Урок по теме "Глагол" во 2-м классе (учебник А.В. Полякова)

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент.

- Сегодня на урок к нам снова в гости пришли Буратино и Мальвина. Им так понравилось учиться вместе с нами, что они захотели придти снова. (По ходу урока Мальвина часто выполняет роль учителя, особенно во время бесед с Буратино.).

- А из какой сказки эти герои? Еще каких героев этой сказки вы помните?

2. Проверка домашнего задания.

К данному уроку домашнее упражнение подобрано с учетом предыдущей темы повторения: “Собственные имена существительные”.

На доске выписан текст упражнения, подчеркнуты все слова, написанные с заглавной буквы. Рядом с доской сидит кукла Буратино.

- Какое задание нужно было выполнить к упражнению? (Подчеркнуть имена собственные.)

- Правильно ли выполнил это задание Буратино?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова? Докажите.

- Что можно еще сказать об имени существительном?

3. Минутка чистописания.

- Буратино познакомился с ребятами и решил записать их имена в свою записную книжку.

- Послушайте эти имена: Надя, Нюра, Нина, Наталия, Никита, Настя.

- На страничку с какой буквой он должен поместить эти имена? Почему?

- А какое правило ему необходимо вспомнить?

- Давайте повторим написание заглавной буквы Н.

Ребята прописывают по образцу на доске букву Н и соединения с ней.

Н Нн На Ну

Учитель открывает наборное полотно.

На наборном полотне из букв составлены слова:

НАДЯ, НЮРА, НАТАЛИЯ, НИНА, НИКИТА, НАСТЯ.

- Прочитайте имена детей, которые записал Буратино в свою записную книжку.

- Найди “лишнее слово”. Объясни свой выбор.

(Слова по мере выбора убираются с доски:

1. Никита - мужское имя.

2. Наталия – больше всего слогов (4).

3. Настя – состоит из пяти букв, пяти звуков.)

- Запишем только те слова, которые состоят из двух слогов. ( Надя, Нюра, Нина, Настя.)

- Обозначь синим и зеленым цветом мягкость и твердость первых звуков.

4. Словарь.

На доске прикреплены карточки со словарными словами: ЗАВОД, МАШИНА, РАБОТА. Под каждым словом висят карточки-задания в виде ключика, на которых с обратной стороны написаны задания:

- К слову “ЗАВОД” подбери родственное слово, которое отвечает на вопрос “КАКОЙ?”

- К слову “МАШИНА” подберите родственное слово, обозначающее маленький предмет.

- К слову “РАБОТА” подберите родственное слово, которое отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?”

- Ребята, Мальвина приготовила для Буратино задание, но он затрудняется его выполнить. Давайте поможем Буратино.

Учитель вызывает по одному человеку к доске выполнять задание, которое написано на карточке-ключике.

- А теперь запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударную гласную, разделите слова на слоги.

5. Сообщение новой темы.

- Посмотрите на слова, которые мы образовали.

- Из этих слов выбери и назови имя существительное. Докажи.

- Почему не назвали слово “РАБОТАТЬ”?

- Послушайте стихотворение, которое сочинил Буратино про эту часть речи.

Часть речи, которая упала с печи
И ударилась об пол,
Называется глагол.

- Как же называется эта часть речи?

- Выпишите к себе в тетрадь глаголы из этого стихотворения.

- Буратино тоже выписал эти слова на доске. Проверьте, правильно ли он выполнил задание. (Дети могут пропустить глагол “называется”, а проверка поможет выявить эту ошибку и еще раз поработать с признаками глагола.)

Учитель показывает плакат, на котором нарисован человечек, у которого много рук и ног, и все они совершают какое-либо действие.

- Посмотрите, как Буратино на уроке рисования изобразил глагол. Этот человечек спешит сделать сразу несколько действий, поэтому кажется, что у него несколько рук и ног.

- Назовите действия, которые совершает человечек на картинке.

- Образуйте глагол от слова “ЗАВОД”.

- Приведите свой пример глагола и докажите, что это глагол.

- Кто поможет Буратино дать определение новой части речи?

6. Зекрепление новой темы.

Игра “Угадай действие”.

Учитель приглашает несколько детей к доске и раздает им картинки с изображением героев сказки “Золотой ключик”. С обратной стороны картинок написаны глаголы.

Дети должны представиться, а действие не называть, а изобразить. Остальные ребята угадывают глагол.

Пьеро – ПЛАЧЕТ

Артемон – ЛАЕТ

Черепаха – ПОЕТ

Буратино – БЕЖИТ

Мальвина – ЧИТАЕТ

- Ребята, Мальвина принесла фотографии своих друзей. Мы должны угадать, что делал каждый из них, когда его фотографировали.

- Запишем в тетрадь ответы на вопросы: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Что у нас получилось?

- Подчеркните в этих предложениях подлежащее и сказуемое.

- Какой частью речи выражено подлежащее? Подпишите.

- А можем ли мы теперь определить, какой частью речи выражено сказуемое? Докажите.

- Подпишите какой частью речи выражено сказуемое.

7. Самостоятельная работа.

На парте у каждого ученика два листа в линейку, между ними лист копировальной бумаги. После завершения работы учитель собирает первый экземпляр. По второму экземпляру дети проверяют свою работу.

На доске записаны слова:

ШУМЕТЬ, ПЕРЬЯ, ДАРЬЯ, КРУЖИЛИСЬ, ИЛЬЯ, СТИРАТЬ, СТУЧАТЬ, БЕЛЬЕ.

- Запишите слова в два столбика. В первый столбик – существительные, во второй – глаголы.

- Проверим работу. ( Проверка взаимная. Дети проверяют работу друг друга и доказывают один другому правильность своего выбора.)

- Докажите, что в первом столбике написаны существительные.

- А вот Буратино тоже выполнял задание про глаголы. Проверьте его работу на доске и докажите, что во втором столбике - глаголы.

- Что общего у слов первого столбика? Подчеркните. (Дети подчеркивают мягкий знак, вспоминают правило его написания) Допишите в этот столбик еще одно подходящее слово.

- Есть в словах этого столбика еще какие-нибудь орфограммы? (Дети указывают заглавную букву в именах собственных и безударную гласную в слове “белье”.)

- Что общего у слов второго столбика? Подчеркните. (Ребята находят мягкий знак, обозначающий мягкость.)

- Какие еще орфограммы есть среди слов второго столбика? Объясните их. (Дети находят безударную гласную в слове “стирать” и гласные после шипящих в сочетаниях “жи” и “ча”.) Подберите и запишите во второй столбик слово с безударной гласной.

8. Работа по учебнику.

- Буратино, чтобы ты еще лучше запомнил определение глагола, давай вместе с ребятами откроем учебники на странице 113 и прочитаем еще раз это правило. (Учебник “Русский язык” Поляковой А.В. )

- А теперь выполним упражнение № 245.

НОЧЬЮ ХОДИТ, ДНЕМ ОН СПИТ.
ЕСЛИ СЕРДИТСЯ - ВОРЧИТ.
ОН ЖИВЕТ В ЛЕСУ ДРЕМУЧЕМ,
САМ ОН КРУГЛЫЙ И КОЛЮЧИЙ.

(Напиши отгадку. Выпиши глаголы.)

- Какие слова выписали? Почему?

9. Итог урока.

- Что же нового мы узнали сегодня о глаголе?

- Каким членом предложения является глагол?

- А сейчас давайте на прощание сделаем подарки Мальвине и Буратино. Мы будем дарить глаголы – девочки называют глагол для Мальвины, мальчики для Буратино

10. Домашнее задание.

На странице 113 выучить правило, упражнение №249.

- Прочитайте задание к упражнению и расскажите друг другу как поняли задание.

- У кого есть вопросы по выполнению домашней работы?

- Спасибо за работу на уроке. Мне очень понравилось, как вы помогали Буратино и друг другу. Я видела, что вы были очень вежливы и доброжелательны.

- Думаю, что сказочным героям тоже у нас понравилось, и они обязательно придут к нам еще.