Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.
Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.
Известно, на продуктивность учебной деятельности влияет ряд психологических факторов: интерес, учебные возможности, количество выполняемых упражнений, уровень познавательной активности учащихся и др. Мы считаем, что на продуктивность обучения большое значение оказывает и самооценка обучаемого. Самооценка – “ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения” (Современный словарь по педагогике / Сост. Ранацевич Е.С. – М.: “Современное слово”, 2001. – С. 683). Отсюда, самооценка является относительно устойчивым структурным образованием самосознания, выполняет регуляторную и защитную функции, следовательно, позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и встроить на основе осмысления своих результатов собственную программу дальнейшей деятельности. То есть самооценка лежит в основе мотивов деятельности, в том числе и учебной мотивации.
Учитель, организуя учебно-воспитательную работы, обычно соотносит достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важных моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе а личностный фактор, влияющий на процесс усвоения знаний (Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975.)
Для детализации методической характеристики самооценки мы считаем целесообразным выделить в ней три составляющие. Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя (самооценка у учащихся успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться). Второй составляющей процесса самооценки является развитие у обучающегося умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд, третьей составляющей процедуры самооценки является работа по воспитанию у учащихся реалистического уровня притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
Анализ научной литературы (Амонашвили Ш.А., Анохин П.К., Выготский Л.С., Гербарт И.Ф., Дистверг Ф.В.А., Джемс У., Дьюи Д., Кон И.С., Подласый И.П., Роджерс К., Столин В.В., Ушинский К.Д. и др.) привел нас к выводу, что адекватная самооценка прямопропорциональна продуктивности учебной деятельности, а неадекватная самооценка обратнопропорциональна учебной деятельности – что и стало гипотезой нашего исследования. Экспериментальной площадкой является школа № 49 г.Казани. На основе установленной гипотезы были выделены следующие задачи:
- продиагностировать самооценку учащихся;
- установить корреляционную взаимосвязь самооценки обучаемого и продуктивности учебной деятельности.
В ходе эмпирического исследования использовались апробированные в педагогике и психологии методы исследования (опрос, наблюдение УВП, изучение школьной документации, тестирование, педагогический эксперимент) и методики (Направленность на получение знаний и (или) отметки”, авт. Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова “Исследование самооценки личности”).
Осмысление результатов констатирующего эксперимента привело к следующим обобщениям: преимущества самооценки как для того кто учится, так и для учителя, очевидны. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умения анализировать оценочные суждения, повышает продуктивность учебной деятельности. Такой способ работы эффективен: он корректирует поведение учащихся, предупреждает развитие высокомерия или, наоборот, – неуверенности в себе, способствует развитию педагогических качеств – уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию. Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности. При этом, оценка влияет, воздействует на деятельность ученика, направляя ее в определенную сторону, одновременно, она в значительной степени формирует и самооценку.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296с.
- Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ.высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центрн ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Ранацевич Е.С. – М.: “Современное слово”, 2001. – С. 683