Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Триединая дидактическая цель:
Образовательная:
- продолжить формирование знаний по решению тригонометрических уравнений и умения применять эти знания в стандартной ситуации;
- создавать условия для выработки умений применять известные алгоритмы в стандартной ситуации.
Развивающая:
- создавать условия для развития аналитических навыков при решении однородных тригонометрических уравнений.
Воспитательная:
- создание условий для качественного выполнения работы;
- воспитание воли и упорства в достижении поставленной цели.
Технология проблемного обучения
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная.
Конспект занятия
I. Математический диктант с самопроверкой (актуализация знаний)
Карточки с уравнениями на магнитах крепятся к доске. Ответы ученики пишут в тетрадях.
№ |
Уравнение |
Ответ |
№ |
Уравнение |
Ответ |
1) |
cos x = 0 |
x = + n, nZ |
1) |
sin x = 0 |
x = n, nZ |
2) |
tg x = - |
x = - + n |
2) |
tg x = - 1 |
x = - + n |
3) |
sin x = - 1 |
x = - + 2n |
3) |
ctg x = - |
x = + n |
4) |
tg x = 1 |
x = + n |
4) |
cos x = 1 |
x = 2n |
5) |
ctg x = - |
x = + n |
5) |
tg x = |
x = +n |
II. Изучение нового материала
A. sin x - cos x = 0 - однородное уравнение первой степени.
Заканчивая предыдущий урок, я сказала, что пока мы не умеем решать такое уравнение, но некоторые сомневались и предлагали разделить обе части уравнения на cos x. Сохранится ли равносильность? Может быть, решения уравнения cos x = 0 являются решениями данного уравнения? Нет! Почему? Как это доказать?
Если cos x = 0 , то sin x - 0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл тождество sin2 x + cos2 x = 1. Синус и косинус одного и того же аргумента не могут быть равны 0 одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
sin x - cos x = 0 | : cos x
tg x - = 0; tg x = ; x = + n, n Z
(Ответ: x = + n, nZ)
Если это неубедительно, то обратимся к квадратному уравнению у2 - у = 0; если разделим его на у, то потеряем корень 0.
Можно ли делить на sin x? Если делить на sin x, то выдвигать условие sin x 0. Будут ли значения x, при которых sin x = 0, корнями данного уравнения? Нет! Если sin x = 0, то cos x = 0 , что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin2 x + cos2 x = 1.
Учащиеся изучают “Материалы к уроку”.
Материалы к уроку (раздаются каждому ученику)
Тема урока: “Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным”
1. Уравнения
a·sin x + b·cos x = 0,
a·sin2 x + b·sin x·cos x + c·cos2 x = 0,
a·sin3 x + b·sin2 x·cos x + c·sin x·cos2 x + d·cos3 x = 0 и т.д.,
где a, b, с, d - действительные числа, называют однородными относительно sin x и cos x.
2. Сумма показателей степеней при sin x и cos x у всех членов такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Рассмотренные уравнения имеют соответственно первую, вторую и третью степень.
3. Делением на cosk x, где k - степень однородного уравнения, уравнение приводится к алгебраическому относительно функции tg x.
4. Разделим обе части уравнения на cos x. Значения x, при которых cos x = 0, не являются решениями данного уравнения, т.к. если cos х = 0, то и sin x должен обращаться в 0, а косинус и синус одного аргумента не могут быть равны нулю одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
5. Например, sin x - cos x = 0. Если cos x = 0, то sin x - ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin2 x + cos2 x = l.
B. sin2 x + sin x cos x - 2cos2 x = 0 - однородное II степени.
sin2 x + sin x cos x - 2cos2 x = 0 | : cos2 x
cos2 x 0, т.к. если cos x = 0, то sin2 x + sin x ·0 - 2 ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно (противоречит основному тригонометрическому тождеству).
tg2 x + tg x - 2 = 0
Пусть tg x = t, тогда t2 + t - 2 = 0.
В полученном квадратном уравнении a + b + c = 0, значит, t1 = 1, t2 = - 2.
tg x = 1 или tg x = - 2
x = + n, nZ; x = - arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = + n, nZ; x = - arctg 2 + k, kZ
C. sin x cos x - 3cos2 x + 1 = 0. Является ли уравнение однородным?
Нет, т.к. слагаемое 1 - нулевой степени. Следовательно, чтобы привести это уравнение к однородному необходимо заменить 1 на sin2 x + cos2 x.
sin x cos x - 3cos2 x + sin2 x + cos2 x = 0
sin2 x + sin x cos x - 2 cos2 x = 0 | : cos2 x
tg2 x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
D. 4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x = 3 - уравнение не является однородным.
4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x = 3(sin2 x + cos2 x)
4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x - 3 sin2 x - 3 cos2 x = 0
sin2 x + sin x cos x - 2 cos2 x = 0 | : cos2 x однородное II степени
tg2 x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
E. sin2 x + 3sin x cos x - 8cos2 x = - 2 - уравнение не является однородным.
sin2x + 3sin x cos x - 8cos2x + 2(sin2x + cos2x) = 0
3sin2x + 3sin x cos x - 6cos2x = 0 | : 3
sin2x + sin x cos x - 2 cos2x = 0 | : cos2x однородное II степени
tg2x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B)
III. Устная работа
Указать прием решения уравнения:
1) sin 2x + cos 2x = 0
2) 3sin2 x - 4sin x cos x + cos2 x = 0
3) sin3 x cos x - 2sin2 x cos2 x = 3sin x cos3 x - 6cos4 x
4) sin2 x + sin 2x = 0 (sin2 x + 2sin x cos x = 0)
5) cos2 x + sin 2x = 0 (cos2 x + 2sin x cos x = 0)
IV. Неполные однородные уравнения
Уравнения 4) и 5) из устной работы два ученика решают одновременно на доске.
Традиционная ошибка школьников при решении неполных однородных уравнений II степени делением на одну из функций - потеря корней. Решая уравнения разложением на множители оба ученика получают две серии корней. А при решении новым способом (деление на функцию) у одного получаются две серии корней, а у другого - одна. В чём ошибка?
После обсуждения проблемы сформулировали вывод: “дели на то, чего мало”.
sin2 x + 2sin x cos x = 0.
I способ решения:
разложим левую часть уравнения на множители
sin x (sin x + 2cos x) = 0
sin x = 0 или sin x + 2cos x = 0 | : cos x (получили однородное уравнение I степени)
x = n, nZ; tg x = - 2; x = - arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = n, nZ; x = - arctg 2 + k, kZ
II способ:
Решаем данное уравнение как однородное II степени
sin2 x + 2sin x cos x = 0 | : cos2 x
tg2 x + 2tg x = 0
tg x (tg x + 2) = 0
tg x = 0 или tg x + 2 = 0
x = n, nZ; tg x = - 2; x = - arctg2 + k, kZ
cos2 x + 2sin x cos x = 0.
I способ (решаем как однородное уравнение II степени):
cos2 x + 2sin x cos x = 0 | : sin2 x (“дели на то, чего мало”)
если sin x = 0, то cos2 x + 2·0·cos x = 0 U сos x = 0,что невозможно
сtg2 x + 2сtg x = 0
сtg x (сtg x + 2) = 0
сtg x = 0 или сtg x + 2 = 0
х = + n, nZ; x = - arcctg 2 + k, kZ.
Ответ: х = + n, nZ; x = - arcctg 2 + k, kZ
II способ для проверки (решаем разложением на множители):
cos x (cos x + 2sin x ) = 0
cos x = 0 или cos x + 2sin x = 0 | : cos x
х = + n, nZ; 1 + 2tg x = 0 ; tg x = - ;
x = - arctg + k, kZ
V. Самостоятельная работа
Решите уравнения:
1) |
sin x - cos x = 0 | 1) |
sin x + cos x = 0 |
2) |
3cos2x - 5sin2x - 2sin x cos x = 0 | 2) |
3cos2x = 4sin x cos x - sin2x |
3) |
6sin2x + sin 2x - 5cos2x = 2 | 3) |
6sin2x + sin 2x - cos2x = 2 |
4) |
sin2 ( + x) + 3 cos2 ( + x) =1 | 4) |
4 cos2 - sin x + 5sin2 = 3 |
5) |
2sin x + cos x = 2 | 5) |
sin 4x - 3cos 4x = 8 sin22x |
Ответы: во всех случаях полагается n, kI Z
1) |
x = + n. | 1) |
x = - + n. |
2) |
x = - + n; x = arctg + k. | 2) |
x = + n; x = arctg 3 + k. |
3) |
x = + n; x = - arctg + k. | 3) |
x = - + n; x = arctg + k. |
4) |
x = ± + n. | 4) |
x = + 2n; x = 2arctg + 2k. |
5) |
x = + 2n; x = 2arctg + 2k. | 5) |
x |
VI. Домашнее задание (Колмогоров А.Н. и др., “Алгебра и начала анализа”)
п.11, № 171(в), 169(а, б), 170(а), 172(а, в), стр.285 № 154(в, г)
VII. Рефлексия (ответы на вопросы ученики пишут на листочках и сдают их учителю)
1) Прочитайте цели урока ещё раз.
2) Запишите тему урока.
3) Чему научились на уроке:
а)
б)
в)
Учитель благодарит учеников за работу.