Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через учебную деятельность и внеклассную работу в образовательных учреждениях полного дня

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Современная ситуация, сложившаяся в нашем обществе, значительно изменила и усложнила процессы обучения и воспитания подрастающего поколения. Те, кто своей профессией выбрал помощь в духовном развитии юных, крайне встревожены низким уровнем креативности людей, тем, что миллионы, - из-за недостатков образования остаются на уровне стандартов в мыслях и чувствах. Обществу нужны творческие люди.

Творчество - норма детского развития. Совместимо ли творчество с обучением, особенно с начальным?

В младшем школьном возрасте, как утверждает психолог Богоявленская “следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.

Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Выготский Л. С., Ушинский К.Д., Шацкий С.Т., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.. Известны работы и современных ученых: Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Богоявленской Д.Б., Кан-Калика В.А., Поташника М.М., Караковского В.А., Хуторского А.В. и др. Огромное внимание уделял развитию детской фантазии, воображения, как основе творчества, писатель Дж.Родари.

Наша школа - это образовательное учреждение полного дня. Здесь для развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания младших школьников. Кроме учебных занятий организована внеучебная деятельность. Наше образовательное учреждение стремится создать условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявления талантливых, одаренных детей, выработать у них желание быть любознательными, увлекаться наукой, стремиться к совместной деятельности.

Преимущества школы полного дня:

- Воспитательные задачи решаются через совместную деятельность, в том числе через игру.

- Воспитательные задачи решаются одновременно и целым коллективом, и с группой детей, и
индивидуально.

- Воспитательная работа строится на идее саморазвития ребенка и функция воспитания заключается ,
прежде всего, в оказании необходимой помощи и педагогической поддержки.

- Ребенок имеет “свободу выбора” деятельности, игру, подготовку к коллективному делу, общение с
другом, занятие в кружке или студии.

Цель педагогического коллектива - создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов, взаимного уважения и ответственности, раскрытие творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность младших школьников.

Важным направлением деятельности педагогов является развивающее обучение. В основе такого обучения лежит эвристическая совместная деятельность учителя и учащихся. Обучение в классе организовано по развивающей программе Занкова Л.В. В процессе обучения дети сами открывают знания, а это уже ступень к творчеству. Многие уроки заканчиваются задачей, которую необходимо решить дома, и часто всю перемену дети спорят, ищут решение.

Для детей младшего школьного возраста характерно литературное, изобразительное и драматическое творчество. В своей повседневной работе стараемся развивать эти виды творчества.

Например, на одном из уроков русского языка дети знакомятся с содержанием рассказа о подберезовике, затем дети получают задание создать собственный небольшой рассказ и другом грибе (по аналогии). Вот такой образ получился у второклассницы Дорошенко Оли:

Мухоморы.

Под тёмными ёлками стоят мухоморы. У них надеты белые кафтаны с юбочкой. На головах шляпы богатые: снизу белого бархата, сверху – красного в белый горошек. Загляденье!

Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Важным направлением деятельности учителя, на которое указывал педагог-новатор Волков И.П., является организация многообразия видов репродуктивной деятельности как ступеньки к творчеству. Без знания образцов творчества, правил их построения, создания не может быть и речи творчестве как таковом. Детям нужна база, система знаний, только тогда можно создать свое произведение, начать творить. Ведь, чем больше ребенок видел и слышал, тем значительнее ипродуктивнее будет формироваться творческая личность школьника. Например, работа по стихосложению начинается с анализа стихов поэтов, их сравнении, затем учащиеся упражняются в подборе рифмы к словам. Потом пробуем сочинять стихи по готовой рифме, используя прием “буриме”. Затем ребята пробуют сочинять стихи самостоятельно на заданную тему.

Примеры стихов, которые сочинили учащиеся.

Первый снег

Первый снег упал на землю
И накрыл поля.
Стала словно в белом пухе,
Черная земля.
Закружились в воздухе
Белые пушинки:
То были весёлые,
Шустрые снежинки.
Засмеялась детвора –
Грусть прогнать давно пора! ( Макарова Эллина, 3 класс)

Лучик

Весеннего солнышка лучик
Заглянул под корягу лесную:
Там маленький серый комочек
Лежал не согретый весною.
Но вдруг шевельнул луч комочек:
“ Вставать тебе, друг, не пора?”
- А что уже стаял снежочек?
И ты уж видал комара?
Тут вышел ежонок из норки,
И лапки он к небу поднял,
А над маленьким талым пригорком
Майский жук прожужжал. ( Кудряшова Настя, 3 класс)

Кого можно назвать счастливым

Мир, который нас окружает,
Содержит много загадок.
А счастье в этом мире
Не найдёшь всегда и везде,
Счастливые люди бывают,
Но они об этом не знают.
Они рады каждой минуте
Жизни на Земле!
Счастливы жуки и букашки,
Счастливы животные те,
Которые твёрдо знают:
Хороша жизнь на Земле! ( Мизинцева Саша, 3 класс)

Лимерики

Мальчугана звали Гоша
Он любил носить калоши.
Он носил их каждый день,
Мыть калоши Гоше лень.
Обувь чистить надо всем,
Несмотря на то, что лень! ( Андреева Алёна, 2 класс)
Старый дед в деревне жил,
Никогда он не тужил!
Рано утром брал корзинку,
В лес по ягоды ходил.
Вот какой трудолюбивый
И запасливый он был! ( Соловьёв Женя, 2 класс)

На определенном этапе, когда ребенок овладевает разными видами репродуктивной деятельности, педагог подключает систему творческих заданий. Под системой мы понимаем последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Сюда же входят специальные задания и методики Дж. .Родари, субъективно-творческие задачи Львова М.Р. и др. На первом этапе дети учатся составлять рассказы по опорным словам, по аналогии; на втором этапе -сочиняют сказки по началу, с включением новых героев; на третьем этапе целесообразно использовать методики Дж.. Родари (“сказка-калька”, сочинение лимериков), методики Львова М.Р., сочинение рассказов о животных, сочинения-рассуждения. Подобная работа тесно связана с работой по развитию речи, так как творческая работа возникает с опорой на полученные знания о структуре текста, особенностях жанра, композиции и др.

Внеклассная работа в школе ведется с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

1 класс - развитие коммуникативных навыков,

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеклассных мероприятий

  • творческие игры праздники фестивали конкурсы концерты
  • музыкальные спектакли, оперы-игры
  • кукольные театры театры-экспромты
  • субботники, организация дежурств по классу
  • классные часы, беседы викторины
  • экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города России
  • участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

Практика показала, что наиболее приоритетными для наших учащихся являются игровые, театральные, творческие, состязательные формы организации деятельности, позволяющие учащимся осознать себя. В качестве приложения предлагаем разработку “Праздника спелых яблок”. Мероприятие проводилось в конце 1 четверти 2 класса.

Подготовка к мероприятию проводится по схеме:

  • создание творческой группы
  • определение целей и задач
  • ярмарка идей
  • написание сценария
  • репетиционный период
  • проведение мероприятия
  • анализ мероприятия, выявление проблем и путей их решения.

Атмосфера добра и человечности, взаимопонимания и уважения, сотрудничества пронизывает такие праздники, возникает возможность сотворчества педагогов, учащихся, родителей.

Результаты работы показывают, что можно добиться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.