Урок литературного чтения во 2-м (1–4) классе по теме: "Все мы родом из детства…"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Все мы родом из детства...”

Л.Н.Толстой. Детство. Из воспоминаний писателя.

Цели:

1) знакомство учащихся с новым литературным жанром – статьей;

2) развитие умения работать в группах и самостоятельно;

3) воспитание любви к своей семье.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг Л.Н.Толстого.

Ход урока

У доски 2 ученика наизусть читают 2 басни И.А.Крылова.

Учитель: К какому литературному жанру принадлежат произведения, которые мы прослушали?

Дети: Басни.

У.: Для чего мы снова обратились к ним?

Д.: Услышать образец выразительного, красивого чтения.

У.: На доске записаны названия произведений. Прочитайте их.

“Муравей и голубка”

“Осел и лошадь”

“Как мужик камень убрал”.

Кто автор этих басен?

Д.: Л.Н.Толстой.

У.: Это он изображен на портрете?

Д.: Да.

У.: Что вы знаете об этом писателе?

Д.: Составил учебник “Азбука”, организовал школу для крестьянских детей. Сам обучал их грамоте.

У.: Как вы думаете, всё ли мы знаем об этом человеке?

Д.: Нет.

У.: Л.Н.Толстой был знаменитый русский писатель. Его перу принадлежит множество произведений для детей и взрослых, которые читают во всем мире. Но каждый человек, будь то известный писатель или обычный человек, был когда-то ребенком и самые яркие воспоминания и впечатления у человека – из детства.

Дети читают тему урока.

У.: Сегодня я предлагаю вам провести исследование, знакомясь с воспоминаниями о своем детстве Л.Н.Толстого. Возможно, из них мы узнаем, что же помогло ему стать автором таких замечательных произведений.

Дети открывают текст. Учитель делит класс на 2 группы и предлагает 1 группе прочитать часть текста до слов “...были полны воображения и юмора...”; 2 группе до слов “...не открывать этих тайн...”. Перед чтением текста – словарная работа.

Физкультурная минутка.

У. (обращаясь к 1 группе): Расскажите, что вы узнали о детстве Л.Н.Толстого из своего отрывка?

Д.: Рано остался без матери.

У.: О ком из братьев и сестер у Толстого остались самые яркие воспоминания?

Д.: О брате Николае.

У.: Почему Толстой считал его удивительным человеком? Найдите подтверждение в тексте.

Дети зачитывают отрывки из текста.

У.: Исходя из прочитанного, какое отношение к старшему брату было у младших детей в этой семье?

Д.: Любовь, уважение.

У.: Попробуйте найти фразу, которая подтверждает наш вывод.

Д.: ...говорили ему “вы”.

У.: К кому так обычно обращаются?

Д.: К особо уважаемому человеку, взрослым.

Проводится работа с учащимися 2 группы.

У.: А что интересного вы узнали из детских воспоминаний Л.Н.Толстого?

Д.: Об играх и увлечениях.

У.: Прочитайте, в чем заключалась тайна маленьких братьев?

Д.: Сделать всех людей счастливыми.

У.: Как вы поняли, что означает “муравьиное братство”?

Д.: Жить дружно.

У.: Какое чувство вызывала игра у Л.Н.Толстого?

Д.: Умиление.

Ученик, получивший индивидуальное задание, знакомит с лексическим значением данного слова.

У.: Все дети любят секреты. Где находилась эта тайна у братьев Толстого?

Выборочное чтение.

Прочитайте про другую тайну Фанфароновой горы.

Выборочное чтение.

Был ли счастлив Толстой, воспитываясь в такой семье?

Д.: Да.

У.: Мог ли он, мечтая о счастье для всех людей, вырасти плохим человеком?

Д.: Нет.

У.: К чему же привело нас наше исследование?

Дети приходят к выводу, что любовь, дружба, нежное отношение друг к другу – чувства, пронизывающие все рассказы Л.Н.Толстого.

У.: Личность человека формируется уже в детстве. От этого зависит вся жизнь человека.

Физкультурная минутка.

У.: Какие в ваших семьях есть особенные увлечения и развлечения?

Рассказы детей.

Хотели бы вы иметь таких братьев?

Д.: Да.

У.: К какому литературному жанру вы бы отнесли прочитанное произведение?

Д.: Рассказ.

У.: Как вы поняли, события, описанные в произведении, придуманы автором?

Д.: Происходили на самом деле.

У.: Мы учимся читать разные произведения не только художественные, но и те, в которых рассказывается о самих писателях. Такие произведения называются статья.

Заранее подготовленный ученик знакомит с лексическим значением понятия “статья”.

У.: Где встречаем статьи?

Д.: В газете, в журнале.

Домашнее задание: составить устное сочинение “Моя семья”.