Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название.
Оформление сцены:
"Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, – непобедим".
А.М.Горький.
"Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом".
Сабир Абдулла.
Девиз КВНа:
В клуб пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Ведущий: Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
1. Приветствие команд.
А). Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Б). Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Все участники поют песню о КВН (на мелодию песни "Улыбка").
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
2. Разминка "Угадай название нашей команды"
Капитан каждой команды сообщает:
1) Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто?, Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
2) Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.
Ведущий обращается с вопросами к болельщикам:
– Какое название имеет каждая команда? Какие ещё части речи вы знаете?
3. Конкурс "Ответь на пять!"
Конкурс состоит из 2 этапов.
1) Сосчитай, сколько звуков и сколько букв.
Солнце Юла Касса Деньки |
Сердце Яма Грамм Пеньки |
2) Составь слово, переставив буквы.
Ланпе (пенал) Тарпа (парта) Ганик (книга) Ватра (трава) |
Чкару (ручка) Кисарк (краски) Вонзок (звонок) Елонь (олень) |
Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
4. Конкурс "Где слова родные, однокоренные?"
На доске – 2 рифмовки с родственными и неродственными словами:
Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок. |
Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи, Холод, холмик, холодок, Носик, носит и носок. Семя, семечко, семья, Вдруг, подруга и друзья. |
Каждая команда выписывает из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.
5. Конкурс "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"
На доске в 2 столбика записаны слова:
(За) горой (По)бежать (Под) сосной (За) кричать (На) горе (Об) судить (Во) дворе (Из) учить |
(С) кресла шарф (С) тащил щенок… (По) волок (За) уголок... (По) трепал (Со) всех сторон… И (по) мчался (На) балкон. |
Игроки раскрывают скобки и объясняют слитное или раздельное написание.
6. Конкурс болельщиков "Образуй существительное"
На доске записаны в 2 столбика прилагательные:
Глупый –… (глупец) Хвастливый – …(хвастун) Сильный – …(силач) Ленивый – …(лентяй) Смелый – …(смельчак) Старый – …(старик) Болтливый – …(болтун) Крепкий – …(крепыш) |
Храбрый – …(храбрец) Шаловливый – … (шалун) Богатый – …(богач) Мудрый – …(мудрец) Крикливый – …(крикун) Маленький – …(малыш) Добрый – …(добряк) Грубый – …(грубиян) |
Нужно подобрать к прилагательному однокоренное существительное – название человека.
7. Конкурс капитанов
Задание: найти слово по его частям.
1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник
Целым же в космос проник. (Спутник.)2) Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
8. Конкурс "Замени одним глаголом"
Задание: заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.
Совать нос – (любопытничать) Надуть губы – (обидеться) Выходить из себя – (сердиться) Зарубить на носу – (запомнить) Заговаривать зубы – (отвлекать) |
Чесать языки – (болтать) Водить за нос – (обманывать) Унести ноги – (убежать) Ломать голову – (думать) Клевать носом – (дремать) |
9. Конкурс " Предмет или действие?"
Игроки должны указать, какое из выделенных слов обозначает предмет, а какое – действие предмета, и доказать ответ постановкой вопросов.
1) Затопили печь, чтобы пироги печь. 2) Ведро дало течь, и вода стала течь. 3) Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. |
1) Снежное покрывало всё поле покрывало. 2) Была Катюша запевала, она все песни запевала. 3) Кто без кисти и белил, Крыши города белил? |
10. Конкурс болельщиков
Задание: найти слова, которые спрятались.
Хлев – (лев), коса – (оса),
щель,
зубр,
столб,
укол,
удочка,
точки.
11. Конкурс для команд "Можем мы диктант писать на "4" и на "5"
Каждый участник команды пишет по 1 предложению, 1 участник проверяет.
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Сколько в нём метких слов! Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи Пушкин, маленькие рассказы для детей писал Толстой.
12. Конкурс "Домашнее задание"
Команды заранее получили задание подобрать загадки о лесе и его обитателях. Члены одной команды загадывают загадки, а вторая команда их отгадывает. Затем они меняются ролями. Можно обращаться к помощи болельщиков.
13. Жюри объявляет счет. Ведущий подводит итоги соревнования. Награждение участников.
14. Участники КВН исполняют песню "Серьёзный разговор" (муз. Н. Прокудина, слова О. Высотской).
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
15. Подведение итогов
Ведущий благодарит детей за участие в соревновании. Жюри объявляет итоги.