Цели:
- Образовательная: проверить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом литература. Повторить арифметические действия с натуральными числами.
- Развивающая: развитие познавательных интересов к уроку математики. Развитие логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, уважение друг к другу. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.
Оборудование: индивидуальные карточки, цитаты знаменитых людей. (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Объявление цели урока.
II. Устная фронтальная проверка
Учитель математики. Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок. Проведем мы его в месте с другим учителем, а вот с каким, мы узнаем, если выполним следующее задание: расположите десятичные дроби в порядке возрастания.
Т | Т | А | Р | И | Е | А | Р | Л | У |
0,72 | 0,027 | 0,712 | 0,2701 | 0,0172 | 0,217 | 3,007 | 2,5207 | 0,0099 | 1,25 |
Выполнив данное задание, Вы догадались, что наш урок мы будем проводить с учителем литературы.
III. Викторина "В мире литературы"
Необходимо расшифровать название литературных терминов, используя алгоритмы. Учащиеся все вместе подставляют числа в алгоритм, находят ответ и соответствующую ему букву, после чего каждый выходит к доске и записывает ее.
Таблица для первого ряда.
а | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 1,8 | 2,4 | 3,2 |
х | |||||||
Буква |
Таблица для второго ряда.
а | 0,5 | 1,1 | 2,3 | 3,9 | 4,2 | 5,6 | 7,5 | 8,9 | 10 |
х | |||||||||
буква |
Таблица для третьего ряда.
а | 0,8 | 1,7 | 3,6 | 3,9 | 4,5 | 5 | 6,1 | 7,3 |
х | ||||||||
буква |
В результате мы выяснили, что первый ряд получил слово ДЕТЕКТИВ, второй ряд, слово ПАРОДИЯ, третий ряд, слово ПСЕВДОНИМ. (Приложение 2).
Слово предоставляется преподавателю литературы, вместе с которым учащиеся выясняют смысл вышеуказанных слов.
Учащимся, у которых получилось слово "ДЕТЕКТИВ", необходимо составить свою задачу - детектив на одну из предложенных преподавателем ситуаций.
Пример задачи: Жуткий детектив купили 87,8 тысяч читателей. Один из них принес детектив домой, прочел его название и сразу же выбросил книгу из окна. 7.563 тысяч читателей, прочитав первые четыре страницы, погибли от инфаркта. 7.9 тысяч читателей, читая пятую и шестую страницы, сошли с ума от страха и разучились читать. Еще одну тысячу читателей 150 следующих страниц довели до бешенства. Узнай, сколько читателей смогли осилить две оставшиеся страницы, и сколько всего страниц прочитали эти мужественные читатели?
Учащимся, у которых получилось слово "ПАРОДИЯ", необходимо составить свою пародию на задачу по предложенной преподавателем ситуации.
Пример задачи составленной по заданному уравнению:
Х + Х + 150 = 1550
Курицу разделили на две части, одна из них на 150 грамм тяжелее другой. Сколько весит каждая часть, если вся курица весит 1550 граммов.
ПАРОДИЯ на приведенную задачу: два совершенно незнакомых друг с другом человека зашли в разное время в кулинарию и купили там одну и ту же вареную курицу. Первому покупателю досталась левая половина курицы, которая была тяжелее правой, доставшейся второму, на 150 граммов. Второй покупатель принес свою половину курицы домой и встал вместе с нею на напольные весы, которые показали на 1400 грамм больше, чем обычно. Узнай, сколько весила вся курица до того, как две ее половины разлучились навеки?
Учащиеся оставшегося ряда работают вместе с учителем литературы над словом "ПСЕВДОНИМ".
Каждый ряд делится на четверки, где каждая составляет свою задачу и решает ее.
IV. Дополнительная эстафета
Перечислить названия литературных произведений, в которых содержатся цифры.
V. Дополнительное задание
Необходимо решить уравнение и при получении ответа выбрать одну из предложенных букв и привести на нее литературный пример.
- 34,2 – ( 17,9 – у ) = 22
- ( х – 18,2 ) + 3,8 = 15,6
- 16,5 – ( у + 3,4 ) = 4,9
- 16,1 – ( х – 3,8 ) =11,3
17,9 – у = 12,2
у = 5,7
(Пример: аллегория).
х – 18,2 = 11,8
х =30
(Пример: антитеза, конфликт).
у + 3,4 = 11,6
у = 8,2
(Пример: композиция).
х – 3,8 = 4,8
х = 8,6
(Пример: сюжет).
За каждый правильный ответ учащиеся получают оценки.
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание
Тест с самопроверкой из дидактического материала.