Я работаю учителем начальных классов в еврейской гимназии “Ор-Авнер” г. Екатеринбурга. Большое внимание в нашей гимназии уделяется нравственному воспитанию детей. Отличительной особенностью воспитания является изучение традиции еврейского народа. Человек, не знающий своих корней, не изучающий историю своей Родины, не может любить и понимать её. Именно с начальных классов должны закладываться основы гражданского и патриотического воспитания. Почти каждый месяц еврейского календаря связан с каким-либо национальным праздником. И в предверии празднеств я стараюсь включать знания детей, полученные на уроках традиции еврейского народа, в уроки общеобразовательного цикла. Особое внимание в еврейских семьях уделяется встрече субботы – шаббата. Предлагаю вашему вниманию один из уроков математики в 1 классе. Использован материал по проведению шаббата.
Тема: Задачи на нахождение суммы. Упражнения на усвоение таблиц сложения и вычитания.
Цели:
- закрепить знания детей о задаче;
- обратной данной;
- формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на основе взаимосвязи часть- целое;
- закрепить навыки счёта в пределах 9;
- развивать мышление, речь, творческие способности;
- учить сервировать шаббатний стол;
- прививать уважение к Шаббату.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
1. – Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов, внимательности, старательности.
Руки ? – На месте.
Ноги ? – На месте.
Локти ? – У края.
Спина ? – Прямая.
2. - Какое сегодня число 7 (10)
- Дайте характеристику числа (по плану)10: (10 предметов обозначается числом 10. Число 10 записывается с помощью цифр 1 и 0. Число 10 стоит на 10-м месте на числовом луче. Соседи : 9 и 11. 10 образовалось. когда к 9 прибавили 1. 10 можно получить так: 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.)
- Чему равна сумма цифр? (1 +0 = 1)
3. Отгадайте ребус
(шаббат) (шар изба)
- На этом уроке математики мы убедимся, что наши знания пригодятся и на шаббатах.
- В течение урока мы сможем открыть запись и узнать, о чём там написано.
- После каждого выполнения задания вы сможете открыть 1 слово (на перевёрнутых карточках – каждое слово отдельно) :
Помни день субботний, чтобы освящать его.
II. Устный счёт.
- Проведём разминку.
1. Посчитайте устно и объясните, как вы это делали.
- Сколько шаббатов мы уже отпраздновали в 5765 году 9 по еврейскому календарю, если прошло 19 недель? (19)
- А в 2005 году, если прошло 6 недель? (6)
- В семье мама, папа , 2 дочери и 2 сына. Сколько свечей зажгут девочки? (по 1,всего 2).
- Сколько свечей зажигает на каждый шаббат мама? (2+4=6)
- Сколько в семье детей, если мама в шаббат зажигает 7 свечей? (7-2=5)
- На каждый шаббат на праздничном столе лежат 2 халы. Сколько хал съела семья за месяц, если они отпраздновали 4 шаббата? (2+2+2+2=8)
-В семье двое детей: младшая Ривка и старший брат Менди. Мама разрезала 1 халу пополам. Кому достанется большая половина халы? (никому, т.к. равные части).
2. “Чья свеча скорее зажжётся?”
(На доске – заготовки состава чисел, соревнование по рядам).
- Кто может зажигать шабатние свечи? (мама и девочки с 3-х лет).
Итог: вы можете открыть 1 слово.
3. “Накрываем шаббатний стол” - устный графический диктант.
Оборудование (на каждого ученика): белая салфетка, набор предметов.
- Сравните в паре, как накрыт стол у вас и у меня.
Взаимоконтроль:
- Сравните в паре, чем отличаются ваши столы? (предметы отличаются по цвету, по размеру).
Итог: можно открыть ещё одно слово.
Теперь каждый из вас может украсить блюдо на шаббат с помощью кружочков. Если вы выполните правильно задание, вы получаете кружок и украшаете блюдо.
4. Ритмическая игра (парами).
Счёт через 2 до 20 (в прямом и обратном порядке).
Хлопнуть в ладоши, прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “два”, …
Украшаем тарелку кружочками.
III. Работа над задачами.
1. Мотивация.
- Вы только что показали, что вы умеете считать по 2. А знаете ли вы, что показывает таблица на доске? (признаки задачи)
- Что вы уже умеете делать? (находить условие и вопрос, решать задачу, давать ответ).
- Покажите это нам – научите и нас.
2. Разбор задач.
Семья Рабинович идёт в Синагогу на шаббат. На рисунке вы видите всех детей: 3 мальчика и 6 девочек. Сколько всего детей?
Выберите подходящую схему и расскажите условие и вопрос.
- Что надо найти: целое или часть?
- Как найти целое?
- Составьте выражение (3 + 6)
- Запишите решение.
- Сформулируйте ответ.
Итог: открываем слово. Украшаем свои тарелочки.
3. Работа над обратными задачами.
- Обратите внимание на оставшиеся схемы. Что вы заметили? (Поменялись местами известные и неизвестные величины).
- Как называются такие задачи? (обратные)
- Составьте обратные задачи (устно).
- Что неизвестно? (часть)
- Как найти часть?
Запишите самостоятельно решение.
Проверка:
Соедините на доске выражения и схемы.
---------------------- -------------------------- 9-3 9-6
Итог: открываем слово , украшаем тарелочки.
4. Физминутка.
IV. Закрепление.
1. “Накрываем стол”.
- Продолжим готовить стол. Приготовим фрукты и конфеты. Достать из “мешка” конфету, решить пример, если правильно – на тарелку, если нет – в мешок.
Итог: открыли слово. Украшаем блюдечко.
2. Самостоятельная работа.
Составление выражений к рисункам.
- По каким признакам можно разбить свечи? (цвет, размер).
V. Оценка деятельности учащихся.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке: хорошо или плохо?
- Как вы понимаете смысл заповеди?
- Какие задания были сложными? Лёгкими?
Домашнее задание: вместе с родителями правильно накрывайте шаббатний стол. Придумайте задачу о своей семье.