Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого

обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.

На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяются следующие виды проверки:

  • текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  • итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  • тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).

В последние годы в начальной школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Я считаю её наиболее подходящей для уроков окружающего мира.

Что же такое тест и тестовые задания?

Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания.

Применение тестовых заданий позволяет:

- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;
- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;
- дать более объективную оценку знаниям учащихся;
- провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;
- оценить каждого ученика.

Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:

- большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
- не возможность проследить логику рассуждения ученика;
- не возможность оценить глубину знаний.

Этапы создания тестовых заданий:

1.Определение целей тестирования.
2.Отбор содержания учебного материала.
3.Составление вопросов и компоновка их.
4.Составление вариантов ответов, содержащих наряду с правильными неправильные.
5.Составление инструкции для учащихся.
6.Продумывание системы проверки, обработки и анализа результатов.

В самом общем виде тестовые задания должны:

- быть составлены с учётом соответствующих правил;
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть краткими, ясными для учащихся.

Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:

1.Инструкции.
2.Текста задания (вопроса).
3.Правильного ответа.

Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Допускается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий. Возможно несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д. Наиболее универсальным, чётким и понятным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого типа. Нужно не забывать, что для младших школьников большое значение имеет психологический настрой. И это отражать в инструкции.

В зарубежной и отечественной литературе чаще всего выделяются следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

  • задания альтернативных ответов
  • задания множественного выбора
  • задания на восстановление соответствия
  • задания на установление правильной последовательности

открытый

  • задания свободного изложения
  • задания-дополнения.

Задания закрытого типа

1.Задания альтернативных ответов.

Даётся только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – “да” - “нет”, “правильно” - “неправильно” и др.

Форма задания: утверждение     да, нет.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Пример.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.

6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2.Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Форма представления заданий:

Вопрос (утверждение).

1 вариант ответа.
2 вариант ответа.
3 вариант ответа.
4 вариант ответа.
5 вариант ответа.

Оптимальное количество вариантов 3-4 (до 5). Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.

Пример 1.

Инструкция. Подчеркни слово, соответствующее правильному ответу.

Вопрос. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

Земля.

Солнце.

Луна.

Ответ. Солнце.

Пример 2.

Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задания на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Способ использования стрелок имеет существенный недостаток: сложность проверки.

Пример.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. Солнце. Планета.

Луна. Спутник.

Земля. Звезда.

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Пример.

Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.

Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.

Земля. 1.

Луна. 2.

Солнце. 3.

Ответ.

1.Луна.

2.Земля.

3.Солнце.

Преимущества заданий закрытого типа:

– задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;
– оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
– неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
– задания легко обрабатываются;
– тестирование проводится быстро;
– простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Задания открытого типа.

1.Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .

Ответ. Времён года.

2.Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример.

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий открытого типа являются:

  • краткость и однозначность ответа;
  • необходимость воспроизведения ответа по памяти;
  • невозможность угадать ответ;
  • отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
  • простота проверки.

При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:

1.Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

2.Формулирование вопроса начинать с подбора правильного ответа, чтобы избежать двух часто встречающихся проблем: наличие более одного правильного ответа, наличие только неправильных ответов. Основное требование – тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

4.Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.

5.Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.

6.Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; следует использовать короткие, простые предложения.

7.Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

9.Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ. В противоположном случае на прочтение ответов уходит больше времени и тратится больше сил на анализ высказывания.

10.Дополнения лучше ставить в конце предложения.

Правила расположения заданий на листе.

1.Все задания должны быть на одной странице и под номерами.
2.У учеников должно быть достаточно места для записей (в заданиях открытого типа).
3.Размер шрифта должен соответствовать возрасту детей.
4.Варианты ответов располагать в один столбик.

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка.

Оценка “5” ставится за 95-100 % правильных ответов.
Оценка “4” ставится за 80-95 % правильных ответов.
Оценка “3” ставится за 65-80 % правильных ответов.
Оценка “2” ставится за 50-65 % правильных ответов.

Очень важно при проведении тестирования указывать время, необходимое для работы учащимся. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Увеличение времени приводит к утомлению учащихся, что в свою очередь повлияет на результаты тестирования. В начальной школе тестирование не должно занимать более 20-30 минут, в это время внимание поддерживается мотивацией. Я чаще всего использую тестовые задания для текущей проверки и включаю в них небольшое количество вопросов (5-7). Выполнение таких заданий занимает не более 7 минут. Снижает затраченное время и бланковая форма заданий. Учащимся выдаются заранее заготовленные бланки или индивидуальные листы с вопросами и вариантами ответов (для заданий закрытого типа). В 1-2 классах вопросы я читаю сама, что тоже приводит к уменьшению потраченного на эту работу времени. А также помогает всем детям, независимо от скорости чтения и темперамента, закончить работу в одно время.

Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:

  • выявление знаний и умений каждого ученика;
  • своевременное обнаружение пробелов в знаниях;
  • быстрота проведения;
  • простота проверки.

А для ученика следующие:

  • этот вид работы не утомляет детей;
  • не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;
  • обладает самопроверкой.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

Приложение 1

Приложение 2