Урок математики в еврейской школе

Разделы: Начальная школа


Я работаю учителем начальных классов в еврейской гимназии “Ор-Авнер” г. Екатеринбурга. Большое внимание в нашей гимназии уделяется нравственному воспитанию детей. Отличительной особенностью воспитания является изучение традиции еврейского народа. Человек, не знающий своих корней, не изучающий историю своей Родины, не может любить и понимать её. Именно с начальных классов должны закладываться основы гражданского и патриотического воспитания. Почти каждый месяц еврейского календаря связан с каким-либо национальным праздником. И в предверии празднеств я стараюсь включать знания детей, полученные на уроках традиции еврейского народа, в уроки общеобразовательного цикла. Особое внимание в еврейских семьях уделяется встрече субботы – шаббата. Предлагаю вашему вниманию один из уроков математики в 1 классе. Использован материал по проведению шаббата.

Тема: Задачи на нахождение суммы. Упражнения на усвоение таблиц сложения и вычитания.

Цели:

  • закрепить знания детей о задаче;
  • обратной данной;
  • формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи часть- целое;
  • закрепить навыки счёта в пределах 9;
  • развивать мышление, речь, творческие способности;
  • учить сервировать шаббатний стол;
  • прививать уважение к Шаббату.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

1. – Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов, внимательности, старательности.

Руки ? – На месте.

Ноги ? – На месте.

Локти ? – У края.

Спина ? – Прямая.

2. - Какое сегодня число 7 (10)

- Дайте характеристику числа (по плану)10: (10 предметов обозначается числом 10. Число 10 записывается с помощью цифр 1 и 0. Число 10 стоит на 10-м месте на числовом луче. Соседи : 9 и 11. 10 образовалось. когда к 9 прибавили 1. 10 можно получить так: 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.)

- Чему равна сумма цифр? (1 +0 = 1)

3. Отгадайте ребус

(шаббат) (шар изба)

- На этом уроке математики мы убедимся, что наши знания пригодятся и на шаббатах.

- В течение урока мы сможем открыть запись и узнать, о чём там написано.

- После каждого выполнения задания вы сможете открыть 1 слово (на перевёрнутых карточках – каждое слово отдельно) :

Помни день субботний, чтобы освящать его.

II. Устный счёт.

- Проведём разминку.

1. Посчитайте устно и объясните, как вы это делали.

- Сколько шаббатов мы уже отпраздновали в 5765 году 9 по еврейскому календарю, если прошло 19 недель? (19)

- А в 2005 году, если прошло 6 недель? (6)

- В семье мама, папа , 2 дочери и 2 сына. Сколько свечей зажгут девочки? (по 1,всего 2).

- Сколько свечей зажигает на каждый шаббат мама? (2+4=6)

- Сколько в семье детей, если мама в шаббат зажигает 7 свечей? (7-2=5)

- На каждый шаббат на праздничном столе лежат 2 халы. Сколько хал съела семья за месяц, если они отпраздновали 4 шаббата? (2+2+2+2=8)

-В семье двое детей: младшая Ривка и старший брат Менди. Мама разрезала 1 халу пополам. Кому достанется большая половина халы? (никому, т.к. равные части).

2. “Чья свеча скорее зажжётся?”

(На доске – заготовки состава чисел, соревнование по рядам).

- Кто может зажигать шабатние свечи? (мама и девочки с 3-х лет).

Итог: вы можете открыть 1 слово.

3. “Накрываем шаббатний стол” - устный графический диктант.

Оборудование (на каждого ученика): белая салфетка, набор предметов.

- Сравните в паре, как накрыт стол у вас и у меня.

Взаимоконтроль:

- Сравните в паре, чем отличаются ваши столы? (предметы отличаются по цвету, по размеру).

Итог: можно открыть ещё одно слово.

Теперь каждый из вас может украсить блюдо на шаббат с помощью кружочков. Если вы выполните правильно задание, вы получаете кружок и украшаете блюдо.

4. Ритмическая игра (парами).

Счёт через 2 до 20 (в прямом и обратном порядке).

Хлопнуть в ладоши, прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “два”, …

Украшаем тарелку кружочками.

III. Работа над задачами.

1. Мотивация.

- Вы только что показали, что вы умеете считать по 2. А знаете ли вы, что показывает таблица на доске? (признаки задачи)

- Что вы уже умеете делать? (находить условие и вопрос, решать задачу, давать ответ).

- Покажите это нам – научите и нас.

2. Разбор задач.

Семья Рабинович идёт в Синагогу на шаббат. На рисунке вы видите всех детей: 3 мальчика и 6 девочек. Сколько всего детей?

Выберите подходящую схему и расскажите условие и вопрос.

- Что надо найти: целое или часть?

- Как найти целое?

- Составьте выражение (3 + 6)

- Запишите решение.

- Сформулируйте ответ.

Итог: открываем слово. Украшаем свои тарелочки.

3. Работа над обратными задачами.

- Обратите внимание на оставшиеся схемы. Что вы заметили? (Поменялись местами известные и неизвестные величины).

- Как называются такие задачи? (обратные)

- Составьте обратные задачи (устно).

- Что неизвестно? (часть)

- Как найти часть?

Запишите самостоятельно решение.

Проверка:

Соедините на доске выражения и схемы.

---------------------- --------------------------
9-3 9-6

Итог: открываем слово , украшаем тарелочки.

4. Физминутка.

IV. Закрепление.

1. “Накрываем стол”.

- Продолжим готовить стол. Приготовим фрукты и конфеты. Достать из “мешка” конфету, решить пример, если правильно – на тарелку, если нет – в мешок.

Итог: открыли слово. Украшаем блюдечко.

2. Самостоятельная работа.

Составление выражений к рисункам.

- По каким признакам можно разбить свечи? (цвет, размер).

V. Оценка деятельности учащихся.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке: хорошо или плохо?

- Как вы понимаете смысл заповеди?

- Какие задания были сложными? Лёгкими?

Домашнее задание: вместе с родителями правильно накрывайте шаббатний стол. Придумайте задачу о своей семье.