Разработка урока по окружающему миру на тему: "Волки — хищники, санитары" (по системе РО Л.В. Занкова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Волк. Хищники – санитары.

Цели:

  • познакомиться на примере волка с основными признаками хищных зверей, их образом жизни и ролью в живой природе;
  • развивать мышление детей с помощью приемов сравнения, классификации, обобщения, выявления причинно-следственных связей;
  • развивать эмоционально-волевую сферу в игровой и учебной деятельности;
  • формировать экологическое мировоззрения.

Оборудование: Иллюстрация из серии “Жизнь диких животных” - “Волчья стая”, иллюстрации – волк, хищнические зубы, следы на снегу, черепа хищных и травоядных животных, отрывки из видеофильмов “Каждый зимует по-своему”, “Следы на снегу”, аудиозаписи В. Высоцкий “Охота на волков”, композиция “Экологический джаз”.

Ход урока

1. Организация класса на урок.

Вводная беседа о многообразии животного мира на планете Земля.

Учитель. Начать занятие я хочу с отрывка из стихотворения И. Акима.

(Звучит отрывок из музыкальной композиции “Экологический джаз”)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Лишь на ней леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
Смотрят в речку удивленно.

Вы, конечно же, догадались, о какой планете идет речь. Скажите, какие условия, необходимые для появления жизни существуют только на нашей планете Земля?

Дети. На Земле есть воздух (атмосфера), есть вода (гидросфера).

Дети дают краткие ответы о значении воды и воздуха.

Учитель вывешивает карточки с понятиями на доску.

У. А какие ещё географические оболочки Земли вы знаете.

Д. Литосфера (каменная оболочка – земная кора и верхняя часть мантии), биосфера (все живые организмы на Земле).

У. Уточним последнее понятие. Какие царства живой природы вы знаете.

Д. Грибы, растения, животные, бактерии.

2. Упражнения на закрепление изученного материала.

У. Расположите понятия в порядке уменьшения массы геооболочек на планете: биосфера, литосфера, атмосфера, гидросфера.

Расположите понятия в порядке уменьшения видового разнообразия: грибы, растения, животные, бактерии.

(Два ученика располагают карточки на магнитной доске в заданном порядке).

Одновременно класс играет в игру с мячом “животное – класс”. Игра проводится по типу игры “съедобное – несъедобное”. Бросающий мяч называет вид животного, получивший мяч должен назвать класс, к которому принадлежит этот вид. Если ответ неверный он возвращает мяч по требованию первого игрока - “назад”. Если ответ верный игрок называет свое животное и бросает мяч следующему игроку.

Проверка выполнения задания по расположению понятий.

Вывод: биосфера – самая маленькая по сравнению с другими сферами, а царство животных самое маленькое во всей живой природе, но оно многообразно.

3. Упражнения на обобщение и классификацию.

На доске предметные картинки: волк, олень, лось, собака, кошка, корова, снегирь.

Найдите лишнее животное (снегирь).

Разделите зверей на две группы, (классификация по самостоятельно выбранному признаку: хищные - травоядные, дикие – домашние)

4. Объявление темы и цели урока.

А какому из этих зверей посвящен этот акростих.

Вот опасная зверюга
Озирается вокруг
Любит песни выть под вьюгу
Кто же враг он или друг?

Сегодня мы совершим суд над волком, который обвиняется в грабеже и разбое. В конце заседания суда мы должны вынести приговор: “ Уничтожить нельзя, сохранить” или “ Уничтожить, нельзя сохранить” от одной маленькой запятой и вашего решения зависит судьба подсудимого.

Всем встать, суд идет.

Выходят обвинитель и защитник.

5. Элементы зоологической классификации, упражнения на сравнение и логику.

У: Рассмотрим материалы дела. Выясним родословную подсудимого, вставьте нужные понятия в круги множеств.

Один ученик составляет нужное включение множеств.

Одновременно мы продолжаем работу по рассматриванию дела.

Рассмотрите портрет подсудимого в анфас, профиль. Демонстрация иллюстраций. Кого он вам напоминает. (Сравнение экстерьера волка и собаки. Выявление сходства и различий).

Вывод: волк – родственник собаки.

Проверка схемы включения множеств. В центральном круге вид – волк, в среднем круге – семейство псовые, во внешнем круге – отряд – хищные. Дети дают логическую расшифровку включению множеств: все волки – псовые, но не все псовые волки; все волки хищники, но не все хищники – волки; все псовые хищники, но не все хищники – псовые.

У. Какое слово мы могли бы поставить во внутренний круг, вместо слова волк?

Дети перечисляют “родственников волка”, знакомых им представителей семейства псовых (лисица, шакал, собака, песец, динго…)

6. Рассматривание характерных особенностей хищных животных, в частности волка.

У. Почитаем снежную книгу. Какие улики оставил здесь подсудимый.

(Рассматривание иллюстрации следы на снегу)

Дети показывают волчью тропу. Читают след: здесь прошел огромный волк или здесь прошло 5 волков. Объясняют свой ответ, используя ранее прочитанный материал рассказа В. Бианки “Волчьи хитрости”.

У. Да, волк животное стайное.

Рассматриваем иллюстрацию “Стая волков”.

Дети рассказывают, кто составляет волчью стаю по иллюстрации (крупные матерые волки, молодые волки)

У. Среди улик нам предоставлено холодное оружие – челюсти. Рассмотрите данные экземпляры и укажите, какие из них относятся к нашему делу.

Рассматриваем черепа: 1)заяц 2) волк 3)песец учитель и дети, помощники, демонстрируют черепа каждому учащемуся, после чего коллективно обсуждается строение зубов и его связь с особенностями питания.

Рассматривается иллюстрация “Хищнические зубы”, на которой четко обозначены хищнические зубы, острые предкоренные, характерные для всех представителей отряда хищников.

Вывод: волку принадлежит экземпляр № 2, т.к. он крупнее, чем черепа других животных, имеет выраженные клыки и хищнические зубы.

7. Речь обвинения.

Обвинитель (заранее подготовленный ребенок). По характеру подсудимый – настоящий хищник. Этому животному нет другого названия, как душегуб и грабитель. Издавна он находится во враждебных отношениях с человеком и его свитой – домашними животными. Вспомните, господа, фольклор разных народов мира, какую роль в разных сказках играет волк?

Ответы детей. Дети инсценируют отрывок из сказки Маршака “Глупый Волк”

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела, голова пока цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Свининки.

- Сколько взяли?

- Шерсти клок. Ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.

- Кто отгрыз?

- Собаки.

Обвинитель. На самом деле и свининку волк не купил, а украл. И совсем он не глуп. Это хитрый и коварный вор.

Свидетель обвинения 1. На озерах в северной Америке волки караулят рыболовов, когда те устанавливают удочки для форели. Как только люди уйдут, волки бегут к прорубям и тащат из воды удочки с приманкой. Приманку съедают, а если уже попалась рыба, то и рыбку тоже.

Свидетель обвинения 2. А бедные беззащитные овцы! Если нет собак и пастухов, волки режут овцу за овцой. За 1 час волк способен уничтожить полсотни овец. Волки уничтожают коров, свиней, лошадей, воруют у человека домашнюю птицу. Причем давят гораздо больше, чем могут съесть и унести. Волчьи стаи жестоко расправляются с собаками, они мстят лучшему другу человека за его верную службу.

Свидетель обвинения 3. Волк опасен. Потому, что вооружен, силен, вынослив. Он может преследовать добычу несколько часов, преодолевая расстояния до 160 км. Он прожорлив и за 1 раз может съесть более 7 кг мяса.

Свидетель обвинения 4. Подсудимый редко выходит на охоту один. Волки действуют хорошо организованной стаей. Стая может разбиваться на загонщиков и ждущих дичь в засаде. Волки даже устраивают настоящие облавы, загоняя оленей в глубокий снег, или на лед, где бедные животные не могут ни сопротивляться, ни спастись бегством.

(После каждого выступления свидетелей ученики могут задать им вопросы, на которые получают ответы свидетелей или учителя в случае затруднения)

У. У нас есть наиболее древние свидетельства. Это народная мудрость, выраженная в пословицах. Как справедливы слова пословиц?

Волка ноги кормят.

Сколько волка ни корми, он в лес смотрит.

Дети обсуждают пословицы. В ходе полилога выясняем, что первая пословица справедлива, т.к. действительно волк добывает добычу в погоне, которая может длиться долго и на большой скорости, до 80 км/ч.

Смысл второй пословицы в том, что невозможно приручить волка, он всегда останется диким животным. Несправедливость этой пословицы в том, что ареал волка более разнообразен, чем лес. Т.е. волки живут и тундре, и в пустыне, и на лугах, и в горах.

Вывод по материалам обвинения.

Волк опасен, приносит много вреда, волка нужно уничтожить и т. п. Отрывок из песни В. Высоцкого “ Охота на волков”.

Слово предоставляется подсудимому. Из леса наш ведет репортаж наш специальный корреспондент – мудрая сова. (Просмотр отрывка из видеофильма “Следы на снегу”.) Диалог волка и совы.

Обидно стало волку, что его никто не любит, решил он с кем-нибудь поговорить.

В. Сова, мы с тобой похожи. Оба хищные, оба серые. Тебя все хвалят, а меня ругают. Почему?

С. А что ты, волк, ешь?

В. Я все больше теляточек, поросят, молодых барашков. Вкуснятина!

С. А я все мышей, мышей. Вот по делам твоим тебя и не любят.

Суд объявляет перерыв. Игра “ Волки – лоси”.

Играют две команды волки и лоси. По команде ведущего они выстраиваются напротив друг друга. Ведущий предлагает игрокам высказывание, и по хлопку-сигналу одна из команд ловит другую, которая убегает в “дом”. Если высказывание ведущего истинно, все происходит как в природе – волки ловят лосей, если высказывание – ложь, наоборот лоси ловят волков.

Пойманный игрок становится членом противоположной команды.

Пример высказываний: волк - хищное животное (ист.); волк – домашнее животное (л.); волк принадлежит семейству кошачьих (л.) и т.п.

Ведущий (учитель) преднамеренно предлагает больше ложных высказываний, в результате чего “популяция волков” сокращается или полностью исчезает.

У. Обратите внимание, что несколько неправильных высказываний и вид животных исчез. Поэтому, прежде чем принять решение и вынести приговор, мы должны выслушать и мнение защиты.

8. Речь защиты.

Защитник. Подсудимый очень интересен. Он заслуживает уважения из-за своего ума и силы. Не забывайте, что он родственник, а возможно предок всеми нами любимой собаки. Подобно ей он умен и хитер. А жесток и кровожаден не более чем всякая собака, которая не воспитана хозяином.

Свидетель защиты. По природе волк не такой уж хищник, каким его считают, он может питаться самой простой пищей, лягушками, насекомыми, ягодами и плодами, а в крайности он довольствуется древесными почками, лишайником и мхом.

Свидетель защиты. Подсудимый идет к человеческому жилью на разбой только в холодные, многоснежные зимы, когда не может найти себе пропитание в лесу.

Свидетель защиты. В некоторых странах (например, в Англии и Германии) люди уничтожили всех волков, в наше время люди задумались над тем, чтобы развести его снова.

(после каждого выступления свидетелей ученики могут задать им вопросы, на которые получают ответы свидетелей или учителя в случае затруднения).

Защитник. Проведем следственный эксперимент.

Для этого построим цепочку питания.

Составление цепочки: волк – травоядные – растения.

Ученик – защитник выставляет рисунок волка и просит учащихся помочь ему составить цепочку питания.

Учащиеся называют следующее звено - травоядные. Защитник выставляет рисунок с травоядным животным, учащиеся дополняют, что травоядных должно быть больше, чем хищников. Защитник выставляет рисунок с еще одним представителем травоядных животных. Учащиеся называют следующее звено – растения. Защитник выставляет рисунки с растениями.

Изъятие из цепочки одного элемента (волк), выяснение последствий.

Травоядные размножились, уничтожили растительность, травоядные стали погибать от голода, они начали болеть, потому что не кому исполнять роль санитара и уничтожать падаль и больных и слабых животных. Цепочка разрушена. Её звенья уничтожены.

Вывод: полное уничтожение волка недопустимо. Волк приносит вред человеку, но он необходим в природе.

9. Итог урока.

Выслушав обвинение и защиту, суд выносит решение: Уничтожить нельзя, сохранить.

Заключительное стихотворение. Музыка “ Экологический джаз”.

Ученик:

Не раз уж убеждались люди, напрасен над природой суд.
Когда они природу судят, то ей невольно вред несут.
Ведь всё в природе не напрасно, и только вредных нет зверей.
Она мудра, она прекрасна, и жить в согласье надо с ней.

Учитель: Но я надеюсь, что наше судебное заседание было ненапрасным.

Оно научило нас мудро относиться к природе и принимать правильные решения. От решений, которые принимают люди, зависит жизнь всей нашей планеты.