Учебное занятие "Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным"

Разделы: Математика


Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации и успешного применения ранее полученных знаний.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Триединая дидактическая цель:

Образовательная:

  • продолжить формирование знаний по решению тригонометрических уравнений и умения применять эти знания в стандартной ситуации;
  • создавать условия для выработки умений применять известные алгоритмы в стандартной ситуации.

Развивающая:

  • создавать условия для развития аналитических навыков при решении однородных тригонометрических уравнений.

Воспитательная:

  • создание условий для качественного выполнения работы;
  • воспитание воли и упорства в достижении поставленной цели.

Технология проблемного обучения

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная.

Конспект занятия

I. Математический диктант с самопроверкой (актуализация знаний)

Карточки с уравнениями на магнитах крепятся к доске. Ответы ученики пишут в тетрадях.

Уравнение

Ответ

Уравнение

Ответ

1)

cos x = 0

x = + Image300.gif (56 bytes)n, nImage301.gif (53 bytes)Z

1)

sin x = 0

x = Image300.gif (56 bytes)n, nImage301.gif (53 bytes)Z

2)

tg x = -

x = - + Image300.gif (56 bytes)n

2)

tg x = - 1

x = - + Image300.gif (56 bytes)n

3)

sin x = - 1

x = - + 2Image300.gif (56 bytes)n

3)

ctg x = -

x = + Image300.gif (56 bytes)n

4)

tg x = 1

x = + Image300.gif (56 bytes)n

4)

cos x = 1

x = 2Image300.gif (56 bytes)n

5)

ctg x = -

x = + Image300.gif (56 bytes)n

5)

tg x =

x = +Image300.gif (56 bytes)n

II. Изучение нового материала

A. sin x - cos x = 0 - однородное уравнение первой степени.

Заканчивая предыдущий урок, я сказала, что пока мы не умеем решать такое уравнение, но некоторые сомневались и предлагали разделить обе части уравнения на cos x. Сохранится ли равносильность? Может быть, решения уравнения cos x = 0 являются решениями данного уравнения? Нет! Почему? Как это доказать?

Если cos x = 0 , то sin x - 0 = 0 Image302.gif (61 bytes)sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл тождество sin2 x + cos2 x = 1. Синус и косинус одного и того же аргумента не могут быть равны 0 одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.

sin x - cos x = 0 | : cos x

tg x - = 0; tg x = ; x = + Image300.gif (56 bytes)n, nImage301.gif (53 bytes) Z

(Ответ: x = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z)

Если это неубедительно, то обратимся к квадратному уравнению у2 - у = 0; если разделим его на у, то потеряем корень 0.

Можно ли делить на sin x? Если делить на sin x, то выдвигать условие sin x Image303.gif (62 bytes)0. Будут ли значения x, при которых sin x = 0, корнями данного уравнения? Нет! Если sin x = 0, то Image302.gif (61 bytes)cos x = 0 , что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin2 x +  cos2 x = 1.

Учащиеся изучают “Материалы к уроку”.

Материалы к уроку (раздаются каждому ученику)

Тема урока: “Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным”

1. Уравнения

a·sin x + b·cos x = 0,

a·sin2 x + b·sin x·cos x + c·cos2 x = 0,

a·sin3 x + b·sin2 x·cos x + c·sin x·cos2 x + d·cos3 x = 0 и т.д.,

где a, b, с, d - действительные числа, называют однородными относительно sin x и cos x.

2. Сумма показателей степеней при sin x и cos x у всех членов такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Рассмотренные уравнения имеют соответственно первую, вторую и третью степень.

3. Делением на cosk x, где k - степень однородного уравнения, уравнение приводится к алгебраическому относительно функции tg x.

4. Разделим обе части уравнения на cos x. Значения x, при которых cos = 0, не являются решениями данного уравнения, т.к. если cos х = 0, то и sin должен обращаться в 0, а косинус и синус одного аргумента не могут быть равны нулю одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.

5. Например, sin x - cos x = 0. Если cos x = 0, то sin x - ·0 = 0 Image302.gif (61 bytes) sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin2 x + cos2 x = l.

B. sin2 x + sin x cos x - 2cos2 x = 0 - однородное II степени.

sin2 x + sin x cos x - 2cos2 x = 0 | : cos2 x

cos2 x Image303.gif (62 bytes)0, т.к. если cos x = 0, то sin2 x + sin x ·0 - 2 ·0 = 0 Image302.gif (61 bytes) sin x = 0, что невозможно (противоречит основному тригонометрическому тождеству).

tg2 x + tg x - 2 = 0

Пусть tg x = t, тогда t2 + t - 2 = 0.

В полученном квадратном уравнении a + b + c = 0, значит, t1 = 1, t2 = - 2.

tg x = 1 или tg x = - 2

x = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z; x = - arctg 2 + Image300.gif (56 bytes)k, kImage301.gif (53 bytes)Z

Ответ: x = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z; x = - arctg 2 + k, kImage301.gif (53 bytes)Z

C. sin x cos x - 3cos2 x + 1 = 0. Является ли уравнение однородным?

Нет, т.к. слагаемое 1 - нулевой степени. Следовательно, чтобы привести это уравнение к однородному необходимо заменить 1 на sin2 x + cos2 x.

sin x cos x - 3cos2 x + sin2 x + cos2 x = 0

sin2 x + sin x cos x - 2 cos2 x = 0 | : cos2 x

tg2 x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B).

D. 4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x = 3 - уравнение не является однородным.

4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x = 3(sin2 x + cos2 x)

4 sin2 x + sin x cos x + cos2 x - 3 sin2 x - 3 cos2 x = 0

sin2 x + sin x cos x - 2 cos2 x = 0 | : cos2 x однородное II степени

tg2 x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B).

E. sin2 x + 3sin x cos x - 8cos2 x = - 2 - уравнение не является однородным.

sin2x + 3sin x cos x - 8cos2x + 2(sin2x + cos2x) = 0

3sin2x + 3sin x cos x - 6cos2x = 0 | : 3

sin2x + sin x cos x - 2 cos2x = 0 | : cos2x однородное II степени

tg2x + tg x - 2 = 0 и т.д. (см. пример B)

III. Устная работа

Указать прием решения уравнения:

1) sin 2x + cos 2x = 0

2) 3sin2 x - 4sin x cos x + cos2 x = 0

3) sin3 x cos x - 2sin2 x cos2 x = 3sin x cos3 x - 6cos4 x

4) sin2 x + sin 2x = 0  (sin2 x + 2sin x cos x = 0)

5) cos2 x + sin 2x = 0  (cos2 x + 2sin x cos x = 0)

IV. Неполные однородные уравнения

Уравнения 4) и 5) из устной работы два ученика решают одновременно на доске.

Традиционная ошибка школьников при решении неполных однородных уравнений II степени делением на одну из функций - потеря корней. Решая уравнения разложением на множители оба ученика получают две серии корней. А при решении новым способом (деление на функцию) у одного получаются две серии корней, а у другого - одна. В чём ошибка?

После обсуждения проблемы сформулировали вывод: “дели на то, чего мало”.

sinx + 2sin x cos x = 0.

I способ решения:

разложим левую часть уравнения на множители

sin x (sin x + 2cos x) = 0

sin x = 0 или sin x + 2cos x = 0 | : cos x (получили однородное уравнение I степени)

x = n, nImage301.gif (53 bytes)Z; tg x = - 2; x = - arctg 2 + k, kImage301.gif (53 bytes)Z

Ответ: x = n, nImage301.gif (53 bytes)Z; x = - arctg 2 + k, kImage301.gif (53 bytes)Z

II способ:

Решаем данное уравнение как однородное II степени

sinx + 2sin x cos x = 0 | : cosx

tgx + 2tg x = 0

tg x (tg x + 2) = 0

tg x = 0 или tg x + 2 = 0

x = n, nImage301.gif (53 bytes)Z; tg x = - 2; x = - arctg2 + k, kImage301.gif (53 bytes)Z

cosx + 2sin x cos x = 0.

I способ (решаем как однородное уравнение II степени):

cosx + 2sin x cos x = 0 | : sinx (“дели на то, чего мало”)

если sin x = 0, то cosx + 2·0·cos x = 0 U сos x = 0,что невозможно

сtgx + 2сtg x = 0

сtg x (сtg x + 2) = 0

сtg x = 0 или сtg x + 2 = 0

х = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z; x = Image300.gif (56 bytes) - arcctg 2 + k, kImage301.gif (53 bytes)Z.

Ответ: х = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z; x = - arcctg 2 + Image300.gif (56 bytes)k, kImage301.gif (53 bytes)Z

II способ для проверки (решаем разложением на множители):

cos x (cos x + 2sin x ) = 0

cos x = 0 или cos x + 2sin x = 0 | : cos x

х = + n, nImage301.gif (53 bytes)Z; 1 + 2tg x = 0 ; tg x = - ;

x = - arctg + k, kImage301.gif (53 bytes)Z

V. Самостоятельная работа

Решите уравнения:

1)

sin x - cos x = 0

1)

sin x + cos x = 0

2)

3cos2x - 5sin2x - 2sin x cos x = 0

2)

3cos2x = 4sin x cos x - sin2x

3)

6sin2x + sin 2x - 5cos2x = 2

3)

6sin2x + sin 2x - cos2x = 2

4)

sin2 ( + x) + 3 cos2 ( + x) =1

4)

4 cos2 - sin x + 5sin2 = 3

5)

2sin x + cos x = 2

5)

sin 4x - 3cos 4x = 8 sin22x

Ответы: во всех случаях полагается n, kI Z

1)

x = + n.

1)

x = - + n.

2)

x = - + Image300.gif (56 bytes)n; x = arctg + k.

2)

x = + Image300.gif (56 bytes)n; x = arctg 3 + k.

3)

x = + Image300.gif (56 bytes)n; x = - arctg + k.

3)

x = - + Image300.gif (56 bytes)n; x = arctg + k.

4)

x = ± + Image300.gif (56 bytes)n.

4)

x = + 2Image300.gif (56 bytes)n; x = 2arctg + 2k.

5)

x = + 2Image300.gif (56 bytes)n; x = 2arctg + 2k.

5)

x Image304.gif (87 bytes)

VI. Домашнее задание (Колмогоров А.Н. и др., “Алгебра и начала анализа”)

п.11, № 171(в), 169(а, б), 170(а), 172(а, в), стр.285 № 154(в, г)

VII. Рефлексия (ответы на вопросы ученики пишут на листочках и сдают их учителю)

1) Прочитайте цели урока ещё раз.

2) Запишите тему урока.

3) Чему научились на уроке:

а)
б)
в)

Учитель благодарит учеников за работу.