Разработка занятия спецкурса по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать внимание, учить концентрировать сое внимание;
  • продолжить развитие памяти: слуховой и зрительной
  • развивать логическое мышление и воображение

Оборудование:

  • плакат с геометрическими фигурами,
  • картинка с мальчиком Сусиком,
  • раздаточный материал с текстами и словами,
  • карточки для составления рассказа,
  • плакат с Незнайкой и его ошибками.

Ход занятия

1. Организация на работу.

Беседа.

Прочитайте запись на доске. “Зарядка для ума”.

Что обозначает слово “зарядка”? (Ответы детей)

Слово “зарядка” связано со спортивными упражнениями: бегом, прыжками, подтягиванием на турнике…

Занятия зарядкой помогают человеку стать сильным, ловким, гибким, стройным, храбрым, выносливым.

Зарядка для ума – это упражнения для ума, тренировка ума, с помощью которых вы научитесь четко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, рассуждать, спорить, доказывать.

Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, догадливым, находчивым.

Сегодня заниматься зарядкой для ума вместе нами будет смешной и забавный мальчик Сусик. (Рисунок мальчика прикрепляется на доску).

2. Разминка.

Любая зарядка начинается с разминки.

Внимание! Все ответы на вопросы будут начинаться с буквы “д”.

- Число между 3 и 1? (2)

- Как называется музыкальный ансамбль из двух исполнителей? (Дуэт)

- Что кончается под ногами у бычка в известном стихотворении А. Барто? (Доска)

- Кто первым ухватился за репку в сказке? (Дед)

- Как звали ловца пиявок из сказки “Золотой ключик”? (Дуремар)

- Как называли мальчика Федора из Простоквашино? (Дядя)

- На каком дереве находилась золотая цепь, по которой ходил пушкинский кот? (Дуб)

- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

- Эта сказочная девочка спала в скорлупе грецкого ореха? (Дюймовочка)

- Он бывает и проливной, и грибной, и с грозой. (Дождь)

Молодцы! Вы очень хорошо размялись и готовы продолжить зарядку для ума.

3. Развитие внимания.

Выполняя любые упражнения, будь то физические ли упражнения-задания, которые вам дают в классе на уроках, вы обязательно должны быть внимательны, чтобы выполнить их точно и правильно.

Вместе с мальчиком Сусиком мы будем тренировать свое внимание.

1. У вас на карточке № 1 напечатан текст

Внимание! Очень внимательно сконцентрировав, сосредоточив свое внимание, прочитайте текст, не обращая внимание на цифры.

Неизвестно сколько7 лет прошло3 с той поры, 6как закончилось наше6 предыдущее5 повествование3. Но один из3 друзей дяди Васи5 решил вновь9 попытать счастья 4 и 4отправиться в 8 сложный поход 7 по непроходимым2 лесам1 Сибири.

Кому было легко читать этот текст?

Значит вы очень невмательны 1-й человек. умете концентрировать свое внимание.

Тем ребятам, кому было сложно могу посоветовать – не огорчаться, так как мы будем продолжать тренировки нашего внимания. И у вас обязательно в се получится. Я в этом уверена!

2. А сейчас вам нужно не только внимание, но быстрота реакции. (На доске открывается запись:

КО ЗА КА ША КО ЛО БОК
МАР КРЫ БО ТО
ЛОС НО МО ТОК

Найдите в каждом примере один общий слог, который образует три новых слова.

Молодцы! Вы были внимательны и быстро отреагировали на задание.

3. Следующее упражнение в зарядке для ума вы будете выполнять по группам на карточках. Это карточка № 2.

Внимательно прочитайте слова каждой строчки и найдите повторяющийся слог. Выпишите эти слоги по порядку и у вас получится другое слово.

Лукошко, трико, раковина.
Природа, борода, роза.
Вата, нива, вагон. (Корова)

Помада, мама, бумага.
Лимон, калина, ясли.
Витрина, народ, панама. (Малина)

Сорока, косогор, персона.
Рыба, кабаре, баранка.
Лунка, камень пешка. (Собака)

- Прочитайте получившиеся слова (учитель вывешивает на доску слова).

4. Занимаясь физическими упражнениями.

Или как мы зарядкой для ума, необходима небольшая передышка – отдых. “Веселая переменка”.

Маленькая девочка сидит и пишет

- Что ты делаешь? – спрашивает мама.

- Я пишу Оле письмо – важно отвечает дочка.

- Но ты же не умеешь еще писать.

- Ну и что, а Оля не умеет еще считать!

5. Развитие памяти.

1. А мы умеем читать. На карточках № 3 прочитайте глазами стихотворение С. Питиримова “Апрель”

Кто может его сразу рассказать, не глядя на листочек.

Трудно!

Есть вещи, которые мы модем запомнить легко и сразу. Например: радуга, интересный рассказ, анекдот.

А есть то, что запомнить трудно, но необходимо. Например: правила, стихи, таблицу умножения, мы учим наизусть.

Вместе с мальчиком Сусиком будет тренировать вою память и выучим стихотворение, используя прием “Увеличение объема памяти”.

Апрель.

С. Питиримов

Снова я слышу
Веселые трели.
Это капели,
Как птицы, запели.

Это повсюду,
Не зная печали
разноголосо
Ручьи зажурчали.

Каждая лужа
Светло заблистала.
Каждая щепка
Корабликом стала.

Молодцы! У вас получилось выучить наизусть стихотворение, используя слуховую память.

2. А сейчас будем тренировать зрительную память. Посмотрите на плакат (30 секунд)

  • справа или слева точка в прямоугольнике? (Слева)
  • сколько точек в треугольнике? (1)
  • внутри какой фигуры нет точек? (Круге)
  • в какой фигуре точка в верхнем левом углу? (Квадрат, прямоугольник)
  • нарисуйте последнюю фигуру (Квадрат)
  • в какой фигуре по счету три стороны? (В первой)

6. Зарядка для глаз.

7. Развитие интеллекта.

Мы не зря тренируем внимание, память. Все окружающее нас окрашено в тот или иной цвет. Например: солнышко – желтое, снег – белый, травка – зеленая.

Посмотрите на плакат внимательно. Незнайка – художник выполнил рисунок, помоги ему найти и исправит ошибки.

А сейчас возьмите карточку № 4 (незаконченные рисунки). Посмотрите внимательно, на что похожа картинка. Завершите рисунок и раскрасьте.

Покажите свои рисунки. Замечательно! Этими упражнениями вы вместе с Сусиком тренировали интеллект.

8. Развитие воображения.

Завершая одинаковые картинки у вас получились разные рисунки. Почему?

Действительно, глядя на одно и тоже видим его по-разному, потому что у всех по-разному развито воображение.

Тренировкой воображения сейчас и займемся.

1. Прочитайте с доски текст с картинками. Вместо рисунков назовите слова

Ранним утром ясное (рисунок солнца) проснулось

И выглянуло из-за (рисунок туч)

Оно (рисунок улыбки). Как же прекрасна жизнь!

Потом (рисунок птиц) запели на ветвях (рисунок деревьев).

Прозрачная капелька скатилась с зеленого (рисунок листа).

Распускаются (рисунок цветов), зеленеет молодая (рисунок травки).

2. Продолжаем зарядку для ума, тренируя воображение.

Работаем в группах.

Используя опорные рисунки, составьте предложения, но так, чтобы получится маленький текст, рассказ.

Проверка.

9. Развитие логического мышления.

1. А сейчас каждая группа попробует отгадать ребусы.

О 5, 3 О, 40 А, 100 лица, по 2 л, 3 буна.

Молодцы!

2. Прочитайте слова, напечатанные на доске. Эти слова обозначают часть целого. Назовите, что это за целое?

Страница, хобот, ветка, руль, хвост, грифель, клюв.

Этими упражнениями мы развиваем логическое мышление

10. Итог занятия.

Зарядка для ума завершается.

  • какое упражнение вам больше всего понравилось?
  • какое было самым трудным?

Я думаю, что подобные упражнения вам помогут и в учебе и в дальнейшей жизни.

Учитель раздает детям карточки с заданиями.