Цель урока: Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции, закрепление основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции, развитие познавательного интереса, воспитание здорового образа жизни.
Оборудование: Индивидуальные задания, компьютерные тесты.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Индивидуальная работа с отдельными учащимися.
4. Физиологическая пауза.
5. Решение задач.
6. Компьютерное тестирование.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока
I Организационный момент
Актуализация знаний учащихся.
- Что называется пропорцией?
- Как называются a и d, b и c в пропорции a : b = c : d?
- Назовите основное свойство пропорции.
Прочитайте пропорции и назовите их крайние и средние члены:
3 : 7 = 6 : 14;
3,5 : 0,2 = 4 : 17,5;
1/4 : 2 = 5 : 40.
Решите уравнение.
х : 2 = 3 : 4;
4 : 15 = у : 45;
2 : 3 = 7 : х.
Соедините стрелками прямоугольники, в которых записаны равные отношения.
В пустой прямоугольник впишите отношение, равное тому, которое не соединено стрелкой.
В верных пропорциях замените звёздочки (*) числами.
35 : 5 = * : 2;
28 : * = 14 : 1;
16 : * = 3,2 : 0,4;
* : 3 = 2,5 : 0,5.
Проверка выполнения индивидуальных заданий.
Физиологическая пауза (гимнастика для глаз).
II. Основная часть
Ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи с помощью пропорции.
Задание № 1. По схеме составить задачу и решить её.
а)
б)
Задание № 2. Решите задачи с помощью пропорции (работа в парах).
Задача № 1. При засолке на 10 кг рыбы кладут 3,5 кг соли. Сколько потребуется соли для засолки 2 ц рыбы?
Задача № 2. Человек может произнести членораздельно около 300 слов в минуту. Сколько слов произнесут 2 болтушки-пятиклассницы за первые 5 минут урока?
Задача № 3. Ученик в процессе игры в футбол получает синяк на ноге. Сколько болевых точек ноют у него одновременно, если на 1 см2 находится 250 болевых точек, а площадь синяка 16 см2?
Задача № 4. В России ежегодно умирают 500 000 мужчин в среднем возрасте. 42 % из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бросили курить?
Задача № 5. Мама заплатила 10 руб. за 2 кг сахара, а бабушка 15 руб. за 3 кг сахара. Выясните, по одинаковой ли цене был куплен сахар.
Задача № 6. Из 1 кг крупы получается 2,1 кг рассыпчатой гречневой каши. Мы хотим получить 1600 г каши. Сколько нужно взять крупы?
Задача № 7. Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 часа со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если его скорость 100 км/ч?
Взаимопроверка решённых задач.
Задание № 3. Выполнение теста на компьютере по теме “Отношения и пропорции”.
Домашнее задание: п. 21 (повторить правило); № 762; № 747.
Подведение итога урока.