Цели урока
- Образовательная: обработка теоретических знаний по текущему материалу и ранее пройденному. Научить обсуждать задачу в целом и в деталях; возможности моделирования её условия или замены имеющейся модели более простой и наглядной; выдвигать и доказывать гипотезу.
- Развивающая: развивать устную и письменную математическую речь учащихся; умение пользоваться инструкциями и алгоритмами.
- Воспитательная: воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики; эстетическая направленность.
Оборудование: циркуль, линейка, плакаты с чертежами и высказываниями, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие.
Целью урока является решение проблем связанных со смежными углами; закрепление умения выдвигать гипотезу и научиться доказывать её.
2. Повторение теоретического материала
- Сформулируйте определение угла.
- Какой угол называют развернутым?
- Назовите градусную меру развернутого угла.
- Какие углы называются смежными?
- Могут ли оба смежных угла быть острыми? тупыми? прямыми?
3. Постановка проблем и их решение
Сегодня нам предстоит решить ряд проблем. (Названия проблем вывешиваются на доске и выделяются цветом).
Проблема 1. Как уравнения помогают решать геометрические задачи?
По Рисунку 1составьте задачу, в которой требуется найти величины смежных углов.
Рисунок 1
Один из смежных углов больше другого на 40 градусов (меньше другого на 40 градусов). Найдите эти углы.
У Вас на партах находится памятка (смотри приложение), которая поможет при решении. В памятку входит:
- алгоритм решения задач с помощью уравнений;
- словарик;
- формула красивой задачи.
Рассмотрим задачу №1.
Дано: ABC и CBD – смежные,
ABC – CBD = 20.
Найдите: ABC и CBD.
Проанализируем краткую запись и сформулируем её устно. Даны два смежных угла ABC и CBD. CBD на 20 градусов меньше ABC (или ABC на 20 градусов больше CBD). Найдите эти углы.
Необходимо решить задачу с полным оформлением и проверкой.
Пусть CBD – х градусов, тогда ABC = х+20. Так как сумма смежных углов равна 180 градусов, то составляем уравнение:
х+х+20 = 180
2х+20 = 180
2х = 160
х = 80
CBD = 80 градусов;
ABC = 80+20 = 100 градусов.
Проверка: 90+100 = 180.
Рассмотрим задачу №3.
Дано: PQR и RQS – смежные,
RQS = 0,8 PQR.
Найдите: PQR и RQS.
Проанализируем краткую запись и сформулируем её устно. Даны два смежных угла PQR и RQS. RQS в 0,8 раза больше PQR. Найдите эти углы.
Необходимо решить задачу с полным оформлением и проверкой.
Пусть PQR = х, тогда RQS = 0,8х. Так как сумма смежных углов равна 180 градусов, то составляем уравнение:
х+0,8х = 180
1,8х = 180
х = 180:1,8
х = 100
PQR = 100 градусов;
RQS = 0,8*100 = 80 градусов.
Проблема 2. Выяснить, как вычисления и построения помогают выдвинуть некоторую гипотезу?
а) Посмотрите на рисунок 2a и скопируйте его к себе в тетрадь.
Рисунок 2а
б) Постройте с помощью циркуля биссектрисы данных углов.
в) Выделите их другим цветом. (Рисунок 2b).
Рисунок 2б
А теперь давайте попробуем сформулировать гипотезу, предварительно повторив основные понятия по словарю из памятки.
Гипотеза. Если у смежных углов провести биссектрисы, то они будут образовывать прямой угол.
Доказательство:
1)L / 2;
2) (180 – L) / 2;
3) L / 2 + (180 – L) / 2 = 90
(L + 180 – L) / 2 = 90
180 / 2 = 90
90 = 90
Проблема 3. Всегда ли выручает аналогия?
Задача. Один из смежных углов больше другого на 60 градусов или в 2 раза.
Проанализируйте задачу. Нет ли в ней лишних данных?
Рассмотрим задачу №4.
Дано: (ab) и (bc) – смежные,
(bc) : (ab) = 4 : 5
Найдите: (ab) и (bc).
Проанализируем краткую запись и сформулируем её устно. Даны два смежных угла. (bc)относится к (ab) как 4 к 5. Найдите эти углы.
Каким способом будем решать эту задачу? (Задача решается по действиям, а не через уравнение).
- 4+5 = 9 – частей всего;
- 180 : 9 = 20 – градусов одна часть;
- 20 · 4 = 80 (bc)
- 20 · 5 = 100 (ab)
Мы убедились, что не все задания можно решить по аналогии.
Я думаю, что параллельно мы с Вами доказали и формулу красивой задачи:
Красивая задача = непредсказуемость + непредполагаемость + неожиданность +удивительная простота + простота + фантазия + революционный шаг + удивление + оптимизм + труд +...
В.Г. Болтянский.
4. Итог урока
(Оценки выставляются по ходу урока).
Мы трудились при решении задач, если решали правильно, то появлялся оптимизм, при выдвижении гипотезы мы проявили фантазию, а при её доказательстве революционный шаг и это было для нас неожиданностью, и не предполагали, что доказательство будет удивительно простым.
Формула заканчивается многоточием, и это говорит о том, что мы её ещё сможем продолжить.
5. Домашнее задание
Задача №2 из карточки.
Дано: KLM и MLN – смежные,
KLM = 3MLN.
Найдите: KLM и MLN.