Интегрированный урок математика + литература по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Развитие речи"

Разделы: Математика, Литература


Цели:

  • Образовательная: проверить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом литература. Повторить арифметические действия с натуральными числами.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов к уроку математики. Развитие логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, уважение друг к другу. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.

Оборудование: индивидуальные карточки, цитаты знаменитых людей. (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Объявление цели урока.

II. Устная фронтальная проверка

Учитель математики. Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок. Проведем мы его в месте с другим учителем, а вот с каким, мы узнаем, если выполним следующее задание: расположите десятичные дроби в порядке возрастания.

Т Т А Р И Е А Р Л У
0,72 0,027 0,712 0,2701 0,0172 0,217 3,007 2,5207 0,0099 1,25

Выполнив данное задание, Вы догадались, что наш урок мы будем проводить с учителем литературы.

III. Викторина "В мире литературы"

Необходимо расшифровать название литературных терминов, используя алгоритмы. Учащиеся все вместе подставляют числа в алгоритм, находят ответ и соответствующую ему букву, после чего каждый выходит к доске и записывает ее.

Таблица для первого ряда.

а 0,1 0,2 0,3 0,5 1,8 2,4 3,2
х              
Буква              

Таблица для второго ряда.

а 0,5 1,1 2,3 3,9 4,2 5,6 7,5 8,9 10
х                  
буква                  

Таблица для третьего ряда.

а 0,8 1,7 3,6 3,9 4,5 5 6,1 7,3
х                
буква                

В результате мы выяснили, что первый ряд получил слово ДЕТЕКТИВ, второй ряд, слово ПАРОДИЯ, третий ряд, слово ПСЕВДОНИМ. (Приложение 2).

Слово предоставляется преподавателю литературы, вместе с которым учащиеся выясняют смысл вышеуказанных слов.

Учащимся, у которых получилось слово "ДЕТЕКТИВ", необходимо составить свою задачу - детектив на одну из предложенных преподавателем ситуаций.

Пример задачи: Жуткий детектив купили 87,8 тысяч читателей. Один из них принес детектив домой, прочел его название и сразу же выбросил книгу из окна. 7.563 тысяч читателей, прочитав первые четыре страницы, погибли от инфаркта. 7.9 тысяч читателей, читая пятую и шестую страницы, сошли с ума от страха и разучились читать. Еще одну тысячу читателей 150 следующих страниц довели до бешенства. Узнай, сколько читателей смогли осилить две оставшиеся страницы, и сколько всего страниц прочитали эти мужественные читатели?

Учащимся, у которых получилось слово "ПАРОДИЯ", необходимо составить свою пародию на задачу по предложенной преподавателем ситуации.

Пример задачи составленной по заданному уравнению:

Х + Х + 150 = 1550

Курицу разделили на две части, одна из них на 150 грамм тяжелее другой. Сколько весит каждая часть, если вся курица весит 1550 граммов.

ПАРОДИЯ на приведенную задачу: два совершенно незнакомых друг с другом человека зашли в разное время в кулинарию и купили там одну и ту же вареную курицу. Первому покупателю досталась левая половина курицы, которая была тяжелее правой, доставшейся второму, на 150 граммов. Второй покупатель принес свою половину курицы домой и встал вместе с нею на напольные весы, которые показали на 1400 грамм больше, чем обычно. Узнай, сколько весила вся курица до того, как две ее половины разлучились навеки?

Учащиеся оставшегося ряда работают вместе с учителем литературы над словом "ПСЕВДОНИМ".

Каждый ряд делится на четверки, где каждая составляет свою задачу и решает ее.

IV. Дополнительная эстафета

Перечислить названия литературных произведений, в которых содержатся цифры.

V. Дополнительное задание

Необходимо решить уравнение и при получении ответа выбрать одну из предложенных букв и привести на нее литературный пример.

  1. 34,2 – ( 17,9 – у ) = 22
  2. 17,9 – у = 12,2

    у = 5,7

    (Пример: аллегория).

  3. ( х – 18,2 ) + 3,8 = 15,6
  4. х – 18,2 = 11,8

    х =30

    (Пример: антитеза, конфликт).

  5. 16,5 – ( у + 3,4 ) = 4,9
  6. у + 3,4 = 11,6

    у = 8,2

    (Пример: композиция).

  7. 16,1 – ( х – 3,8 ) =11,3

х – 3,8 = 4,8

х = 8,6

(Пример: сюжет).

За каждый правильный ответ учащиеся получают оценки.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

Тест с самопроверкой из дидактического материала.