.

На основании результатов проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Обследованные нами учащиеся среднего военно-учебного заведения (кадетского корпуса) обладают достаточно глубоким адаптационным потенциалом, высокой устойчивостью к физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам и могут успешно обучаться в военных заведениях закрытого типа.
  2. Курсовой приём глицина в таблетках по 0,1 грамма сублингвально по 1 таблетке 3 раза в день (суточная доза 0,3 грамма) в течении 14 дней, благотворно влияет на эмоциональную сферу человека, снижая чувство тревоги, улучшая самочувствие, уверенность в себе, повышая настроение и мотивацию к деятельности.
  3. Глицин при продолжительном курсовом приёме улучшает внимание, положительно влияя на такие его свойства, как устойчивость, распределяемость, переключение и концентрацию. Это способно в значительной мере улучшить умственную работоспособность и успешность учебной и профессиональной деятельности.
  4. Курсовой прём глицина оказывает положительное влияние на психомоторную сферу человека, улучшая координацию движений, психическую регуляцию мелкой моторики рук за счёт общетонизирующего воздействия на мозговые процессы, оказывая тормозное действие на кору больших полушарий головного мозга.
  5. Курсовой приём глицина может быть рекомендован лицам, испытывающим трудности в адаптации к той или иной деятельности, повышенную утомляемость, имеющим дефицит внимания, отмечающим общее снижение тонуса, нарушения в эмоциональной сфере, испытывающим чувство тревоги.
  6. Данный препарат является эффективным средством повышения неспецифической адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды.