Внеклассное мероприятие по математике для 6-х классов "Математическая эстафета"

Разделы: Математика


Цель: Активизировать и разнообразить деятельность учащихся во внеурочное время; показать связь математики с окружающим миром.

В этой игре может участвовать любое количество команд по 6 человек. Участники выстраиваются в колонны так же, как в спортивной эстафете, у первого игрока в качестве эстафетной палочки находится ручка. Перед участниками на некотором расстоянии располагаются столы с набором заданий для каждой команды. За смену заданий и качество выполнения отвечают специально проинструктированные старшеклассники - по количеству команд. Каждый конкурс содержит 6 заданий - для каждого участника индивидуально. Результаты заносят в сводную таблицу, учитывая количество верных ответов в знаменатель и скорость в числитель. Скорость учитывают следующим образом. Предположим, что участвуют 4 команды. Та команда, которая приходит к финишу первой, получает 4 балла. Вторая - 3 балла; третья - 2 балла; четвертая - 1 балл. Общий итог подводят по суммарному количеству баллов за качество и скорость. Для проведения эстафеты необходимо подготовить комплекты заданий для каждого конкурса по количеству команд (4 команды - 4 одинаковых комплекта с заданием). Каждому участнику присуждается порядковый номер.

Ход игры

Ведущий разъясняет понятие “эстафета”. В толковом словаре Ожегова читаем, что эстафета - это соревнование спортивных команд - бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому установленный предмет. Наша сегодняшняя игра подчиняется точно таким же правилам, в качестве эстафетной палочки служит ручка, которая необходима еще и для записей ответов.

1 конкурс - “Пословицы”

На некотором расстоянии, на столе лежат карточки с порядковыми номерами от 1 до 6, на обратной стороне которых записана пословица с пропущенным числительным. Задача игроков: подбежать к столу, перевернуть карточку с соответствующим номером игрока, вставить пропущенное слово, ответ записать на бланке ответов. Ведущий фиксирует скорость, а консультанты проверяют правильность ответов, которые они знают заранее. Пока подводятся итоги 1 конкурса, ведущий прочитывает каждую пословицу и вместе с участниками называет правильный ответ.

Содержание 1 конкурса

  1. Все за одного, … за всех.
  2. … раз примерь, … раз отрежь.
  3. Не имей … рублей, а имей … друзей.
  4. Ум хорошо, а … лучше.
  5. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.
  6. У … нянек дитя без глаза.

Ответы

  1. Один.
  2. Семь, один.
  3. Сто, сто.
  4. Два.
  5. Двумя, одного.
  6. Семи.

2 конкурс - “Сосчитай”

На столе лежит карточка с изображенными на ней различными геометрическими фигурами (демонстрируется). Первый участник считает количество треугольников, второй - прямоугольников, третий - квадратов. Четвертый - кругов, пятый - четырехугольников, шестой - прочих фигур.

Результат записать на листе ответов. Подводятся итоги, сообщаются правильные ответы и количество верных ответов у каждой команды.

3 конкурс - “Отгадай загадки”

Аналогично 1 конкурсу подбежать к столу, перевернуть карточку, соответствующую порядковому номеру игрока, отгадать загадку и ответ записать на лист ответов.

Содержание 3 конкурса

  1. Семь братьев: годами равные, именами разные.
  2. Пять чуланов, одна дверь.
  3. Один говорит, два глядят, два слушают.
  4. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя.
  5. Два брюшка, четыре ушка.
  6. Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.

Ответы

  1. Дни недели.
  2. Перчатка.
  3. Рот, глаза, уши.
  4. Пальцы.
  5. Подушка.
  6. Глаза.

Подводят итоги: ведущий зачитывает загадку и вместе с участниками произносит правильный ответ. В это время идет подсчет правильных ответов. Сообщают количество баллов каждой команды.

4 конкурс - “Математический фокус”

Каждому участнику необходимо выполнить действие и результат записать на лист ответов под своим порядковым номером.

1 участник: Задумать двузначное число.

2 участник: Прибавь к задуманному числу 25.

3 участник: К результату прибавь еще 125.

4 участник: Из результата вычти 37.

5 участник: Из результата вычти первоначально задуманное число (смотри № 1).

6 участник: Полученный результат умножь на 50.

В результате у всех должно получиться число 5650.

Подводят итоги, консультанты проверяют вычисления, если ответ получен верно - выставляют 6 баллов, если неверно, то считают количество верных действий.

5 конкурс - “Шутливые задачи”

Проводится аналогично 1 конкурсу. Каждый участник отвечает на вопрос задачи, записывая ответ на лист ответов.

Содержание 5 конкурса

  1. Сколько минут нужно варить крутое яйцо?
  2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
  3. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?
  4. Где на Земле самые длинные сутки?
  5. Сколько букв в азбуке?
  6. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?

Ответы

  1. Нисколько, оно уже вареное.
  2. Которые сломаны или остановились.
  3. Нисколько, горошины не ходят.
  4. Везде одинаковые.
  5. 6 (а, з, б, у, к, а).
  6. Одинаково.

Подводятся итоги, называются верные ответы, подсчитывается количество баллов.

6 конкурс - “Раздели число на 100”

На листе бумаги перед каждой командой написано число: 1234567890. Каждому участнику нужно разделить число на 100. Ответ записать на бланке.

Ответы

  1. 12345678,90
  2. 123456,7890
  3. 1234,567890
  4. 12,34567890
  5. 0,1234567890
  6. 0,001234567890

Проверяют консультанты. Если даже ответ у команды получился иной, консультанты проверяют каждое действие. Если оно выполнено верно, то присуждается один балл. Объявляются итоги конкурса.

7 конкурс - “Разгадай ребус”

Проводится аналогично 1 конкурсу. Если учащиеся не умеют разгадывать ребусы, то можно привести пример. Ответы записывают на бланк.

Содержание 7 конкурса

  1. У 3* О.
  2. 40 А.
  3. С 3 Ж.
  4. 7* Е Н А.
  5. П А *3 Ж.
  6. А И 100*.

Ответы

  1. Утро.
  2. Сорока.
  3. Стриж.
  4. Семена.
  5. Париж.
  6. Аист.

Проверяют правильность выполнения задания, подсчитываются баллы, подводятся итоги задания.

В заключение подводятся итоги всей игры, высказываются пожелания ведущего и происходит награждение победителя.