Математика
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Смежные углы" 2005
Идеей урока является развитие устной речи; интереса к геометрии через постановку и решение проблем, а также рассмотрение формулы красивой задачи. Выдвижение гипотез и их доказательство поможет в дальнейшем учащимся при доказательстве теорем. Урок начинается с повторения теоретического материала. Затем учащимися выдвигаются поочередно три проблемы. Первая проблема помогает решать геометрические задачи через уравнение (решаются две задачи). Вторая проблема помогает выяснить, как вычисления и построения помогают выдвинуть некоторую гипотезу и доказать ее. Третья проблема помогает разобраться с решением задач по аналогии. В конце урока делается вывод, что по ходу обсуждения поставленных проблем мы доказали формулу красивой задачи. Все выступления учащихся оцениваются по ходу урока.
-
Интегрированный урок математика + литература по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Развитие речи" 2005
Идеей интегрированного урока является развитие речи учащихся, привить любовь к математике через литературу. При расположении десятичных дробей в порядке возрастания, ребята узнают, что урок связан с литературой. По заданным алгоритмам ребята расшифровывают названия литературных терминов, с которыми будут работать на уроке. Далее учитель литературы выясняет вместе с учащимися происхождение полученных слов, их смысл, приводит примеры. Учитель математики приводит свои примеры задач на каждое слово. Затем первый и второй ряд делятся на четверки и составляют свои задачи с решением. В это время проводится индивидуальная работа с третьим рядом (различная форма). Зачитываются примеры, составленные ребятами. Все ответы учащихся оцениваются.
-
Развитие творческого мышления младших школьников на уроке математики средствами нестандартных задач 2005
В данной статье показан начальный этап работы по решению нестандартных задач и некоторые приемы работы. Решая такие задачи дети учатся анализировать, рассуждать, путем проб и ошибок находить нестандартные решения. Развивается память и внимание, фантазия и воображение.
-
План урока по геометрии в 8-м классе по теме: "Решение задач с помощью теоремы Пифагора" 2005
Уроки по теме "Решение задач с помощью теоремы Пифагора" - это третий и четвертый уроки по изучаемой теме. На первом уроке были доказаны теорема Пифагора и теорема ей обратная. На втором введены понятия наклонной и проекции наклонной. На первых двух уроках было проведено первичное закрепление нового материала. Последующие два занятия - это уроки применения знаний и умений при решении задач.
-
Урок математики по системе Э. Давыдова на тему: "Определение "подсказки"в делении многозначных чисел", 3 класс 2005
Основное содержание материала включает в себя понятие "Деление". Через наблюдения и осмысления над зависимостью между компонентами в умножении учащиеся определяют первую цифру в частном. В результате поиска обнаруживается "подсказка".
-
Урок-игра "Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном", 5 класс 2005
Эту игру можно предложить после изучения темы: "Натуральные числа" для обобщения знаний по данной теме. Игра проводится на основе сказки об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном. Игра проводится в форме соревнования между группами детей одного класса.
-
Урок алгебры и начала анализа в 11-м классе по теме: "Площадь криволинейной трапеции" 2005
Урок изучения нового материала в 11-м классе по алгебре и началам анализа по теме: "Площадь криволинейной трапеции". Наглядность урока позволяет легче усвоить материал по данной теме и научить учащихся распознавать на чертеже криволинейную трапецию и находить её площадь, используя формулу.
-
О роли задач в понимании математики 2005
Статья посвящена рассмотрению важнейшей функции задач в обучении школьной математике - созданию условий для достижения учащимися понимания изучаемого материала. Обоснована целесообразность применения задач с указанной целью, сформулированы требования к методике, обеспечивающей понимающее усвоение. Рассмотрены также некоторые классы задач, при работе с которыми возможно создание наиболее благоприятных условий для достижения понимания.
-
"Математика в мире сказок". Урок повторения в 5-м классе по теме "Решение уравнений" 2005
Это интегрированный урок, показывающий связь математики с литературой. Такая работа способствует формированию специфических для математики приемов активизации познавательной деятельности учащихся. На данном уроке работа должна восприниматься учащимися как интересная игра. Использую обратную связь, сигнальные карточки, схемы, карточки-задания. На каждом этапе обучения дети получают посильные для себя задания. Такая работа превращается в увлекательное интеллектуальное состязание. Для учащихся с "хромающей" математической подготовкой готовлю карточки - консультанты, они помогают ребенку обрести уверенность в себе, снижают уровень тревожности. Дети любят работать с интересной наглядностью, это активизирует их познавательную деятельность на уроке.
-
Геометрическое истолкование работы (интегрированный урок: физика + математика) 2005
Предлагается интегрированный урок физики и математики по теме "Геометрическое истолкование работы" в 10 классе.
-
Урок математики в 5-м классе по теме: "Углы и их виды"(обобщающий урок) 2005
Рассматриваемый урок направлен на развитие и оценку образно- логического мышления. Способен создать творческую обстановку на уроке, воспитывать интерес к предмету.
-
Урок алгебры по теме: "Логарифмические уравнения" 2005
Умение ставить цели, делать их значимыми для собственной учебной деятельности позволило учащимся самостоятельно найти методы решения логарифмических уравнений. Положительные мотивы способствовали успешному усвоению новых знаний и умений, расширению математического кругозора учащихся.
-
Сочинение математических сказок как средство гуманизации математического образования 2005
Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления. Гуманизация предполагает задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо сочинение школьниками математических сказок. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а так же уверенное владение математическими понятиями.
-
"Настроение" урока математики по теме: "Логарифмы и графики функций". 11-й класс 2005
Математика не такая уж и "сухая" наука, как ее многие представляют. Желание ученика знать и учить учебный материал зависит от "настроения" урока. Насколько "интересные" и "каверзные" задачи на нем решены, разобраны, предложены. Согласитесь, что состояние восхищения дает силы прожить, не замечая времени.
-
Прикладная направленность обучения математике 2005
Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала проникать и в области традиционно “нематематические” – управление государством, медицину, лингвистику и другие. Несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, историку, лингвисту и трудно оборвать этот список, настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности в наше время.
-
Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов 2005
Данные разработки уроков могут использоваться при работе математического кружка для учащихся 5-х классов с различным уровнем подготовки.
-
Урок-викторина. Геометрия, 8-й класс. Тема: "Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма" 2005
Основные цели проведения викторины - повторить и отработать определение, свойства и признаки параллелограмма; проверить применение теоретических знаний к решению задач; воспитывать интерес учащихся к предмет.
-
Урок математики в 5-м классе по теме: "Пирамида" 2005
В материале представлен урок к учебнику Г.В Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. На этом уроке применяются современные технологии. Это и игровая деятельность - при устном счете, групповая работа - при отработке нового материала.
-
Урок обобщающего повторения по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами" в 6 классе 2005
На уроке закрепляются и углубляются знания учащихся по теме "Положительные и отрицательные числа".
-
Урок-панорама "Правильные многогранники". Геометрия, 10-й класс 2005
По словам Давида Гильберта, "в огромном саду геометрии каждый может подобрать себе букет по вкусу.... И ныне наглядное понимание играет первенствующую роль в геометрии". Считаю, что тема "Правильные многогранники" представляет для этого прекрасную возможность, которую необходимо использовать.
-
Основные методы решения задач на смешивание растворов 2005
Математика многообразна и многогранна. Существуют задачи, которые решают как на уроках математики, так и на уроках химии. В данной статье приводятся рекомендации по решению химических задач на смешение растворов разными способами: с помощью расчетной формулы, "Правила смешения", "Правила креста", графического метода, алгебраического метода. Приведены примеры решения задач. Данные материалы предназначены учителям математики, желающим организовать элективные курсы в школе.
-
Элементы линейной алгебры. Программа элективного курса для 9-х классов основной школы 2005
Курс "Элементы линейной алгебры" является развитием системы раннее приобретенных программных знаний. Его цель - создать целостное представление о теме "Системы уравнений с двумя переменными". Он дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, сохраняет преемственность между школой и вузом.
-
Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики 2005
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время всё шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, всё более внедряется в традиционно далёкие от неё области. Поэтому считаю важным вопросом осуществление межпредметных связей, что способствует формированию у школьников обобщённых знаний о важнейших явлениях объективного мира, выработки единого целостного научного мировоззрения, созданию общей естественнонаучной картины мира.
-
Внеклассное мероприятие по математике для 6-х классов "Математическая эстафета" 2005
Устанавливаются правила игры, аналогичные спортивной эстафете, с добавлением в середине дистанции задания математического содержания. Завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Итог подводится не только по количеству верно выполненных заданий, но и с учетом скорости выполнения. Данная игра рассчитана на учащихся 6 классов. Изменив задания, можно использовать идею игры для любого возраста.
-
Математика в 6-м классе по теме: "Пропорция. Решение задач" 2005
Традиционный урок-практикум по закреплению практических навыков и умений решения задач с помощью пропорции, способствует развитию интереса учащихся к математике. В ходе урока предусмотрено развитие грамотного отношения к своему здоровью, а также повышение вычислительных навыков учащихся.
-
Урок обобщения по теме: "Проценты" 2005
Важным условием повышения эффективности обучения является умение учителя руководить познавательной деятельностью учащихся. Познавательный интерес носит избирательный характер. Исследования показали, что познавательный интерес зависит не только от возрастных возможностей учащихся. Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно важное значение, следовательно, обучение нужно строить, связывая его с жизнью, чтобы перед учащимися вставали задачи значимые, в решение которых бы он активно включался.
-
Практическая направленность уроков геометрии 2005
Как известно, важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости того или иного учебного материала. Обучающимся важно, что знание свойств геометрических понятий с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике Кроме того, решение в классе задач прикладного характера всегда встречается обучающимися с живым интересом, уроки проходят при повышенной активности ребят. Учащиеся на таких уроках учатся наблюдать, экспериментировать, исследовать. На моих уроках геометрии для учащихся стало уже привычным решать задачи с использованием обычной веревки. В процессе обучения геометрии знакомлю учащихся с некоторыми геометрическими приборами, конструкции которых основаны на известных учащимся свойствах.
-
Урок алгебры в 11-м классе на тему: "Вычисление площадей фигур" 2005
Цели урока: повторить, закрепить и расширить знания по заданной теме; уметь самостоятельно применять полученные знания по теме к решению задач; уметь рационально решать задачи; творчески подходить к решению конкретной задачи.
-
Методическая разработка урока по теме: "Три свойства прямоугольного треугольника" 2005
Включение в процесс обучения математике внеурочной деятельности (экскурсия, фотогазета, работа со справочником, модели, изготовленные в кружке "Дизайн") способствуют развитию устойчивого интереса к предмету, хорошему усвоению темы, помогает преодолеть учащимся интеллектуальную пассивность, испытать радость от общения с математикой.
-
Учебное занятие "Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным" 2005
В учебном занятии используется приём, который, на мой взгляд, является эффективным при изучении нового материала и позволяет предотвратить наиболее типичные ошибки учащихся, а при обобщающем повторении значительно экономить время урока.