Тема: “Все мы родом из детства...”
Л.Н.Толстой. Детство. Из воспоминаний писателя.
Цели:
1) знакомство учащихся с новым литературным жанром – статьей;
2) развитие умения работать в группах и самостоятельно;
3) воспитание любви к своей семье.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг Л.Н.Толстого.
Ход урока
У доски 2 ученика наизусть читают 2 басни И.А.Крылова.
Учитель: К какому литературному жанру принадлежат произведения, которые мы прослушали?
Дети: Басни.
У.: Для чего мы снова обратились к ним?
Д.: Услышать образец выразительного, красивого чтения.
У.: На доске записаны названия произведений. Прочитайте их.
“Муравей и голубка”
“Осел и лошадь”
“Как мужик камень убрал”.
Кто автор этих басен?
Д.: Л.Н.Толстой.
У.: Это он изображен на портрете?
Д.: Да.
У.: Что вы знаете об этом писателе?
Д.: Составил учебник “Азбука”, организовал школу для крестьянских детей. Сам обучал их грамоте.
У.: Как вы думаете, всё ли мы знаем об этом человеке?
Д.: Нет.
У.: Л.Н.Толстой был знаменитый русский писатель. Его перу принадлежит множество произведений для детей и взрослых, которые читают во всем мире. Но каждый человек, будь то известный писатель или обычный человек, был когда-то ребенком и самые яркие воспоминания и впечатления у человека – из детства.
Дети читают тему урока.
У.: Сегодня я предлагаю вам провести исследование, знакомясь с воспоминаниями о своем детстве Л.Н.Толстого. Возможно, из них мы узнаем, что же помогло ему стать автором таких замечательных произведений.
Дети открывают текст. Учитель делит класс на 2 группы и предлагает 1 группе прочитать часть текста до слов “...были полны воображения и юмора...”; 2 группе до слов “...не открывать этих тайн...”. Перед чтением текста – словарная работа.
Физкультурная минутка.
У. (обращаясь к 1 группе): Расскажите, что вы узнали о детстве Л.Н.Толстого из своего отрывка?
Д.: Рано остался без матери.
У.: О ком из братьев и сестер у Толстого остались самые яркие воспоминания?
Д.: О брате Николае.
У.: Почему Толстой считал его удивительным человеком? Найдите подтверждение в тексте.
Дети зачитывают отрывки из текста.
У.: Исходя из прочитанного, какое отношение к старшему брату было у младших детей в этой семье?
Д.: Любовь, уважение.
У.: Попробуйте найти фразу, которая подтверждает наш вывод.
Д.: ...говорили ему “вы”.
У.: К кому так обычно обращаются?
Д.: К особо уважаемому человеку, взрослым.
Проводится работа с учащимися 2 группы.
У.: А что интересного вы узнали из детских воспоминаний Л.Н.Толстого?
Д.: Об играх и увлечениях.
У.: Прочитайте, в чем заключалась тайна маленьких братьев?
Д.: Сделать всех людей счастливыми.
У.: Как вы поняли, что означает “муравьиное братство”?
Д.: Жить дружно.
У.: Какое чувство вызывала игра у Л.Н.Толстого?
Д.: Умиление.
Ученик, получивший индивидуальное задание, знакомит с лексическим значением данного слова.
У.: Все дети любят секреты. Где находилась эта тайна у братьев Толстого?
Выборочное чтение.
Прочитайте про другую тайну Фанфароновой горы.
Выборочное чтение.
Был ли счастлив Толстой, воспитываясь в такой семье?
Д.: Да.
У.: Мог ли он, мечтая о счастье для всех людей, вырасти плохим человеком?
Д.: Нет.
У.: К чему же привело нас наше исследование?
Дети приходят к выводу, что любовь, дружба, нежное отношение друг к другу – чувства, пронизывающие все рассказы Л.Н.Толстого.
У.: Личность человека формируется уже в детстве. От этого зависит вся жизнь человека.
Физкультурная минутка.
У.: Какие в ваших семьях есть особенные увлечения и развлечения?
Рассказы детей.
Хотели бы вы иметь таких братьев?
Д.: Да.
У.: К какому литературному жанру вы бы отнесли прочитанное произведение?
Д.: Рассказ.
У.: Как вы поняли, события, описанные в произведении, придуманы автором?
Д.: Происходили на самом деле.
У.: Мы учимся читать разные произведения не только художественные, но и те, в которых рассказывается о самих писателях. Такие произведения называются статья.
Заранее подготовленный ученик знакомит с лексическим значением понятия “статья”.
У.: Где встречаем статьи?
Д.: В газете, в журнале.
Домашнее задание: составить устное сочинение “Моя семья”.