Цели:
- Отрабатывать навыки вычислений с натуральными числами, навыки решения уравнений;
- развивать интерес к математике, познавательный интерес;
- воспитывать настойчивость, внимание.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, портреты А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, схемы, карточки, магнитофон.
ХОД УРОКА.
Звучит музыка (из передачи “В гостях у сказки”).
Учитель объявляет тему урока, ставит перед учащимися цели и задачи.
1. Устный счет.
На плакате иллюстрации из разных сказок, на них расположены числа. ( Рисунок1.1 и Рисунок1.2).
Учитель задает вопросы:
- Назовите числа, делящиеся на 9? В какой сказке расположились эти числа? Какое число не вошло в эту сказку? (90)
- По какому признаку собрались числа 90, 20, 40, 50 и т.д. в сказке “Маша и медведь”? (все числа делятся на 10)
- Упростить выражения:
а) х + х + х
б) 6х – 2х
в) 8х – 4х + 2
- Найдите в этих сказках корни уравнений:
Найдите ответы на иллюстрациях. Какие это сказки?
а) (х – 35) (х – 49) = 0
б) х(х – 56) = 0Каким свойством произведения пользуемся, решая эти уравнения?
Что называется уравнением? Что значит решить уравнение? Что называется корнем уравнения?
- На доске изображение цветка (Рисунок2)
а) найдите закономерность и заполните пустые места на лепестках;
б) расположите числа в порядке возрастания и прочитайте фамилию известного сказочника. (Андерсен Х. К.) Показать портрет (Рисунок3).
По какой закономерности заполняли листочки?
Назовите компоненты при сложении. Как найти неизвестное слагаемое?
Назовите компоненты при вычитании. Как найти уменьшаемое, вычитаемое?
- Открой окошко.
128 * = 12800
* 350 = 35000
Какой компонент неизвестен? Как его найти?
Как умножить число на разрядную единицу?
2. Работа с карточками
Каждый учащийся получает карточку-сказку с уравнениями. (Приложение1). Слабые учащиеся получают карточку с образцами решения. Дети самостоятельно выполняют задание. При затруднении учащиеся получают помощь учителя или оказывают друг другу взаимопомощь.
Проверка решения.
Учитель: "Поднимите карточки те, у кого при решении уравнений получился ответ 19." (Дети должны поднять карточки с иллюстрациями к “Сказке о царе Салтане”).
…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет…
Учащиеся называют сказку.
Так проверяются все варианты. (Далее поднимают карточки с ответами 9, 12, 97). Кто автор этих сказок? Учитель показывает портрет А. С. Пушкина. (Рисунок4).
На карточках сказки: “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. На обратной стороне иллюстраций задания.
Карточки.
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Вариант 4 (с образцами решения)
|
3. Сказочный путь какого героя мы пройдем, решая примеры этой схемы? (Задание выполняют учащиеся, которые первыми выполнили предыдущую работу).
Вставить нужный компонент действия и найти сумму конечных результатов.(Рисунок5)
Ответы:
а) 4 - Снегурочка
б) 78 - Гадкий утенок
в) 102 - Золушка
г) 86 - Конек – Горбунок (показать иллюстрацию)
Самостоятельная работа.
Решить уравнения и подставить к ответам соответствующие буквы. Прочитайте название известной сказки. (Морозко).
- 162 – х = 97 Ответы: 65 - К
- 10х = 180 18 - О
- х + 7х = 104 13 - З
- ( х + 2 ) – 30 = 10 28 - Р
- 40 – ( х + 2 ) = 10 38 - М
4. Задание на дом. Составить задачу со сказочным содержанием и решить ее с помощью уравнения.
5. Итог урока
Какой теоретический материал мы повторяли на уроке?
Какие этапы урока вам понравились больше?
Оценки за активную работу выставляются в журнал.