Воспитываем личность с пеленок

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Классное руководство, Работа с родителями


“Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребёнка, способность уделить каждому столько внимания, сколько необходимо для того, чтобы ребёнок почувствовал, что о нём не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют”

В.А. Сухомлинский.

Последнее время школа всё больше обращает внимание на воспитание, основанное на принципах гуманно – личностной педагогики. Учитель старается отойти от авторитарного метода воспитания и принимать своего подопечного как личность. Ребёнок становится действительно субъектом своего развития. Такой учитель уважает личностное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создаёт благоприятные условия для его самореализации и самодвижения в развитии. Все эти качества являются важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся основными направлениями психолого-педагогической работы. Исходя из этого, основной целью своей работы считаю: создание благоприятных условий для сохранения здоровья, обеспечение разностороннего развития личности, создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, стремление помочь ему реализовывать свой творческий потенциал, сформировать те личностные качества, которые необходимы в общении и совместных делах. В центре внимания находится личность, индивидуальность каждого ученика, его защита, развитие и саморазвитие.

Благодаря теме школы “ ДОУ – школа – ВУЗ”, направленной на установление преемственных связей в образовании и развитии детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, студента ВУЗа в процессе формирования высокообразованной, культурной, интеллигентной, деятельной личности, способной к саморазвитию и проявлению творческой индивидуальности, узнавать своих будущих учеников я начинаю уже с ясельной группы. В первый день прихода ребёнка в ДОУ рождается первая страница его личной тетради “ Я – Ф.И.О.”

Для воспитателя и учителя: “Индивидуальная карта развития и здоровья ребёнка”. Эта карта содержит в себе практически всю информацию, начиная с беременности мамы.

На протяжении всех лет пребывания в детском саду эти карты заполняются врачом, психологом, воспитателем, и, конечно же, родителями.

После выпуска из ДОУ, заполнять карты продолжают медики, психологи, работающие в школе, и учителя.

В идеале карта должна попасть на стол к куратору ВУЗа.

Благодаря такой информированности, мы снижаем риск нанести душевную травму ребёнку и его родителям.

Тесная связь с родителями в моей работе – одна из главнейших задач. Они должны быть осведомлены о целях, задачах и идеях учителя. Только при уважительных и доверительных отношениях с родителями, мы сможем добиться своей цели: воспитать Личность в ребёнке. Школа должна быть открытой, мы должны привлекать их к жизни в школе. Посещение уроков, приглашение на концерты, выставки, участие в конкурсах, совместные походы, экскурсии на предприятия, участие в образовательном процессе в качестве руководителя кружка – это лишь то немногое, что даёт результат в воспитании ребёнка.

Первую встречу с родителями я начинаю словами Л.Н. Толстого: “ Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить? Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная… Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям”. Конечно, возникают споры, несогласия, но в процессе работы, со временем, мнение родителей становится близким к этим словам. Рассмотрим одну из тем родительского собрания: “Почему дети лгут?”

Предварительно было проведено анкетирование детей и родителей. На собрании я зачитывала ответы с целью дальнейшего обсуждения этой проблемы. Каково же было удивление родителей слышать такие фразы: “Папа очень ругает меня за враньё, но сам очень часто обманывает своих друзей, говоря, что у него нет денег, а у него – есть!”;

“Бабушка говорит, что обманывать – это грех, а сама дедушку обманывает часто!”; “Взрослые часто сами нас обманывают, сначала обещают, а потом говорят – нет!”

Тема: “Влияние курения и употребления спиртных напитков на детский организм”

Результаты из ответов детей:

  • Кто в твоей семье курит? Мама – 59%; Папа – 82 %
  • Употребляют спиртные напитки? Мама – 53%; Папа – 59%
  • Пробовал ли ты курение? Да – 47%; Нет – 53%
  • Пробовал ли ты спиртные напитки? Да – 65%; Нет – 35%
  • Собираешься ли ты продолжать их употребление? Да – 12%; Нет – 88%

Предлагаю родителям сделать выводы: “Стоит ли требовать от ребёнка того, чего сам допускаешь?”

Тема: “Глазами детей”. Проводилось в форме анкетирования детей.

Результаты:

  • Авторитет: 1 место – учитель, 2 – мама, 3 – папа (совет отцам: “Надо принимать участие в воспитании своего ребёнка!”)
  • Честность: 1 – учитель; 2 – мама; 3 – папа.
  • Доброта: 1 – бабушки и дедушки; 2 – учитель и мама; 3 – друзья; 4 – папа.
  • Сила: 1 – папа; 2 – друг; 3 – учитель; 4 – мама.
  • Страх: 1 – папа; 2 – мама и учитель; 3 – друг.

После таких результатов, у 30 % отцов рождается чувство вины и стыда. Немного, но уже результат!

С приходом в школу у ребёнка тоже появляется личная тетрадь – портфолио “Неужели это я?” Практически ежедневно я вношу в тетрадь заметки, смешные фразы, сказанные ребёнком, результаты тестов или рисунки. На каждом родительском собрании родители с интересом просматривают эти материалы.

Ежегодно, с целью составления мониторинга, провожу различные методики, тесты:

  • Моя семья.
  • Методика – рисунок “Неоконченные предложения”
  • Это я люблю.
  • Этого я не люблю.
  • Что мне нравится и не нравится в школе.
  • Выходной день в нашем доме.
  • Праздник в нашем доме.
  • Методика – рисунок “Несуществующее животное”
  • Социометрия.
  • Как я оцениваю своё место в классе.

Очень актуальны мини – сочинения, написанные детьми:

  • Я – старая ваза.
  • Я – хлеб.
  • Любят ли меня одноклассники?
  • Моё место в обществе.
  • Я и школа.
  • Если бы я был директором школы.
  • Пожелания потомкам.

Благодаря таким сочинениям я узнаю внутренний мир ребёнка, его душу. В нашем классе я веду уроки театра, которые тоже позволяют мне узнать характер ребёнка, его мироощущения.

Конечно, многие скажут, это очень объёмная и трудоёмкая работа, но истинное желание воспитать в каждом своём ученике Личность, Человека, своё Я, убирает все преграды и трудности.

Приложение