Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Е.Пермяка;
- способствовать воспитанию уважения к труду и трудовому человеку;
- формировать навык беглого, осознанного, выразительного чтения;
- формировать умение работать в паре;
- развивать устную речь учащихся, обогатить словарный запас учащихся.
Оборудование:
у учителя:
- выставка книг Е.Пермяка;
- карточки для словарной работы;
- демонстрационный материал “Профессии в картинках”;
- карточки для упражнения “Фотоглаз”;
у учащихся:
- карточки с загадками о профессиях;
- карточки для работы над техникой чтения.
Ход урока
I . Организационный момент.
1. Приветствие гостей.
2. Этап самоопределения.
– Ребята, представьте, что вам нужно выбрать для чтения книгу. Как вы будете выбирать книгу, на что обратите внимание?
(Ответы детей)
– Конечно, в первую очередь вы выберите книги известных и любимых вами писателей. Сегодня на уроке я познакомлю вас с творчеством Е.Пермяка, который сочинил для ребят много интересных историй.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Массаж языка.
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами,
И в конце погладим ласково губами.
2. Упражнения “Слоненок” и “Лягушонок”.
Показать слоненка — сложить губы трубочкой и вытянуть вперед, показать лягушонка — растянуть сжатые губы в широкую улыбку.
3. Чистоговорки.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Оч-оч-оч – наступила ночь.
III. Упражнения для развития техники чтения.
1. Упражнение “Фотоглаз”.
Учащимся на 1с предъявляются карточки с написанными словами, которые нужно прочитать.
Повар
Доктор
Плотник
Портной
Строитель
Парикмахер
– Назовите обобщающее слово к прочитанным словам.
(профессии)
2. Упражнение “Кенгуру”.
(У детей карточки для индивидуальной работы)
Ребята купали коня. Лена моложе Оли.
Вороны сидели на заборе. Половина пути уже
позади. Маляры белили ворота. Около норы лежала
лисица. Весёлые каникулы – хорошая пора.
Повариха варила макароны . Таня на уроке решила
четыре задачи . Мышонок жил под полом сарая. Рыжий муравей тащил соломинку. Юрий Иванович вошёл в вагон. Коля соорудил шалаш из веток. В этом году хороший урожай яблок. Рыболов сидел на берегу уже целый час, но рыба не ловилась. Пантера и тигрица – это большие хищные кошки. Кот Мурлыка пил молоко .Возле террасы росла сосна. В тоннеле метро темно. На мельнице из зерна получают муку. Алёша легко забросил мяч в кольцо. В гуще леса на поляне росли черника и костяника. |
На счет 1,2,3 перемещать взгляд по строчкам. На счет 1 — начало строки, на счет 2 — середина строки, на счет 3—конец строки. В конце упражнения назвать слова, которые удалось прочитать, скользя взглядом по строчкам.
3. Упражнение “Прятки”
Учитель называет любое слово, которое есть на карточке, дети как можно быстрее находят предложение с этим словом и читают вслух.
4. Упражнение “Буксир”
Учитель читает текст в достаточно быстром темпе, учащиеся следят глазами, по сигналу “стоп” ученики читают хором следующее слово.
IV. Актуализация знаний, словарная работа.
– Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас читаем.
– Какие произведения вам запомнились? Почему?
Игра “Наоборот”.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Составьте пары слов, противоположных по смыслу (наоборот) .
труд вражда смелость ложь лень дружба трусость правда
– Приведите примеры к каждой паре слов примеры произведений, которые мы читали на предыдущих уроках.
1) труд-лень (“Собрался старик помирать”)
2) дружба-вражда (Толстой Л. “Кто прав?”, Осеева В. “Всё вместе”)
3) смелость-трусость(Толстой Л. “Два раза не умирать”, “Два товарища”)
4) правда-ложь (Толстой Л. “Правда всего дороже”,
Прокофьева С. “Сказка про честные ушки”)
V. Формирование новых знаний.
– Сегодня мы продолжим читать произведения на тему “Что такое хорошо и что такое плохо” и познакомимся с творчеством уральского писателя ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВИЧА ПЕРМЯКА.
– Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать.
Установка на первичное восприятие текста.
– Послушайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящее по смыслу слово из тех, что написаны на доске.
труд вражда смелость ложь лень дружба трусость правда
(Чтение учителем 1 части)
– Придумайте продолжение разговора дедушки и Пети.
(Ответы детей)
– Послушайте окончание рассказа.
Проверка первичного восприятия текста
– Какое слово вы подобрали к рассказу? Почему?
– Какими в рассказе автор называет руки? Прочитайте.
На доске открывается:
руки
(какие?)
трудовые
рабочие
VI. Физминутка.
VII. Перечитывание рассказа с заданием, работа в парах.
– В названии рассказа содержится вопрос: для чего нужны человеку руки? Чтобы ответить на него нужно еще раз прочитать рассказ.
– Будем работать в парах. Послушайте задание:
1) прочитать, отметить слова автора, Пети и дедушки;
2) прочитать в паре по ролям без слов автора.
VIII. Чтение по ролям, беседа по содержанию рассказа, выборочное чтение.
После подготовки к чтению по ролям два ученика читают отрывок всему классу.
– Как ответил Петя дедушке? Прочитайте.
– Почему Петя так отвечал? (Петя был еще маленьким, он много не знал и судил обо всех руках людей по своим маленьким и пока еще неумелым рукам) .
– Прочитайте последние три предложения. Как вы их понимаете?
– Прочитайте предложение, в котором заключается главная, важная мысль.
IX. Чтение и отгадывание загадок о профессиях.
– Ребята, вспомните что вас окружает дома, в школе, назовите то, что сделано трудовыми, рабочими руками.
– Правильно ребята. Даже самые простые предметы сделаны рабочими руками. В любые вещи, машины, постройки вложен большой труд многих людей.
– Ребята, у вас на карточках записаны загадки о людях самых разных профессий. Прочитайте их и отгадайте.
(У каждого ученика на парте карточка с одной из загадок. После самостоятельного чтения проводится проверка следующим образом: учитель показывает картинку с изображением представителя провфессии, и те дети у кого была соответствующая загадка поднимают руку, загадка зачитывается и проверяется правильность отгадки)
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой?
Он бревно отешет ловко.
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!
Быстро сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щеткою взобьёт,
Все в руках его горит –
Он изменит внешний вид!
– Какие еще знаете профессии?
X. Рассматривание детских книг с произведениями Е.Пермяка.
– Сегодня я приготовила для вас выставку книг Е.Пермяка. Рассмотрите внимательно обложки, иллюстрации к рассказам. (Дети рассматривают книги, иллюстрации, высказывают предположения о содержании книг)
– Как вы думаете, о ком писал рассказы Е.Пермяк?
– Правильно, о детях, для детей.
– Много рассказов и сказок Е.Пермяк посвятил теме труда и трудовым людям.
– После урока вы можете выбрать для себя книжку с выставки, чтобы прочитать ее дома.
XI. Итог урока.
– С творчеством какого писателя сегодня познакомились?
– О ком и о чем писал в своих книжках Е.Пермяк?
– Для чего человеку больше всего нужны руки?