1. Организационный момент.
- Сегодня на урок к нам снова в гости пришли Буратино и Мальвина. Им так понравилось учиться вместе с нами, что они захотели придти снова. (По ходу урока Мальвина часто выполняет роль учителя, особенно во время бесед с Буратино.).
- А из какой сказки эти герои? Еще каких героев этой сказки вы помните?
2. Проверка домашнего задания.
К данному уроку домашнее упражнение подобрано с учетом предыдущей темы повторения: “Собственные имена существительные”.
На доске выписан текст упражнения, подчеркнуты все слова, написанные с заглавной буквы. Рядом с доской сидит кукла Буратино.
- Какое задание нужно было выполнить к упражнению? (Подчеркнуть имена собственные.)
- Правильно ли выполнил это задание Буратино?
- Какое слово лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются подчеркнутые слова? Докажите.
- Что можно еще сказать об имени существительном?
3. Минутка чистописания.
- Буратино познакомился с ребятами и решил записать их имена в свою записную книжку.
- Послушайте эти имена: Надя, Нюра, Нина, Наталия, Никита, Настя.
- На страничку с какой буквой он должен поместить эти имена? Почему?
- А какое правило ему необходимо вспомнить?
- Давайте повторим написание заглавной буквы Н.
Ребята прописывают по образцу на доске букву Н и соединения с ней.
Н Нн На Ну
Учитель открывает наборное полотно.
На наборном полотне из букв составлены слова:
НАДЯ, НЮРА, НАТАЛИЯ, НИНА, НИКИТА, НАСТЯ.
- Прочитайте имена детей, которые записал Буратино в свою записную книжку.
- Найди “лишнее слово”. Объясни свой выбор.
(Слова по мере выбора убираются с доски:
1. Никита - мужское имя.
2. Наталия – больше всего слогов (4).
3. Настя – состоит из пяти букв, пяти звуков.)
- Запишем только те слова, которые состоят из двух слогов. ( Надя, Нюра, Нина, Настя.)
- Обозначь синим и зеленым цветом мягкость и твердость первых звуков.
4. Словарь.
На доске прикреплены карточки со словарными словами: ЗАВОД, МАШИНА, РАБОТА. Под каждым словом висят карточки-задания в виде ключика, на которых с обратной стороны написаны задания:
- К слову “ЗАВОД” подбери родственное слово, которое отвечает на вопрос “КАКОЙ?”
- К слову “МАШИНА” подберите родственное слово, обозначающее маленький предмет.
- К слову “РАБОТА” подберите родственное слово, которое отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?”
- Ребята, Мальвина приготовила для Буратино задание, но он затрудняется его выполнить. Давайте поможем Буратино.
Учитель вызывает по одному человеку к доске выполнять задание, которое написано на карточке-ключике.
- А теперь запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударную гласную, разделите слова на слоги.
5. Сообщение новой темы.
- Посмотрите на слова, которые мы образовали.
- Из этих слов выбери и назови имя существительное. Докажи.
- Почему не назвали слово “РАБОТАТЬ”?
- Послушайте стихотворение, которое сочинил Буратино про эту часть речи.
Часть речи, которая упала с печи
И ударилась об пол,
Называется глагол.
- Как же называется эта часть речи?
- Выпишите к себе в тетрадь глаголы из этого стихотворения.
- Буратино тоже выписал эти слова на доске. Проверьте, правильно ли он выполнил задание. (Дети могут пропустить глагол “называется”, а проверка поможет выявить эту ошибку и еще раз поработать с признаками глагола.)
Учитель показывает плакат, на котором нарисован человечек, у которого много рук и ног, и все они совершают какое-либо действие.
- Посмотрите, как Буратино на уроке рисования изобразил глагол. Этот человечек спешит сделать сразу несколько действий, поэтому кажется, что у него несколько рук и ног.
- Назовите действия, которые совершает человечек на картинке.
- Образуйте глагол от слова “ЗАВОД”.
- Приведите свой пример глагола и докажите, что это глагол.
- Кто поможет Буратино дать определение новой части речи?
6. Зекрепление новой темы.
Игра “Угадай действие”.
Учитель приглашает несколько детей к доске и раздает им картинки с изображением героев сказки “Золотой ключик”. С обратной стороны картинок написаны глаголы.
Дети должны представиться, а действие не называть, а изобразить. Остальные ребята угадывают глагол.
Пьеро – ПЛАЧЕТ
Артемон – ЛАЕТ
Черепаха – ПОЕТ
Буратино – БЕЖИТ
Мальвина – ЧИТАЕТ
- Ребята, Мальвина принесла фотографии своих друзей. Мы должны угадать, что делал каждый из них, когда его фотографировали.
- Запишем в тетрадь ответы на вопросы: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Что у нас получилось?
- Подчеркните в этих предложениях подлежащее и сказуемое.
- Какой частью речи выражено подлежащее? Подпишите.
- А можем ли мы теперь определить, какой частью речи выражено сказуемое? Докажите.
- Подпишите какой частью речи выражено сказуемое.
7. Самостоятельная работа.
На парте у каждого ученика два листа в линейку, между ними лист копировальной бумаги. После завершения работы учитель собирает первый экземпляр. По второму экземпляру дети проверяют свою работу.
На доске записаны слова:
ШУМЕТЬ, ПЕРЬЯ, ДАРЬЯ, КРУЖИЛИСЬ, ИЛЬЯ, СТИРАТЬ, СТУЧАТЬ, БЕЛЬЕ.
- Запишите слова в два столбика. В первый столбик – существительные, во второй – глаголы.
- Проверим работу. ( Проверка взаимная. Дети проверяют работу друг друга и доказывают один другому правильность своего выбора.)
- Докажите, что в первом столбике написаны существительные.
- А вот Буратино тоже выполнял задание про глаголы. Проверьте его работу на доске и докажите, что во втором столбике - глаголы.
- Что общего у слов первого столбика? Подчеркните. (Дети подчеркивают мягкий знак, вспоминают правило его написания) Допишите в этот столбик еще одно подходящее слово.
- Есть в словах этого столбика еще какие-нибудь орфограммы? (Дети указывают заглавную букву в именах собственных и безударную гласную в слове “белье”.)
- Что общего у слов второго столбика? Подчеркните. (Ребята находят мягкий знак, обозначающий мягкость.)
- Какие еще орфограммы есть среди слов второго столбика? Объясните их. (Дети находят безударную гласную в слове “стирать” и гласные после шипящих в сочетаниях “жи” и “ча”.) Подберите и запишите во второй столбик слово с безударной гласной.
8. Работа по учебнику.
- Буратино, чтобы ты еще лучше запомнил определение глагола, давай вместе с ребятами откроем учебники на странице 113 и прочитаем еще раз это правило. (Учебник “Русский язык” Поляковой А.В. )
- А теперь выполним упражнение № 245.
НОЧЬЮ ХОДИТ, ДНЕМ ОН СПИТ.
ЕСЛИ СЕРДИТСЯ - ВОРЧИТ.
ОН ЖИВЕТ В ЛЕСУ ДРЕМУЧЕМ,
САМ ОН КРУГЛЫЙ И КОЛЮЧИЙ.
(Напиши отгадку. Выпиши глаголы.)
- Какие слова выписали? Почему?
9. Итог урока.
- Что же нового мы узнали сегодня о глаголе?
- Каким членом предложения является глагол?
- А сейчас давайте на прощание сделаем подарки Мальвине и Буратино. Мы будем дарить глаголы – девочки называют глагол для Мальвины, мальчики для Буратино
10. Домашнее задание.
На странице 113 выучить правило, упражнение №249.
- Прочитайте задание к упражнению и расскажите друг другу как поняли задание.
- У кого есть вопросы по выполнению домашней работы?
- Спасибо за работу на уроке. Мне очень понравилось, как вы помогали Буратино и друг другу. Я видела, что вы были очень вежливы и доброжелательны.
- Думаю, что сказочным героям тоже у нас понравилось, и они обязательно придут к нам еще.