Тема:
- В.Осеева “Добрая хозяюшка” (окончание) (чтение).
- Правописание гласных после шипящих (русский язык).
Задачи:
- Продолжить работу по выработке навыков беглого, выразительного чтения;
- Закрепить правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;
- Развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся, орфографическую зоркость;
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение слушать товарищей, воспитывать интерес к книге.
Оборудование:
- учебник “Чтение и письмо”, рабочая тетрадь “Письмо № 3”,
- иллюстрации к рассказу “Добрая хозяюшка”,
- таблички со словами на правописание ЖИ-ШИ,
- модели для составления обложки книги.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
II. Моделирование обложки
– Урок свой мы начнём с составления обложки к произведению, с которым познакомились на прошлом уроке. Что должно быть изображено на обложке? (Автор, название и указано, что это за произведение или о ком оно.)
Дети выбирают необходимые элементы для обложки к произведению В. Осеевой “Добрая хозяюшка”.
Примечание: жанр – стихотворение, – сказка, – рассказ. Цветовое обозначение (тема чтения): красный – произведения о Родине, желтый – о детях, коричневый – о животных.
III. Проверка домашнего задания
На доске иллюстрации к первой части произведения.
– Найдите в рассказе и прочитайте отрывки, которые соответствуют первому рисунку (второму).
Рис. 1 |
|
IV. Сообщение задач урока
– Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Осеевой “Добрая хозяюшка”. Закрепим правописание гласных после шипящих Ж, Ш. Вспомним правила грамотного оформления предложения на письме.
V. Чтение второй части произведения
Примечание: для выработки беглости чтения использовались приемы: жужжащее чтение, чтение с отрывом от текста, чтение с закладкой.
а) Жужжащие чтение первого абзаца на стр. 126 с отрывом от текста.
(Дети читают в полголоса. Учитель во время чтения просит детей посмотреть, то на синий круг, то на красный, то на зеленый).
– Стала ли девочка настоящим другом для
курочки?
– Что же произошло?
б) Чтение текста вслух по закладке.
– Что было дальше прочитаем на с.126.
(Дети читают текст и ведут закладкой слева направо закрывая прочитанное)
– Почему девочка осталась одна? (Не умела
дорожить дружбой)
– Можно ли уважать её за такие поступки?
– Прочитайте пословицы. Какие из этих пословиц
подойдут к данному произведению?
- Дружба всего дороже.
- Терпение и труд – все перетрут.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
– Почему?
VI. Физминутка подвижная
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки к верху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой-встанькой словно стали. |
Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! |
VII. Проверка целостного восприятия произведения
– Верно ли передана последовательность событий на схеме? Что было раньше, а что потом?
Девочка |
Девочка |
Девочка |
Девочка |
Девочка |
Дети устанавливают последовательность событий в произведении: девочка и петушок ––> девочка и курочка ––> девочка и уточка ––> девочка и щенок ––> девочка
VIII. Минутка чистописания
– Кто последним был у девочки? (Щенок)
Работа в тетрадях “Письмо №3” с. 25 уроки 23-24.
– Дорисуйте недостающие элементы в изображении собаки.
– Если бы девочка была бы верным другом и щенок остался, то какую бы кличку она могла ему дать? (Рекс, Дружок, Шарик)
На доске вывешиваются слова:
Рекс |
Дружок |
Шарик |
– Что общего в записанных словах? (Клички, пишутся с большой буквы, во всех словах есть буква Р.)
– Какое из этих слов может быть лишним? (Рекс)
– Почему? (Заглавная буква Р)
– Сегодня на минутке чистописания мы будем совершенствоваться в написании заглавной буквы Р.
– Какие звуки обозначают буквой Р? Дайте им характеристику. (Согл., звонкий, бывают твердыми или мягкими, сонорный.)
Учитель объясняет у доски написание буквы Р. Дети пишут в воздухе, а затем в тетрадях.
IX. Физминутка для глаз
X. Упражнения для закрепления написания слов с сочетанием ЖИ, ШИ
Дифференцированная работа по группам (1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий).
1-я группа работает по карточкам:
2-я группа: по классу развешаны таблички. Дети данной группы выбирают слова на данное правило и прикрепляют в нужный столбик.
ЖИ |
ШИ |
3-я группа работает с текстом в учебнике.
– Найдите и подчеркните в тексте “Добрая хозяюшка” слова на правописание сочетаний ЖИ, ШИ.
После выполнения работы все группы сверяются с доской. Проверкой будут служить слова, вывешенные второй группы.
– На какое правило слова?
– Запишите с красной строки через запятую по два слова из каждого столбика.
XI. Физминутка
XII. Упражнения в оформлении предложений на письме
– К какому жанру относится произведение “Добрая хозяюшка”? (Cказки)
– Почему? (Животные разговаривают)
– Кто написал? (В. Осеева)
– Это – авторская сказка. Какие ещё бывают сказки, вы прочитаете в учебнике на стр. 128 задание 8.
Дети читают предложение в учебнике: “Дети читали русские народные сказки”.
– Разделите слова на слоги.
– Прочитайте текст о сказках, который написан в задании 9 учебника на стр. 128
Кто любит читать сказки
Сказки любят все
Ах, какие там чудеса
– Какая допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения.)
– Выберите для каждого предложения нужный знак и докажите почему именно этот знак должен быть в конце предложения.
На доске написан тот же текст. Один из учеников выходит к доске и расставляет нужные знаки. На обороте знаков слоги:
Если дети правильно поставили знаки, то получается слово МОЛОДЦЫ.
XIII. Подведение итогов