Урок математики в 1-м классе по теме: "Круглые числа" (по программе "Школа 2000")

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок “открытия” нового знания по технологии деятельностного метода.

Цели:

  • Познакомить детей с записью и названием круглых чисел.
  • Способствовать развитию умения графически представлять круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать.
  • Закрепить смысл сложения и вычитания, сравнение чисел с помощью знаков “<”, “>”, “=”, счет в пределах 10.
  • Развивать умение решать задачи.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности, интерес к математике.
  • Воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета.

Оборудование: учебники по математике для 1 класса по программе “школа 2000…”, Л. Г. Петерсон, карточки с записью круглых чисел, таблица – схема задачи, графическая модель десятка в таблице.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1 2

1. Самоопределение к деятельности.

Доброе пожелание учителя к организации на урок. Пожелание друг другу успешной работы.

Упражнение на развитие зрительной, оперативной (кратковременной) памяти.

Игра “Кто больше запомнит?” - зрительный диктант.

На доске таблица (приложение №1)

- Внимательно рассмотрите и запомните порядок следования фигур и раскраски.

Воспроизведение в тетрадях последовательности фигур и раскраски.
Проверка. Самопроверка по образцу. Исправление ошибок.

2. Актуализация знаний.

Задания на развитие внимания и мыслительных операций
- Сосчитайте от 11 до 20, от 12 до 7.

Дан ряд чисел 6 7 8 9 10.

  • В каком порядке расположены числа?
  • Назовите самое большое и самое маленькое число в данном ряду.
  • Какое число “лишнее”? Почему?
  • Расскажите все, что знаете о числе 10.
  • На сколько 1< 7? На сколько 7 > 0? Каким действием искали? Почему?
Одновременно на доске работают 3 ученика с индивидуальными заданиями (приложение №2)

Задания на развитие памяти и речи.

  • Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
  • Компоненты каких действий называли?

Проверка заданий детей, работавших у доски.

1 ученику: Что общего во всех равенствах?

  • Какое выражение лишнее?
  • Каким должно быть последнее выражение, чтобы сохранилась закономерность?

2 ученику: Почему значения выражений не изменяются?

3 ученику:

  • Каким действием находил? Почему?
  • Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия (коллективное решение задачи).
  • Сколько всего яиц купила хозяйка?
Значение равно пяти.

5д + 0д – сумма, остальные разности.

5д – 0д

Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые и слагаемые увеличиваются на 1.

Вычитанием. Ищем часть.

Сколько всего яиц купила хозяйка?

10д. яиц купила хозяйка.

Ритмические упражнения. Счет через 5.

3. Постановка учебной задачи.

  • Какие числа с 0 на конце мы называли при выполнении ритмических упражнений?
  • Кто может продолжить ряд чисел до 100? (Учитель с ответом детей вывешивает карточки с круглыми числами на доске).
  • Прочитайте числа.
10 20 30 40 50

Ответы детей.

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

  • Итак, какая тема нашего урока?
  • Подумайте и сформулируйте цель урока.
Варианты ответов детей.

Будем учиться читать и записывать числа с 0 на конце, складывать и вычитать и сравнивать эти числа.

4. “Открытие” нового знания.

  • Как называются числа с 0 на конце?

Вывод. Такие числа называются круглыми.

  • Почему их так назвали?
Ответы детей.

Эти числа содержат 0. При записи 0 приписываем справа.

5. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

1) №1, стр. 48 С комментированием.
2) Работа в прописях.
  • Как записаны числа 1 строки?
  • Как записаны числа 2 строки?
Запись круглых чисел по образцу.

В порядке увеличения.

В порядке уменьшения.

Физминутка.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№2 Самостоятельное выполнение задания с самопроверкой по образцу учителя.

Работа над ошибками, причина допуска .

№3

Сравнение круглых чисел.

Самостоятельное выполнение задания.

Самопроверка по выполненной работе ученика на доске.

7. Включение в систему знаний и повторение.

№4. Сложение и вычитание круглых чисел.
  • Как легче складывать круглые числа?
  • Как легче вычитать круглые числа?
Работа в парах.

Надо сложить десятки и приписать справа 0.

Надо вычесть десятки и приписать справа 0.

8. Рефлексия деятельности.

Учитель задает домашнее задание: №5 или №6 стр. 49 по выбору.

Комментарий работы.

Вопросы по необходимости к учителю.
Что нового узнали?

Как мы сегодня трудились?

Ответы детей по усвоению темы урока.

Дети на сигнальных карточках показывают степень удовлетворенности уроком.