Диагностика готовности детей к школьному обучению

Разделы: Школьная психологическая служба


Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться психологом в группах развития и учителем на уроках. Но осуществить индивидуальный подход (включающий коррекционно-развивающую работу) в классе, где собраны дети без учета особенностей их психического развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие учащиеся подбираются в классы на основе сходства их развития.

Поскольку основной проблемой нашей школы является индивидуально-дифференцированное обучение, то для того, чтобы обучение детей было наиболее эффективным, уже в детском саду мы начинаем обследование детей, чтобы определить каждого ребенка в соответствующий уровню его развития класс.

Классы, сформированные дифференцированно, позволяют учащимся в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, т.е. о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе. Исходя из этого, диагностическая работа по определению готовности ребенка к школе должна помочь учителю не только правильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.

Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения при поступлении в школу обычно не возникает, так как почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольные внимания, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.Однако на практике учителя не редко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи наглядно, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждение, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведения и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.

Первое, на что следует обратить внимание – это наличие у ребенка выраженного интереса к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предлагающих соревнования с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Также должны быть развиты двигательные способности, работоспособность, от которых зависит усвоение достаточно большого объема знаний, формирование сложных умений и навыков.

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

Диагностика психологической готовности к школе – сложная, но вполне разрешимая проблема. С чем же мы встречаемся в первых классах? Все ли принятые ученики психологически готовы к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

А.Л.Венгером описаны три варианта развития 6-7-летних детей:

1. Тревожность.
2. “Негативистическая демонстративность”.
3. “Уход от реальности”.

Шестилетние дети по уровню своего развития – дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий “дошкольного” режима, игровых методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача психолога в совместной работе с учителем создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему. Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим нам следует познакомиться с будущими

первоклассниками уже на этапе записи их в школу.

В частности, мы провели в апреле 2004 года фронтальное обследование детей 6-7 лет. Задачей обследования являлось выявление у детей уровня психологической готовности к обучению в школе. Для этого обследования были использованы диагностические задания:

1. “Узор” - на выявление тонкой моторики, зрительного анализа, координации в системе глаз – рука.
2. “Рисование бус” - на выявление количества условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
3. “Заселение дома” - на выявление способности детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключиться с одного найденного решения на поиск другого.
4. “Раскрашивание фигур” - выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.
5. Чтение схем слов – выявление готовности психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым.
6. Составление схем слов под диктовку на выявление готовности психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему.
7. Выявление планирующей функции путем разметки шаблона на чистом листе.
8. Беседа: Оцениваются умение ребенка вступать в контакт, ориентировка на месте и во времени, эмоциональный фон, организация поведения, спонтанная речь,

Объектом обследования были дети 6-7 лет, поступающие в 1 класс. Всего было обследовано 70 детей  3-х подготовительных групп ДОУ “Аленушка” и “Золотая рыбка”.

Анализ результатов исследования показал, что хороший уровень готовности имеют 35 детей, что составляет 50%, 46% составляют дети со средним уровнем – это 32 ребенка, и 4%, т.е. 3 детей имеют низкий уровень. Но не стоит забывать, что при обследовании не было детей, которые не посещали ДОУ.

Также анализ результатов индивидуальных бесед и наблюдений показал, что 28% обследованных детей характеризуются отставанием в эмоционально – волевой сфере. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявлялась в преобладании эмоциональной формы реагирования в процессе обследования, несформированности учебной мотивации, не критичности, нарушении контроля за осуществлением программы произвольного действия.

По итогам обследования были проведены беседы с родителями детей, где указывались основные ошибки детей в выполнении заданий, и что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

Итак, подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть еще раз основные моменты психологического обследования детей во время записи их в школу:

  1. Цель психологического обследования – определение школьной зрелости для выявления детей, не готовых к школьному обучению и нуждающихся в специальных развивающих занятиях и индивидуальном подходе при обучении.
  2. Первый этап обследования поступающих в школу детей должен дать ориентировочную информацию об их школьной зрелости.
  3. Дети, получившие на первом этапе обследования оценку, свидетельствующую об уровне развития ниже средней нормы, должны пройти дополнительное психологическое обследование для уточнения особенностей развития их интеллектуальной произвольной и мотивационной сфер.
  4. Дополнительное психологическое исследование интеллекта проводится для детей, получивших баллы низкого уровня развития. Для исследования интеллекта целесообразно применять детскую адаптированную методику Векслера.
  5. Дополнительное психологическое исследование произвольной и мотивационной сфер можно проводить для всех будущих первоклассников, чтобы более точно представлять уровень их психического развития.

Исследование произвольной сферы можно проводить при помощи методик, определяющих уровень развития произвольного внимания, памяти, а также умения действовать по правилу, поскольку именно эти параметры развития произвольной сферы определяют сформированность предпосылок к учебной деятельности.

Из этого можно сделать вывод, что проведённая работа поможет учителю не только правильно организовать набор учащихся в I классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.