"Настроение" урока математики по теме: "Логарифмы и графики функций". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цель:

  • подвести учащихся с осмысленному понятию логарифма и его основных свойств;
  • продолжить обучать решению уравнений нестандартным условиям;
  • способствовать развитию общих умений, примененных в различных областях знаний и сферах;
  • повлиять на “желание” решать задачи, связанные с выдвижением и проверкой гипотез.

Оборудование: цветной мел, таблица “Расположение корней квадратного трехчлена”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Мы сегодня более осмысленно подойдем к изучению понятия логарифма и его основных свойств. На уроке мне хотелось бы показать Вам преимущество графического способа решения уравнений, в особенности при решении уравнений, содержащих параметр.

Итак вы знаете, что

1. Логарифмической функцией называется …

2. Перечислите основные свойства этой функции

а) область определения
б) область значений
в) точки пересечения с осями координат
г) монотонность

Задание 1.

Постройте графики функций

Обратите внимание на то, что выполнив некоторые преобразования мы строим график - прямую, но удовлетворяющую определенным условиям.

Каким именно? Откуда взялись эти условия?

Задание 2.

Постройте графики функций

Выполнив преобразования, вы пришли к графику показательной функции. Одинаковые графики вы получили?

III. Решение задач

Мы с вами еще не решали логарифмических уравнений и тем не менее я хочу сразу же предложить вам уравнение, содержащее параметр.

Задание 3.

В зависимости от значений параметра а укажите количество корней уравнения

5log5 (x2-1) + 21 + log2 (2-x) = a 

Решение

Прежде чем приступить к определению количества корней уравнения, нужно найти …

Далее преобразуем левую часть уравнения

5log 5(x2-1) + 2 log 2 (2(2-x)) = a

x2 – 1 + 4 – 2x = a

x2 – 2x + 3 = a

Какие способы решения подобного уравнения вы можете предложить?

a. Графически решим уравнение

x2 – 2x + 1 + 2 = a

(x – 1)2 + 2 = a

Построим график y = (x -1)2 + 2 [и y = a].

График

б. Решим уравнение как квадратное относительно х

x2 – 2x + 3 - а = 0 (*)

От чего зависят корни квадратного уравнения?

x2 – 2x + 3 - а = 0

Д1= 1 – 3 + а = а – 2

1) Д< 0, а < 2; решения нет

2) Д = 0, а +2; X2-2x+1=0 x=1 не удовлетворяет О.Д.З. решений нет

3) Д > 0, а >2; уравнение (*) имеет корни, но будет ли иметь корни исходное уравнение? Нужно учитывать О.Д.З. Что проблематично! Займет много времени! Не рационально!

Но тем не менее, с этой проблемой нужно будет справиться.

Только дома на полях поставьте знак Д\З.

Поможет вам таблица: “Зависимость между коэффициентами и корнями квадратного уравнения” которая наверняка сохранилась у вас, ну а если нет, то восстановить ее вы сможете на перемене.

Д\з: дома вам предстоит выполнить №8181(а,в) №8182(д,ж,е) №8185 №8186 из “Сборника задач по алгебре” А.П. Карпа

Задание 4.

Решите уравнение для каждого значения параметра в

Log22 x – 4 log2x = b

Решение

Обозначим log2x = t

Имеем t2 – 4t = b

(t -2)2 – 4 = b

Решим уравнение графически, построив у = (t -2)2 – 4 [и y =b]:

Если b <-4, то решения нет.

Если b = -4, то t2 – 4t = -4

t=2, x=4 одно решение

Если b > -4, то имеется два решения

Обратите внимание на то, что сегодня мы с вами возвращались к знаниям и умениям, полученным еще 7-8-м классах, когда изучали темы: “Линейная функция”, “Квадратная функция”.

Посмотрите, несколько тесно связан весь теоретический материал. Казалось бы, новая тема, а нет, вновь возвращаешься к ранее изученному. Вот так предыдущее открывает врата к новому знанию.

Деление на “новое” и “старое” весьма условно, новое есть самое старое, и потому не следует бояться чего-то невозможного.

“Все вообразимо, ибо все существует!”

Но одно - отвлеченно рассуждать о дальних мирах, другое - осознать себя их участником.

Вот насколько вы осознали себя участником мира “Логарифмов” покажет на следующий урок успешно выполненная вами домашняя работа.

IV. Подведение итогов урока

“Только творящий труд ведет к победе”. Радостный труд является успешнее в несколько раз. Состояние восхищения дает силу прожить, не замечая времени.