Воспитание на социокультурном опыте. Возможности начального образования

Разделы: Начальная школа


Несколько лет Россия живет в условиях беспрерывных реформ. На страницах газет, по радио, телевидению не утихают споры о путях дальнейшего развития страны. Говорят и пишут о реорганизации экономики, финансов, государственной системы. Но при этом очень мало говорится о том, с каким душевным состоянием мы, наши дети и внуки войдем в будущее. Исторический опыт нашей страны и всего человечества показывает, что благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственно-духовного состояния.

Мы согласны с утверждением, что основы воспитания с первых дней жизни ребенка закладываются, прежде всего, в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и школа, через которую проходят миллионы жителей страны, не может уклоняться от ответственности за формирование душ будущих граждан России.

Период реформ переживает и российское образование. В высших и средних школах идут эксперименты. Появилось очень много новейших технологий и методических разработок. Но при этом следует отметить, что многие из них сводят процесс образования к получению учащимися определенной системы знаний. Хочется напомнить, что в Законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Образование – есть целенаправленный процесс воспитания и обучения”. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в конце 2001 года, воспитание определяется как “первостепенный приоритет в образовании”. Данная Концепция провозглашает важнейшими задачами воспитания формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

Неизбежно возникает вопрос: “На каких принципах должна строиться воспитательная работа со школьниками?”. Национальная доктрина об образовании отвечает и на этот вопрос: необходимо обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России; строить воспитательную работу с учетом отечественного опыта и традиций.

Большим достижением, успехом в развитии педагогической науки, на наш взгляд, является создание учебного курса “Истоки” (авторы А.В. Камкин, И.А. Кузьмин), а также программы “Воспитание на социокультурном опыте” (авторы И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк).

Социокультурный подход в начальной школе реализуется двумя путями: через урочную и внеурочную деятельность. Универсальная социокультурная технология позволяет учителям применять методику и активные формы обучения в преподавании всех предметов начальной школы, получая положительные результаты, как в обучении, так и в развитии учащихся. На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитее способности осуществлять “взгляд из будущего”, что позволяет подключить к воспитательному процессу в равной степени преподавателей, учащихся и их родителей. Все субъекты воспитательного процесса (дети и взрослые) достигают значительных результатов.

Программа “Воспитание на социокультурном опыте” (авторы И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк) легла основу воспитательной работы педагогов начальных классов МОУ “Гимназия № 9” (г. Череповца). В школе разработана система родительских собраний с использованием активных форм обучения и воспитания, ведется работа над “Книгой жизни”.

Воспитание в начальной школе должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка. Ведь основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приемами и способами собственного развития.

Первый класс – особая веха в развитии каждого ученика. Первоклассник только в том случае будет активным субъектом учения, если он будет хотеть учиться, т.е. в его мотивационной сфере будут преобладать мотивы, стимулирующие учебную деятельность и достижение в ней положительного результата. В качестве такого мотива может выступать потребность ребенка в положительном эмоциональном общении со взрослым. Немаловажную роль играют и положительные эмоции в общении со сверстниками.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Школа – это что-то новое, незнакомое. Но она влечет. В ней учились папа и мама, учатся братья и сестры. Как сложатся отношения первоклассника с учителями и одноклассниками? Также встает вопрос о преемственности между детским садом и школой. Откроем философский словарь: “Преемственность – объективная и необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из существенных черт закона отрицания отрицания”. Школа полного дня позволяет более широко и глубоко реализовать преемственность между детским садом и школой.

В 2004-2005 учебном году я работаю в выпускном 4 “Б” классе. В воспитательной работе постаралась продумать вопросы преемственности между 1-м и 4-м классами. В сентября 2004 года ребята 4 класса провели для первоклассников праздник “Посвящение в гимназисты”; в октябре 2004 года была организована выставка “Умелые руки”, экскурсия по выставке для первоклассников. В декабре 2004 года ученики 4-го класса показали для первых классов музыкальный спектакль по сказке Ш. Перро “Красная шапочка”.

Что дает такой подход в воспитательной работе?

Первоклассники, оказавшись в новых для них условиях, видят рядом с собой много других детей, но они старше их. И вдруг эти дети, которых учит другая учительница, приглашают их к себе в гости, рассказывают, чему научились, что умеют делать своими руками, играют с ними. Школа становиться ближе. Появляется стремление попробовать свои силы в пении, танцах и т.п. Создается положительный эмоциональный настрой к школе. Привлечение четвероклассников к работе с более младшими школьниками помогает учащимся осознать свою значимость, глубже вникнуть в понятие “выпускник начальной школы”, воспитывает у них чувство ответственности за свое дело, учебу, а также стремление помочь младшему.

Воспитательная работа, построенная подобным образом, помогает пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным, учиться, творить, трудиться, любить, прощать, оберегать красоту.

Приложение 1

Литература

  1. Иванова М.Н. Воспитание в 1 классе // Начальная школа, № 1, 2004, С. 10.
  2. Кузьмин И.А., Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте. – М: Технологическая школа бизнеса, 1997.
  3. Маслов Н.В. Чтобы спасти души наших детей // Начальная школа, № 6, 2004, С. 27.
  4. Философский словарь. – М, 1975, С. 327.