Начальная школа
-
Использование проблемных ситуаций при изучении природы. (Авторская программа "Окружающий мир", отражающая региональный компонент Вологодской обл. Авторы С.П.Баранов, Л.И.Бурова) 2006
Общество поставило перед школой задачу: специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать творческие способности учащихся, их познавательную самостоятельность при формировании экологической культуры. Одним из средств достижения данной цели является использование на уроках проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся и позволяющих осознать взаимосвязи в природе. В статье приведены примеры проблемных ситуаций, возникающих при изучении природы.
-
Система работы заместителя директора по УВР и руководителя методического объединения по созданию организационно-методических и психологических условий для творческого самопроявления и развития личности учителя и учащихся 2006
Суть статьи заключается в создании системы работы заместителя директора по УВР и руководителя МО учителей начальных классов по развитию творческих способностей учащихся и в определении условий для творческого самопроявления учителя и ученика. Новизна представленного опыта заключается: 1) в осмыслении теоретического материала по данной проблеме; 2) в новом содержании методической работы; 3) в новом содержании образовательных программ, адаптированных к условиям начальной школы. Опыт может быть использован учителями начальных классов, руководителями МО, заместителями директоров школ.
-
Развитие у младших школьников умения отражать природу в творческой деятельности 2006
В данной работе рассмотрены понятия и сущность творческой деятельности младших школьников. Сформулированы возможности развития у младших школьников отражать природу в творческой деятельности при изучении курса "Окружающий мир" (авторы Баранов С.П., Бурова Л.И.). Показана реализация педагогических условий по данной теме.
-
Организация творческой деятельности учащихся 2006
Сущность статьи заключается в описании организации творческой деятельности учащихся через программу "Творчество". Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности, определены уровни творческого самопроявления ученика на конец 1, 2, 3, 4-го классов. Новизна заключается в разработке модели Творческого дня для учащихся начальной школы, в отборе материала для организации эвристического обучения и в отборе критериев для оценки творческих работ педагогов и учащихся. Результатом работы по данной теме является успешное участие учащихся школы в школьных, городских, областных, дистанционных эвристических олимпиадах.
-
Воспитание на социокультурном опыте. Возможности начального образования 2006
В статье рассматриваются возможности работы с младшими школьниками в рамках использования социокультурного подхода к обучению и воспитанию. Также в статье затрагиваются вопросы работы с учащимися в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова с опорой на "зону ближайшего развития" с преподаванием курса "Истоки" (технология присоединения, учет социальной обстановки, использование активных форм работы на уроке, проведение тренингов, работа в парах и четверках). Органичным дополнением к работе по развивающей системе Л.В. Занкова является программа "Воспитание на социокультурном опыте" (автор - О.А. Бандяк), способствующая сближению учителя (воспитателя) с учащимися и их родителями.
-
Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и внеклассную работу в образовательных учреждениях полного дня 2006
В данной статье показаны особенности работы в образовательном учреждении, которое работает в режиме полного дня; раскрыты преимущества совместной деятельности учителя и воспитателя в ходе подготовки и проведении внеклассных мероприятий.
-
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение" Л.А. Ефросининой 2006
В статье определены этапы и пути становления самостоятельного читателя, представлен опыт работы по формированию устойчивой потребности в чтении книг младшими школьниками. Материалы имеют практическую значимость для учителей, преподающих литературное чтение.
-
Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира 2006
В данной статье представлены тестовые задания как наиболее подходящая форма проверки знаний на уроках окружающего мира. Они имеют неоспоримые преимущества для учителя и для ученика. Даны различные виды закрытых и открытых тестовых заданий, состоящих из следующих частей: инструкции, текста задания (вопроса), правильного ответа, системы проверки, обработки и анализа результатов.
-
Конспект занятия во 2-м классе по теме: "Путешествие в мир занимательной математики" 2006
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения. Она содействует развитию познавательной деятельности учащихся, формированию их творческих способностей, позволяет детям глубже понять роль математики в жизни. Данное занятие может быть проведено во 2-м классе как вводное занятие кружка. Предлагаются различные виды упражнений: задачи в стихах, ребусы, игры со спичками, геометрический материал, математические загадки.
-
Тема урока: "Чтобы вырасти здоровым" 2006
Особое внимание в работе нашей Молдо-турецкой гимназии уделяется внедрению здоровьесберегающих знаний, направленных на воспитание у учащихся культуры здоровья, в том числе через интегрированные уроки. Меня как учителя всегда волновал вопрос: как сделать так, чтобы детям в школе было интересно, чтобы они уходили из школы не усталыми и понурыми, а бодрыми и веселыми? В своей работе с детьми я стараюсь наряду с традиционными, использовать нетрадиционные формы обучения, что позволяет обеспечить развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов каждого ученика, активизировать его творческие возможности, формировать положительную мотивацию у детей. В данной работе предлагаются урок Познания мира, где изучается проблема рационального питания, а также урок математики, в котором находит отражение заявленная тема.
-
Урок по теме "Глагол" во 2-м классе (учебник А.В. Полякова) 2006
Урок нацелен на формирование грамматического понятия "ГЛАГОЛ". Термины и понятия даются в доступной для детей форме. Используются элементы игры. Важно, чтобы задания не вызывали серьезных затруднений у детей и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство детей продемонстрировали свои знания, владение уже известными им способами действий.
-
Урок литературного чтения во 2-м (1–4) классе по теме: "Все мы родом из детства…" 2006
На примере детских воспоминаний Л.Толстого учащиеся наблюдают, как семейные ценности, заложенные в детские годы, влияют на формирование личности человека, а также знакомятся с литературным жанром "статья", который не изучается в начальной школе, однако встречается в детской литературе.
-
Интегрированный курс "Чтение и письмо" по программе "Школа XXI в." под ред. Н.Ф.Виноградовой. Тема урока: "В. Осеева "Добрая хозяюшка…" (окончание). Правописание гласных после шипящих" 2006
Представлена разработка интегрированного урока, которая позволила показать, как можно слить в одно целое урок чтения и русского языка, сделав, таким образом, эти предметы более доступными и интересными для детей.
-
Разработка занятия спецкурса по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей" 2006
Спецкурс "Развитие интеллектуальных способностей", в ходе которого педагог с помощью различных упражнений, заданий, приемов стремится развивать внимание, память, мышление и воображение учащихся. Занятия вызывают живой интерес у школьников и повышают уровень развития их познавательных процессов.
-
Открытый урок по теме: “Звонкие и глухие согласные. Название городов. Многозначные слова" (урок обучения грамоте) 2006
Урок направлен на развитие речи, мышления, творческих способностей школьников. Изучение материала построено таким образом, что ученики становятся непосредственными участниками урока, проявляют активность, творчество. Использование разных методов помогает пробудить интерес к русскому языку, желание усвоить знания грамматики и правописания.
-
Урок математики по теме: "Закрепление пройденного" 2006
Прочные знания, умения, навыки приобретаются в процессе активной познавательной деятельности, где одним из главных условий является интерес. Дети на данном уроке в игровой форме отрабатывают навыки быстрого счета, умение решать текстовые задачи, развивается логическое мышление учащихся.
-
Разработка урока по окружающему миру на тему: "Волки — хищники, санитары" (по системе РО Л.В. Занкова). 3-й класс 2006
Урок "Мы и окружающий мир" проводится в 3-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова согласно ее основным дидактическим принципам, один из которых - ведущая роль теоретических знаний. Дети успешно применяют ранее полученные знания, выстраивают новые теории, делают самостоятельные выводы. Их знания выходят на качественно новый уровень: в процессе обсуждения-полилога у детей формируется новый тип мышления - способность выявить противоречия и найти решение проблемы.
-
Урок математики в 1-м классе по теме: "Круглые числа" (по программе "Школа 2000") 2006
Урок знакомит детей с записью и названием круглых чисел, способствует развитию умения графически представлять круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать, закрепляет смысл сложения и вычитания, сравнение чисел с помощью знаков "<", ">", "=", счет в пределах 10.
-
Интегрированный урок развития речи и ИЗО по теме: "Письмо". 4-й класс 2006
Интегрированный урок развития речи и ИЗО посвящён теме "Письмо". Целью урока явилось стремление возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка, сформировать навыки правильного написания письма - делового, официального, личного. Дать понять, что в эпоху Интернета, новейших информационных технологий и сотовой связи - маленькое чудо - почтовый конверт - не ушёл из нашей жизни, а наоборот, становится неотъемлемой частью современного бытия.
-
КВН по русскому языку для учащихся начальных классов 2006
Конкурсы весёлых и находчивых знатоков русского языка проводятся в конце четверти, учебного года или после изучения большого раздела учебной программы. Очень важным моментом в подготовке к КВН является выбор формы его проведения. Это может быть весёлое путешествие по Стране русского языка с остановками на различных "станциях", например станция "Загадки, пословицы и поговорки", станция "Чудесные превращения слов" и т.п. Это может быть не менее весёлое путешествие по сказочному лесу "В гостях у Мишутки", или по волшебному городу, где живут Незнайка и его друзья. Можно предложить детям попасть в "Страну невыученных уроков" и др.
-
Геометрия в начальной школе 2006
В данной статье рассказывается о том, как сохраняется преемственность с традиционной программой по математике, но усиливается геометрическое содержание, что позволяет расширить геометрические представления и знания учащихся, развивать их пространственное воображение, техническое и логическое мышление, память, внимание, речь, конструкторские умения. Идет воспитание нравственных межличностных отношений: умение работать в парах, группах, уважать мнение других. Два конспекта уроков наглядно показывают, как учителя решают эти задачи на практике.
-
Игра по правилам дорожного движения "Счастливый случай". 4-й класс 2006
Эту игру можно провести на обобщающем уроке по правилам дорожного движения в конце 4-го класса или на внеклассном мероприятии.
-
Урок литературного чтения по программе О.В. Кубасовой: "Любимые страницы". 1-й класс 2006
Специальные упражнения и игры, используемые на данном уроке, способствуют совершенствованию техники чтения у первоклассников. На уроке используются разные виды работ для формирования осознанного чтения, самостоятельной работы с текстом.
-
Урок математики в еврейской школе 2006
Представляю урок математики в 1-м классе еврейской гимназии "ОР-АВНЕР" г. Екатеринбурга. Отличительной особенностью нашей гимназии является изучение традиции еврейского народа. Своей задачей я ставлю интеграцию национальных традиций с предметами общеобразовательного цикла. Предлагаю план урока математики, в который включена традиция встречи шаббата. Шаббату уделяется особое внимание в еврейских семьях.
-
Сюжетно-ролевой урок — цирк по русскому языку на тему: "Части речи и члены предложения". 3-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с частями речи, главными членами предложения, развивает умение разбирать предложения по главным членам и частям речи.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Слова с безударными гласными в корне" 2006
Урок развивает умения проверять написание безударных гласных в корне; помогает усвоить особенности проверочных и проверяемых слов; воспитывает любовь к природе; расширяет словарный запас детей.
-
Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: "Интеллектуальный марафон" 2006
Интеллектуальный марафон в три тура для учащихся 4-х классов - победителей школьных олимпиад составлен на основе таксономии учебных задач Д.Толлингеровой. В каждом туре по 5 заданий: из русского языка, математики, естествознания. Сложность заданий и количество баллов за правильный ответ увеличивается от 1-го к 5-му вопросу.
-
Воспитываем личность с пеленок 2006
Целью работы является: создание благоприятных условий для сохранения здоровья, обеспечение разностороннего развития личности, создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, стремление помочь ему реализовывать свой творческий потенциал, сформировать те личностные качества, которые необходимы в общении и совместных делах. В центре внимания находится личность, индивидуальность каждого ученика, его защита, развитие и саморазвитие.
-
Конспект урока русского языка по теме: "Состав слова" для учащихся 3-го класса (1—4) традиционной системы обучения 2006
Урок демонстрирует, как дети оперируют различными средствами оценивания (принятыми символами, баллами), видами самооценок (ретроспективной, прогностической, перспективной, конкретной), а также такой вид работы, как работа в "зонах", который позволяет осуществлять учителю дифференцированный подход в обучении.
-
Проект-конспект урока русского языка в 3-м классе по теме: "Наречие" (по системе РО Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) 2006
Данный урок является заключительным по теме "Наречие" в разделе "Система частей речи в русском языке" (Программа развивающего обучения, 3 класс (1–3), система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова).