Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться психологом в группах развития и учителем на уроках. Но осуществить индивидуальный подход (включающий коррекционно-развивающую работу) в классе, где собраны дети без учета особенностей их психического развития, очень трудно. Задача несколько облегчается, если будущие учащиеся подбираются в классы на основе сходства их развития.
Поскольку основной проблемой нашей школы является индивидуально-дифференцированное обучение, то для того, чтобы обучение детей было наиболее эффективным, уже в детском саду мы начинаем обследование детей, чтобы определить каждого ребенка в соответствующий уровню его развития класс.
Классы, сформированные дифференцированно, позволяют учащимся в процессе обучения развиваться в оптимальном для каждого ребенка режиме. Следует подчеркнуть, что речь идет не о разных знаниях, которые будут получать учащиеся начальной школы, а о разных методах и темпах обучения и развития, т.е. о воплощении на практике тезиса об индивидуальном подходе. Исходя из этого, диагностическая работа по определению готовности ребенка к школе должна помочь учителю не только правильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.
Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения при поступлении в школу обычно не возникает, так как почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольные внимания, а также усвоение абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.
Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.Однако на практике учителя не редко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи наглядно, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждение, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.
Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведения и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма.
Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.
Первое, на что следует обратить внимание – это наличие у ребенка выраженного интереса к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующую самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предлагающих соревнования с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Также должны быть развиты двигательные способности, работоспособность, от которых зависит усвоение достаточно большого объема знаний, формирование сложных умений и навыков.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.
Диагностика психологической готовности к школе – сложная, но вполне разрешимая проблема. С чем же мы встречаемся в первых классах? Все ли принятые ученики психологически готовы к школьному обучению?
Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.
А.Л.Венгером описаны три варианта развития 6-7-летних детей:
1. Тревожность.
2. “Негативистическая демонстративность”.
3. “Уход от реальности”.
Шестилетние дети по уровню своего развития – дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий “дошкольного” режима, игровых методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача психолога в совместной работе с учителем создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему. Но осуществление последнего требует хорошего знания особенностей развития детей. В связи с этим нам следует познакомиться с будущими
первоклассниками уже на этапе записи их в школу.
В частности, мы провели в апреле 2004 года фронтальное обследование детей 6-7 лет. Задачей обследования являлось выявление у детей уровня психологической готовности к обучению в школе. Для этого обследования были использованы диагностические задания:
1. “Узор” - на выявление тонкой моторики,
зрительного анализа, координации в системе глаз
– рука.
2. “Рисование бус” - на выявление количества
условий, которые может удержать ребенок в
процессе деятельности при восприятии задания на
слух.
3. “Заселение дома” - на выявление способности
детей к рассмотрению ситуации с разных сторон,
умение переключиться с одного найденного
решения на поиск другого.
4. “Раскрашивание фигур” - выявить, как дети
классифицируют наглядный материал по
самостоятельно найденному основанию.
5. Чтение схем слов – выявление готовности
психологических и психофизиологических функций,
обеспечивающих чтение, умение осуществлять
звуковой синтез и соотносить письменный код со
звуковым.
6. Составление схем слов под диктовку на
выявление готовности психофизиологических
функций, обеспечивающих восприятие речи на слух,
уровень развития фонематического анализа, а
также способности к переводу звукового кода в
другую знаковую систему.
7. Выявление планирующей функции путем разметки
шаблона на чистом листе.
8. Беседа: Оцениваются умение ребенка вступать в
контакт, ориентировка на месте и во времени,
эмоциональный фон, организация поведения,
спонтанная речь,
Объектом обследования были дети 6-7 лет, поступающие в 1 класс. Всего было обследовано 70 детей 3-х подготовительных групп ДОУ “Аленушка” и “Золотая рыбка”.
Анализ результатов исследования показал, что хороший уровень готовности имеют 35 детей, что составляет 50%, 46% составляют дети со средним уровнем – это 32 ребенка, и 4%, т.е. 3 детей имеют низкий уровень. Но не стоит забывать, что при обследовании не было детей, которые не посещали ДОУ.
Также анализ результатов индивидуальных бесед и наблюдений показал, что 28% обследованных детей характеризуются отставанием в эмоционально – волевой сфере. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявлялась в преобладании эмоциональной формы реагирования в процессе обследования, несформированности учебной мотивации, не критичности, нарушении контроля за осуществлением программы произвольного действия.
По итогам обследования были проведены беседы с родителями детей, где указывались основные ошибки детей в выполнении заданий, и что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.
Итак, подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть еще раз основные моменты психологического обследования детей во время записи их в школу:
- Цель психологического обследования – определение школьной зрелости для выявления детей, не готовых к школьному обучению и нуждающихся в специальных развивающих занятиях и индивидуальном подходе при обучении.
- Первый этап обследования поступающих в школу детей должен дать ориентировочную информацию об их школьной зрелости.
- Дети, получившие на первом этапе обследования оценку, свидетельствующую об уровне развития ниже средней нормы, должны пройти дополнительное психологическое обследование для уточнения особенностей развития их интеллектуальной произвольной и мотивационной сфер.
- Дополнительное психологическое исследование интеллекта проводится для детей, получивших баллы низкого уровня развития. Для исследования интеллекта целесообразно применять детскую адаптированную методику Векслера.
- Дополнительное психологическое исследование произвольной и мотивационной сфер можно проводить для всех будущих первоклассников, чтобы более точно представлять уровень их психического развития.
Исследование произвольной сферы можно проводить при помощи методик, определяющих уровень развития произвольного внимания, памяти, а также умения действовать по правилу, поскольку именно эти параметры развития произвольной сферы определяют сформированность предпосылок к учебной деятельности.
Из этого можно сделать вывод, что проведённая работа поможет учителю не только правильно организовать набор учащихся в I классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ним в процессе всего периода обучения.