Цели:
- научиться определять “подсказку” в делителе и в делимом для нахождения первой цифры в частном, через наблюдение и осмысление зависимости между компонентами в умножении;
- подведение учащихся к определению “подсказки” в делении.
ХОД УРОКА
I. Организация класса:
- Над какой большой темой работаем? (Деление многозначных чисел).
- Что мы должны знать, чтобы научиться делить многозначные числа? (Как устроено многозначное число, что такое деление. Мы должны знать таблицу умножения).
- Что же такое деление? Это действие обратное умножению.
II. Актуализация знаний.
Дано многозначное число: 8426424 : 2 =
Дети – 1. Определяем
количество цифр в частном, для этого:
2. Находим первое неполное делимое.
Самостоятельная работа детей (дети показывают умение работать с данными этапами алгоритма).
1. Выдели I неполное делимое и определи количество цифр в частном
– Как определяли, каким должно быть первое неполное делимое?
2. По заготовкам определи количество цифр в частном:
– Какое из чисел 62, 89, 99 может быть первым неполным делимым в примере б?
Гномы выполняли такую же работу, проверим, исправим ошибки
– А теперь проверим, как выполнили гномы эту работу.
– Каким должно быть первое неполное делимое? Почему?
– Что мы уже умеем и можем научить гномов?
Дети называют известные этапы алгоритма деления:
1. Находить первое неполное делимое.
2. Определять количество разрядов в частном.
– Вы справились с самостоятельной работой,
оцените результат своей работы.
– Молодцы, предлагаю следующее задание.
Решить пример
– Сможем ли мы решить такой пример?
– Решаем по алгоритму: выделяем первое неполное
делимое, определяем количество разрядов в
частном. А дальше?
В результате рассуждения появляется следующая запись:
– Что будем искать? (Мы будем искать, как найти первую цифру в частном, чтобы при ее умножении на 85 получилось 773).
– Как мы можем это узнать?
– Таким образом, какая учебная задача стоит
перед нами? Чему мы должны научиться? (Мы должны
научиться находить первую цифру в частном).
– Давайте вспомним, что такое деление? (Это
действие, обратное умножению).
– Сможем ли мы составить произведение и найти
его? (Сможем).
Работа в группах.
– Даны карточки с заготовками для трех групп с одинаковым заданием:
1. Составьте пример на умножение.
– Почему в первом неполном делимом 4 разряда, а
в значении произведения их пять?
– Какие числа подсказали вам, какую цифру нужно
взять в старшем разряде? (39 и 6).
– 39 и 6 – это и есть подсказка.
2. К примеру на умножение, запишите пример на деление. Соотнесите число “подсказки” при умножении и делении. Что вы можете о них сказать? (Они одинаковые).
– Вернемся к нашему первому примеру:
– Сможем ли мы теперь найти здесь “подсказку”?
(В делимом – 77, а в делителе – 8).
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
(Определение “подсказки” в делении
многозначных чисел).
– Значит,
– Давайте вернемся к нашему алгоритму и подумаем, все ли этапы мы в нем определили? (Мы должны добавить один пункт, который указывает на определение “подсказки”).
IV. Действие контроля нового способа.– Проверь правильно ли выделены “подсказки” в делимом и делителе?
– Что вы заметили? Когда “подсказка”
двузначное число, а когда однозначное?
– Для чего мы определяем “подсказку”? (Чтобы
подобрать первую цифру в частном, значит найти
число, чтобы при умножении на делитель
получилось делимое).
– Чем для вас был полезен и интересен урок?
– Кто cможет рассказать дома, как найти
“подсказку” при делении?