Цели урока:
Познавательные:
Познакомить учащихся с геометрическим телом - пирамидой.
Обучающие:
- Уметь из данных многогранников находить пирамиду,
- Уметь находить основание и боковые грани пирамиды,
- Уметь давать название пирамидам.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, умения самостоятельно работать, умения говорить и слушать
Воспитательные:
- Выработка привычки к постоянной занятости каким-либо полезным делом,
- Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: модели многогранников, карточки для устного счета, линейка, цветные мелки.
План урока
- Организационный момент 3 мин
- Устная работа 7 мин
- Объяснение нового материала 10 мин
- Отработка нового материала 15 мин
- Резерв
- Итоги урока 2 мин
- Домашнее задание 3 мин
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
Решить устно:
А 46-113/8
М 42•2/3
Д 10:6
П 2•19
И 14+237/8
А 2/3+3/8
Р 82-45
И 8:1/3
Составьте слово, расположив ответы примеров в порядке убывания, и вы узнаете тему нашего урока.
Работа в парах. Из предложенных геометрических тел найдите многогранники. Почему выбранные вами многогранники являются многогранниками? С какими многогранниками вы уже знакомы?
(На каждую парту выдаются модели геометрических тел).
III. Объяснение нового материала
Как уже вы знаете, тема нашего урока “Пирамида”, поэтому мы сегодня должны познакомиться с этим геометрическим телом.
( В тетрадях записывается число, классная работа, тема урока).
“Пирамида” - слово греческого происхождения, означает “костер”, “огонь”.
Где вы встречались с пирамидой?
Ответы: На уроках истории (пирамида Хеопса). В архитектуре (крыши домов, музей современного искусства в Париже). Также можно встретить пирамиду в виде сувениров, свечей, упаковки.
Одним из интересных фактов является то, что продукты, находящиеся в упаковке в виде пирамиды, лучше и дольше сохраняются.
Важным и интересным семейством многогранником являются пирамиды.
(Работа с моделями пирамид).
У пирамиды различают боковые грани - треугольники, сходящиеся в одной вершине и основание - многоугольник, противолежащий этой вершине. В основании пирамиды может лежать многоугольник с любым количеством сторон. Называют пирамиду по числу сторон ее основания: треугольная, четырехугольная, шестиугольная и т.д.
(Продемонстрировать)
Простейшей пирамидой и даже простейшим многогранником является треугольная пирамида, которая называется тетраэдром . Тетраэдр изображен в учебнике на с.314 рис. 275; начертите ее в тетради. Обозначьте ее.
- Какую форму имеют ее грани? ( Треугольники).
- Сколько граней у пирамиду? (4) Назовите их.
- Сколько боковых граней у пирамиды? ( 3) Назовите их.
- Назовите основание пирамиды.
- Сколько ребер у пирамиды? (6) Назовите их.
- Сколько боковых ребер у пирамиды? ( 3) Назовите их.
- Сколько вершин? (4) Назовите их.
- Сколько ребер выходит из каждой вершины? (3)
Каждую грань можно считать основанием. Ни у одного многогранника не может быть меньшего числа граней, вершин или ребер, чем у треугольной пирамиды.
IY. Отработка нового материала
Работа в группах.
(У каждой группы на столе пирамида, таблица и текст к таблице).
Заполнить таблицу.
Вопросы |
Ответы |
1. Число вершин пирамиды. | |
2. Число вершин основания пирамиды. | |
3. Число ребер у пирамиды. | |
4. Число ребер боковых граней пирамиды. | |
5. Число ребер в основании пирамиды. | |
6. Число боковых граней. | |
7. Число сторон основания. | |
8. Название пирамиды. |
По данным таблицы заполните пропуски в тексте.
Число вершин пирамиды на _______________ больше числа вершин в ее основании.
Ребер боковых граней _________________, сколько их в основании.
Число боковых граней _________________ числу сторон основания.
После выполнения группами задания проверить выводы.
Ответы:
Число вершин пирамиды на единицу больше числа вершин в ее основании.
Ребер боковых граней столько же , сколько их в основании.
Число боковых граней равно числу сторон основания.
Работа с классом.
1. С. 314 №1264 (рис. а и в).
2. Назовите пирамиду на рис. 276. Укажите ее основание и боковые грани. Начертите пирамиду в тетради.
3. С.314 №1267.
4. Нужно изготовить каркасную модель треугольной пирамиды, все ребра которой равны 7 см. Сколько потребуется проволоки?
Ответ:(6•7=42)
Y. Резерв. №1265, 1271(1)
YI. Итоги урока
С чем мы сегодня познакомились и что вы узнали нового?
(Каждый ученик высказывается по данному вопросу).
YII. Домашнее задание
П. 10.4, на “3” №1264 (рис. б), 1266;
на “4” №1264 (рис. б), 1266, №1268;
на “5” №1264 (рис. б), 1266, №1268, №1270.