Цели и задачи:
- закрепить знания о гласных и согласных звуках, которые можно записать с помощью букв;
- показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, формировать умение четко и ясно произносить слова, выразительно говорить, учить сотрудничать.
Оборудование:
- “Азбука” Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец.
- Опорные схемы, рисунок с изображением пирата.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Много нового узнать.
2. Повторение пройденного.
Сегодня на уроке мы продолжили путешествие в мире звуков и букв, заглянем в гости к Азбуке. На пути встретятся препятствия, для их преодоления нам нужно быть внимательными, сообразительными.
Посмотрите, какой грозный пират повстречался на нашем пути. Он просит рассказать стихотворение о своих братьях, нужно четко, ясно и выразительно произнести все слова.
Пираты. Б. Заходер.
Шли
Из Африки
В Саратов
Семь
Отчаянных
Пиратов
Не дошли
До ДушанбеВидят надпись
На столбе:
“Шли
Из Африки
В Саратов……
(дети повторяют слова медленно, а потом быстро)
Спасибо ребята! Я думаю, он остался доволен, и мы сможем продолжить наше путешествие.
Посмотрите, по морю плавают кораблики, они заблудились и никак не могут причалить к своей пристани. Поможете им?
(Работа у доски)
- Какие буквы живут в порту слева? Назовите.
- Почему? (Они обозначают гласные звуки) Докажите.
- А ещё что можно сказать об этих звуках?
- А почему эти кораблики причалили в этом порту? (Согласные звуки). Докажите.
- Что можно сказать о звуках речи.
3. Физкультминутка:
Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте слова, если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, то вы приседаете, если нет мягких согласных, то остаётесь стоять.
Мир, сон, суп, пил, мал, мил, лама, Мила.
4. Работа над новой темой.
- Что это? На столе: кружка-блюдце (чайная пара), мальчик- девочка (пара).
- Что же это у нас получается?
Пара - т. е. мы объединили предметы, которые чем-то похожи, два предмета которые употребляются вместе.
Пальчиковая гимнастика “Белка”.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…. .
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого пальца)
- Хорошо, давайте поиграем в волшебный карандаш, пусть он вам поможет найти пары рисунков.
(Работа по “Азбуке” на странице 47)
- Все ли рисунки понятны?
- Прочитайте слова по схемам.
- Соедините схему слова с соответствующим рисунком.
- Сколько пар получилось?
- А сколько схем слов напечатано?
- Давайте допечатаем название пар.
- Что вы заметили? (Одному слову соответствует два рисунка)
Слова записаны одинаково, а значение слов разное.
- Какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении?
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Единственное и множественное число)
5. Физкультминутка.
Шёл по берегу петух.
Поскользнулся в речку бух
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
6. Закрепление изученного.
- Хорошо. Продолжим наше путешествие в мир звуков и букв.
- Прочитайте первую слева пару слов.
- Послушайте, как произносятся эти слова? Сравните с написанием. Подчеркните случаи расхождения звука и буквы.
- Что происходит со звуком при произнесении слов? (Он оглушается)
- Но как проверить, какую букву нужно писать на конце слов?
- Назовите проверочные слова.
- Подчеркните в проверочных словах букву, которая стоит после этих согласных. Что о ней можно сказать? (Она гласная. )
- Какой вывод можно сделать? (Изменить слово так, чтобы после этой согласной была бы гласная. )
- Наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в город-град
- Ребята, а что такое город?
(Городом - называется крупный населённый пункт)
- А что же такое град?
(Град – это старое слово, которое обозначало, то же что и город)
Соедините названия с соответствующими картинками.
- Почему одни слова написаны с большой буквы, а другие - с маленькой?
- Прочитайте название городов.
- Как получилось слово “Новгород”? Сравните его со словом “город”. Что заметили? Почему этот город получил такое название?
Новгород - это новый город,
- А как получили своё название город Волгоград?
Волгоград- город на Волге (Волго + град)
- Прочитайте слова: город - град.
- Что можно сказать про эти слова?
(Пишутся по-разному – обозначают одно и то же)
- Что заметили на конце слов? Как проверить эти согласные?
7. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Впереди у нас ещё предстоит много знакомств с интересными словами. Спасибо за хорошую работу на уроке.