Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал!П. Коган “Гроза”.
“Психолог школе нужен!” – с этим утверждением мало кто будет спорить. Но вот зачем? На этот счет существует множество мнений. Я – педагог-психолог. Начинала в небольшой сельской школе, сейчас работаю в районном Центре психолого-медико-социального сопровождения. При всем многообразии форм организации психологической службы, каждый удачный опыт, на наш взгляд, определяется способностью психолога совместить решение своих профессиональных задач с близостью к реальным, насущным проблемам детей, педагогов, родителей.
Компетентность – сегодня одно из ключевых слов в образовании. Меняются требования к роли учителя, который становится организатором, наставником, сопровождающим и направляющим самостоятельную деятельность и развитие личности ученика. Одним из обязательных условий успеха здесь является знание индивидуальных особенностей каждого ребенка, умение определить его сильные и слабые стороны, учесть интересы и склонности. В связи с этим многократно возрастает роль психологической составляющей образовательно-воспитательного процесса. Поставленные задачи сложно решить без повышения психологической компетентности педагогов, в частности, освоения ими некоторых методов психологической диагностики.
Хотелось бы поделиться опытом использования на практике лишь одной методики – Психогеометрического теста. Ряд его достоинств (о чем будет сказано ниже) и широкая область возможного применения позволяют надеяться, что данный опыт будет интересен и полезен не только коллегам-психологам, но, в первую очередь, педагогам, классным руководителям, а также администрации образовательных учреждений.
Психогеометрический тест – методика исследования личности. Ее автором является Сьюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров (США). Методика была опубликована в 1989 году как составная часть психогеометрии – практической системы анализа личности.
В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе психогеометрии, С.Деллингер называет учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (2). Свой вклад в развитие психогеометрии внесли и российские психологи (1; 3).
Стимульный материал теста состоит из пяти фигур: квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник (Рис.1).
Рисунок 1.
Обследуемому предлагается выбрать ту фигуру, в отношении которой он может сказать: “это – Я!” (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.
Интерпретация результатов основывается на символическом значении используемых фигур-стимулов:
“Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.
“Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.
“Круги” – люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих.
“Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.
Прямоугольник – символ неопределенности, переходная форма, которую могут “носить” остальные фигуры. Характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка (Подробнее смотрите 1; 4).
Обратите внимание, что прямоугольник в наборе стимульного материала должен располагаться вертикально. В некоторых сборниках методик дается лишь описание фигур, а, как показывает практика, большинство испытуемых представляют прямоугольник в более привычном “лежачем” виде. Однако именно вертикальное расположение наиболее точно передает состояние неустойчивости и растерянности, которое отражает эта фигура. Поэтому, стимульный материал Психогеометрического теста всегда должен предъявляться в графическом виде.
Основная фигура или субъективная форма (первый выбор) дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения тестируемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым может представлять наибольшие трудности. Остальные фигуры дополняют общую картину, по их расположению также можно судить о степени выраженности обозначаемых ими качеств в структуре личности.
Несмотря на кажущуюся простоту, Психогеометрический тест является достаточно информативным и надежным инструментом. Исследования ряда психологов, изучавших связь Психогеометрического теста с данными других методик, показали, что почти все результаты сравнительного анализа “подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности” (1; 3). Причем, точность диагностики достигает 85 %!
Таким образом, к несомненным достоинствам Психогеометрического теста можно отнести:
- компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов);
- доступность (инструкцию способны понять даже дошкольники);
- простоту (возможно проведение тестирования неспециалистом);
- удобство для группового исследования;
- возможность применения полученной информации при решении как образовательных, так и воспитательных задач.
Последнее утверждение и хотелось бы проиллюстрировать конкретными примерами.
Необходимость совмещения знаний с умением применить их на практике способствовала появлению нового способа организации учебной деятельности школьников – проектного метода. И хотя “страсти по проектам” продолжают бушевать, на наш взгляд, у этого метода есть одно несомненное достоинство: каждый ученик может получать знания наиболее удобным, соответствующим его индивидуальным особенностям способом. Кроме того, еще Сенека писал: “Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле”. Учителю в данной ситуации предстоит работать не с привычным “классом”, а с 20–30 индивидуальностями, особенности которых нужно определить и “учесть”. “Чем здесь может помочь психолог?” – задумались мы. Так появилась на свет идея семинара-практикума “Учет индивидуально-психологических особенностей школьников при организации проектной деятельности”, на котором педагоги знакомятся с экспресс-методами диагностики личности (в том числе с Психогеометрическим тестом) и принципами организации эффективной команды.
За основу берутся ключевые характеристики фигур в психогеометрии: “квадрат” – труженик, “треугольник” – лидер, руководитель, “круг” – коммуникатор, “зигзаг” – творец. Метод проектов предполагает выполнение всего цикла деятельности от начала и до конца: придумать, разработать (организовать), внедрить, эмоционально поддержать, представить результаты. Нетрудно заметить, что для каждой фигуры здесь найдется дело по душе. Кроме того, реальная жизнь давно доказала большую эффективность групп, сформированных по принципу дополнения.
Давайте рассмотрим на примере, как данный подход можно применить на практике. Проект “Оформление школьной столовой” был разработан старшеклассниками одной из школ нашего района. На деньги, полученные от продажи самостоятельно изготовленных поделок, учащиеся хотели приобрести материалы для оформления столовой. Итак, распределяем обязанности: дизайн поделок и помещения – “зигзаги” (можно предположить, что и автор идеи проекта – один из них); изготовление поделок и предметов интерьера – “квадраты”; продажа поделок, связи с общественностью, презентация проекта, а также поддержание благоприятного эмоционального климата в период работы – “круги”; организация и руководство деятельностью – “треугольники”. “Прямоугольники” занимаются тем, к чему склоняет их вторая в ряду предпочтений фигура. Конечно, представители всех типов в меру своих возможностей участвуют в реализации каждого этапа проекта, жестких границ здесь быть не должно. Однако ведущую роль в разные периоды играет одна “фигура”.
Рассматриваемый подход с успехом может применяться при организации различных видов групповой работы с детьми, как учебной, так и внеклассной воспитательной. Например, при делении класса для выполнения какого-либо задания на уроке вместо традиционных способов разбивки “по рядам”, “вариантам” и т.п. используйте принцип группировки по психогеометрическим типам. При этом каждый член группы становится в ней представителем характерных черт поведения и стиля мышления “своего” типа, а значит, имеет больше шансов проявить свои сильные стороны.
Особенно ярко эффективность такого подхода видна в процессе воспитательной работы с детьми: при проведении конкурсов, соревнований, тренингов, коллективных творческих и трудовых дел. Педагоги и психологи знают, как сложно бывает в этих случаях разделить класс на группы, как редко удается избежать обид и недовольства. Позовите на помощь психогеометрию, предложив ребятам выбрать наиболее понравившуюся фигуру из пяти предложенных бумажных вариантов, крупно написать на ней свое имя и прикрепить на грудь. Если вы впервые работаете с классом или еще не очень хорошо помните имена всех детей, такие “визитки” будут очень кстати. Только приготовьте достаточное количество разных фигур и не забудьте по окончании процедуры выбора объяснить его значение.
Иногда просто удивительно, как работа в таких группах помогает ребенку раскрыться, показать себя с неожиданной стороны. Узнать себя, почувствовать себя личностью и одновременно частью команды – что может быть важнее для юного человека!
В социометрии – методе изучения межличностных отношений в группах – есть термин “изолированные”, т.е. те члены группы, которые в процессе диагностики выбирают своих товарищей, их же не выбирает никто. Так вот, согласно исследованию, проводившемуся психологами нашего Центра в школах района в 2004 году, в среднем, около 30 % (!) пятиклассников имеют социометрический статус “изолированные”. Не менее тревожен и тот факт, что к 10 классу число таких учащихся достигает 40 %. Сорок процентов молодых людей (в нашем исследовании 66 десятиклассников), не нашедших своего места в сообществе сверстников за все время обучения в школе! Психогеометрический тест может стать для них первым шагом на пути обретения уверенности, понимания своей непохожести, силы и слабости и, возможно, своего предназначения. “Знаете, мы все ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ!” – с достоинством сообщили классному руководителю старшеклассники после нашего с ними разговора. А мы, взрослые (педагоги, родители, психологи), способны помочь направить энергию проснувшегося самосознания в созидательное русло, не забывая, что еще кот Матроскин отмечал облагораживающее влияние совместного труда. Если серьезно, то именно совместный труд в команде, где нужны твои способности, может быть одним из путей решения проблемы изолированности ребенка в школе.
Небольшое дополнение: соблюдая общий принцип комплектования рабочих групп (эффективная группа состоит из представителей всех типов), необходимо менять их состав, т.е. типологический состав остается неизменным, а индивидуальный меняется. Это позволит учащимся расширять свой опыт межличностного взаимодействия с разными людьми и тоже будет способствовать сплочению коллектива.
Хочется рассказать о возможностях использования психогеометрии при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы.
В рамках реализации программы психологического сопровождения перехода на предпрофильное и профильное обучение в нашем Центре был подготовлен психодиагностический комплекс, направленный на выявление интересов, склонностей, мотивов деятельности учащихся. Методики, из которых он состоит, традиционно используются в подобных случаях, но, несмотря на свою эффективность, требуют достаточно большого количества времени на проведение и обработку. Сопоставив же данные профориентационных методик с результатами Психогеометрического теста, мы с удивлением отметили, что они часто взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить “ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности” (выделено нами). То есть речь идет не о выборе конкретной профессии и даже не о выборе профессиональной сферы, а лишь о направлении деятельности и, добавим, о доминирующем стиле деятельности, который к этому возрасту проявляется в человеке достаточно ярко. Поэтому методики, имеющие в основе типологический подход, будут в данном случае наиболее уместны.
Девятиклассник выбирает не только профиль дальнейшего обучения, но и форму продолжения образования. Проблема здесь может заключаться в том, чтобы убедить подростка, а чаще его родителей, что желаемых целей (высшего образования, например) можно достичь разными путями. Так, человеку-“квадрату” будет намного легче шагать к своим вершинам через освоение конкретной профессии в училище и работу на производстве, чем “грызя гранит” сухой науки.
“Хуже всего мы знаем своих близких” – как часто, к сожалению, приходится убеждаться в справедливости этого грустного тезиса. Мы подошли к еще одной возможной области применения психогеометрии: работе с родителями. Строиться она может по следующей схеме. Проведя предварительную психогеометрическую диагностику класса, вы предлагаете выполнить этот же тест родителям на собрании. После объяснения значения фигур, каждый родитель получает возможность сравнить свой выбор и выбор своего ребенка. Только необходимо предупредить ребят и получить их согласие.
Хочется отметить, что встречаются случаи как совершенно одинакового выбора, так и “конфликта фигур”, когда первая фигура одного члена семьи является последней в ряду предпочтений другого. Эта ситуация может свидетельствовать о напряженности в отношениях и одновременно послужить их восстановлению и укреплению. Мы же стараемся объяснить родителям, что нет “хороших” и “плохих” типов. Говоря словами П.Коэльо, “не существует понятий “лучше” или “хуже”, ибо … каждый одарен достаточно, чтобы следовать избранной стезей”. Как правило, после собрания “психогеометрическому анализу” подвергается вся семья. И тогда понятнее становятся метания папы-“прямоугольника”, противостояние “треугольных” бабушки и внука, “правда жизни” деда-“квадрата”, находятся свои “миротворцы” и “генераторы идей”. Признание права другого человека на индивидуальность становится началом гармонизации семейных взаимоотношений. Большой интерес подобные собрания вызывают у родителей девяти- и одиннадцатиклассников: полученные сведения помогают подтвердить уже сделанный выбор, уточнить его или заставляют прислушаться, наконец, к мнению самого выпускника.
Таким образом, принципы психогеометрии и непосредственно Психогеометрический тест могут использоваться:
- для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности;
- при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы;
- в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды);
- в работе с родителями.
Конечно, психогеометрия – не панацея от всех бед современной школы. Особо хотелось бы предостеречь от соблазна использовать данные Психогеометрического теста (впрочем, как и любой другой методики) для построения долгосрочных прогнозов и “навешивания ярлыков”. Представленный взгляд на личность – лишь один из возможных, и он не может полностью заменить ни наблюдения за ребенком, ни общения с ним, ни просто мудрого и внимательного взгляда взрослого человека. Поэтому, желательно, чтобы работа с методикой, хотя бы на первых порах, велась под руководством или при активном участии психолога.
Несколько слов о возрастных границах. Представленный автором опыт в основном касается работы со старшеклассниками. Принцип деления на группы по психогеометрическим признакам применялся в тренинговых занятиях с учащимися 6, 7 классов. Думаем, он подойдет и для работы с младшими школьниками. В целом же, увеличение возраста, по нашим наблюдениям, повышает достоверность результатов.
Конечно, рассмотренные примеры не исчерпывают всех потенциальных возможностей практического воплощения взгляда на человека с “геометрической” точки зрения. Надеюсь, что данная статья будет способствовать более широкому применению описанного метода при решении образовательных и воспитательных задач, а полученные результаты увеличат число его сторонников. Готова ответить на возникшие вопросы, буду признательна за высказанные замечания и предложения, а также желание поделиться теоретической и практической информацией по данной теме.
Хотелось бы выразить благодарность администрации, педагогическому коллективу, учащимся и родителям МОУ СОШ № 2 п. Безенчук Самарской области за открытость новым идеям и готовность к сотрудничеству.
ЛИТЕРАТУРА