В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса.
Модернизация образования ориентирует школу “не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.
Исходя из этого, возникло противоречие: с одной стороны, деятельность педагогов, направленная на анализ содержания конкретного учебного материала, на усвоение учащимися понятий, терминов, фактов (ЗУНов), а с другой стороны, понимание педагогами, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения разнообразных практических задач, и что знания в развивающем обучении выступают лишь средством развития. У каждого человека (педагога и ребёнка) есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство со стороны небезразличных педагогов, которые стремятся к самосовершенствованию и находятся в постоянном творческом поиске. В связи с этим возникла проблема: создание в школе условий (методических, организационных, психологических) способствующих оптимальной организации учебной деятельности, которая бы обеспечила творческое самопроявление и развитие педагогов и учащихся. Возникла задача в создании организационно – методических и психологических условий, обеспечивающих оптимальное развитие учащихся.
Педагоги школы в своей деятельности используют опыт доктора педагогических наук А.В. Хуторского, который считает “основной проблемой современной школы отчуждение ученика от внешне задаваемого для него образования. Преподнося детям “ничейные” расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае незнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля”.
Организационно- управленческая система работы заместителя директора по УВР и руководителя МО начальной школы складывается в соответствии с ее образовательными целями и задачами и представляет совокупность согласующихся между собой компонентов. Это условия: психологические (предполагают комплексное влияние на каждый компонент системы работы), организационные (содержание управления, организация творческой деятельности педагогов и учащихся), методические (содержание методической работы, образовательные программы). Все компоненты взаимосвязаны между собой и нацелены на один и тот же результат, т.е на творческое самопроявление и развитие личности учителя и ученика. Эти задачи решает МО учителей начальных классов через образовательный процесс. Опыт заместителя директора по УВР и руководителя МО сложился в результате целенаправленной работы по созданию организационно-методических и психологических условий для творческого самопроявления и развития личности учителя и учащихся.
Администрация школы постоянно стремится к тому, чтобы совершенствовать у каждого учителя такие профессиональные знания и умения, убеждения и потребности, которые позволили бы ему в дальнейшем самостоятельно управлять своей деятельностью. К этому стремится и учитель, организуя учебно-познавательную деятельность учащихся, и руководитель МО учителей, создавая условия для профессионального роста педагогов.
Следовательно, их стратегические цели едины, а именно: создать условия, обеспечивающие эффективный переход объекта управления к самоуправлению, от развития к саморазвитию.
Задачи заместителя директора по УВР и руководителя МО:
- создать новое видение социально – педагогических процессов на основе идей саморазвития личности;
- обеспечить преобразование учебно-воспитательного процесса в школе, при котором каждый педагог осознает потребность в улучшении своей деятельности;
- осуществлять руководство работой психолога по диагностированию уровня воспитанности и развития учащихся и по диагностированию профессиональной деятельности учителя;
- организовать работу теоретических семинаров по различным педагогическим проблемам; разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями экспериментальной работы в школе.
Цели и задачи заместителя директора и руководителя МО
Направления работы МО в повышении
педагогического мастерства:
Для успешной творческой деятельности педагогов и учащихся были выделены организационные, методические и психологические условия. Они помогают педагогам проявить свою индивидуальность, творчески самореализоваться, осознать и проанализировать свою деятельность. А учащимся выработать созидательные креативные качества для самопроявления личности.
Организационные условия |
Методические условия |
Психологические условия |
организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность реализации интеллектуальных, творческих способностей, индивидуальных интересов каждого отдельного ученика | отбор вариативных программ, методов, форм, приемов и средств обучения | создание рефлексивной среды |
создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности | формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, распределять свое внимание) | обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей |
Организация структуры управления | Корректировка программ, учебного плана, тематического планирования | забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду |
Организация работы МО | сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. | личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми |
Организация деятельности творческих групп | Разработка системы заданий, упражнений, с учетом индивидуальностей ребенка | предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности |
Организация Творческого дня | ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями) | |
организация контроля за развитием познавательной деятельности учащихся (контроль по результатам, процессуальный и предметный контроль) | формирование ведущей деятельности как
важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; |
Структура управления и содержание
методической работы
Структура управления (I ступень)
Исходя из темы работы школы, МО планирует методическую работу. Тема работы МО обсуждается с учителями. Им дано право выбора образовательных программ. В планировании методической работы продумывается создание условий: содержательных, психологических, технологических, диагностических. Идет апробация содержания, совершенствование технологий с учетом творческого проявления личности каждого ребенка. Данные направления работы по самообразованию педагогов отражены в темах творческих групп учителей. Творческие группы учителей подвижны.
В связи с выбором единой методической темы школы тематика направлений и задач творческих групп учителей закономерно изменяется.
Темы методической работы школы:
1998-1999 учебный год
“Развитие творческих способностей учащихся
через уроки и внеклассную работу”.
1999-2000 учебный год
“Управление развитием учащихся через
организацию научно-исследовательской,
поисковой, историко-краеведческой, прикладной
работы в условиях гимназии”.
2000-2001 учебный год
“Личностно-ориентированное образование в
условиях гимназии”.
2001-2006 год
“Развитие детской одаренности”.
Содержание методической работы представлено следующими направлениями работы:
- управленческая деятельность
- инновационная деятельность
- профессиональное самообразование педагогического коллектива
- формы работы по распространению педагогического опыта
Содержание методической работы |
|||
Управленческая деятельность |
Инновационная деятельность |
Профессиональное самообразование педагогического коллектива |
Формы работы по распространению педагогического опыта |
планирование методической работы | апробация программ, адаптирование к условиям школы | психолого-педагогические консультации | компьютерная презентация опыта |
прогнозирование потребностей педагогов | помощь учителям в организации их исследовательской деятельности | теоретические, научно- методические семинары | школьный банк педагогических достижений (по номинациям: творческие работы учителя, сценарии уроков, сценарии внеклассных мероприятий) |
организация мониторинга качества образования | пополнение банка инноваций | семинары- практикумы | методический день |
работа над индивидуальной творческой темой | творческие недели | ||
работа в творческих группах | предметные методические недели | ||
индивидуальное самообразование | конференции в школе | ||
создание видеотеки | |||
сборники печатных работ на уровне школы | |||
публикации педагогов | |||
участие в городских, областных и Российских конференциях |
Главная цель начальной школы – создание условий для саморазвития педагогов и учащихся. Саморазвитие рассматривается как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни.
В начальной школе реализуются следующие системы и модели:
- развивающая система Л.В. Занкова
- развивающая система В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина
- модель “Начальная школа XXI века”
- традиционная система
Данные программы адаптированы к условиям школы, реализуют задачи в накоплении субъектного опыта ребенка. Особенностью реализуемых программ является продуманность компонента содержания, направленного на развитие творческого самопроявления личности. Каждый учитель содержание программы отражает в тематическом планировании, корректирует ее, включая в тематическое планирование раздел, направленный на развитие творческих способностей учащихся. Кроме этого учителями учитывается дифференцированный подход в обучении.
Программы обеспечивают:
- постепенный переход к обучению не столько фактами, сколько идеями и способами, методами, развивающими мышление, побуждающими к самостоятельной работе, ориентирующими на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой учащиеся прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий;
- сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности;
- сохранение высокой самооценки одаренного школьника, непосредственно связанной с оценкой любознательности и в целом с развитием личности;
- формирование системы учебных мотивов, в которых отметка является не главным мотивом, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании последнего;
- организацию контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде контроля по результату, процессуального и предметного контроля.
Данные программы полностью соответствуют тем задачам и принципам, которые должен реализовать учитель на первой ступени обучения.
Задачи первой ступени обучения: |
Принципы обучения |
Осознанное принятие физиологических и психологических особенностей каждого ребенка, регуляция поведения в соответствии с ним | Принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося). |
Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.) | Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества |
Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; | Принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований. |
Инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности; | Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей |
Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном возрасте качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. | Принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися, создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя |
Мы считаем, что создание организационно-методических и психологических условий в начальной школе положительно влияет на творческое самопроявление и развития личности учителя. В результате сложившейся системы работы заместителя директора по УВР и руководителя методического объединения:
- каждый учитель и весь педагогический коллектив владеет исследовательскими методами;
- успешно осуществляется в учебно-воспитательном процессе на качественно новом уровне отношения учитель–ученик, учитель–учитель, ученик–ученик;
- отмечается положительная динамика в развитии ребенка, повышается уровень интеллектуального развития учащихся, уровень их творческого самопроявления;
- успешное участие учащихся школы в школьных, городских, областных, дистанционных эвристических олимпиадах;
- учителя школы являются членами различных общественных организаций, стремятся повышать свою квалификационную категорию, участвуют в конференциях на различных уровнях, опыт учителей школы занесен в городской и областной банк данных.
Литература
- Бершадский М.Е., В.В. Гузеев “Дидактические и психологические основания образовательной технологии”, Москва, Центр “Педагогический поиск”, 2003 год
- Кукушкин В.С. “Современные педагогические технологии”, Ростов –на-Дону, “Феникс”, 2003 год
- Лысенко Л.Н. Мотивационный контроль в управлении образовательного учреждения, ВИРО
- Методическая работа в школе: организация и управление, изд. второе, Москва, 1991 год
- Немова Н.В. Системный анализ урока// Практика административной работы в школе.- 2004.-№ 7.
- Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения, Вологда, 2004 год
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002
- Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь, Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000 год
- Сластенин В.А. “Педагогика”, Москва, Академа, 2002 год
- Хуторской А.В. “Практикум по дидактике и современным методикам обучения”, СПб.: Изд. дом “Питер”, 2004
- Хуторской А.В. “Развитие одаренности школьников”, Москва, Владос, 2000
- Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.-Москва, 1993
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПБ., 1999