Урок обобщающего повторения по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами" в 6 классе

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений и навыков выполнения действий с отрицательными и положительными числами;
  • развивать познавательные способности учеников;
  • воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование: карточки с числовой пирамидой, тестовые задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока.

II. Разминка.

1. Блиц-опрос.

а) Сумма противоположных чисел равна …
б) Сумма целых чисел от –50 до 52 равна …
в) Произведение целых чисел от –20 до 20 равно …
г) Ночью температура была –5°С, а потом потеплело на 10°С и на улице стало …
д) Произведение 5 отрицательных и 6 положительных чисел есть число …
е) Произведение 10 отрицательных и нескольких положительных чисел есть число …
ж) Сумма 20 слагаемых, каждое из которых равно –15, будет равна …
з) Произведение пяти множителей, каждый из которых равен –3, есть …

2. Упражнение на развитие памяти.

На доске записаны примеры:

а) 3,2 : 0,8
б) –2,4 : (–0,6)
в) 3,6 : (–3)
г) –6 : (–5)
д) 0 : (–4,5)

Учитель задает вопросы, ученики пишут ответ в виде кода.

1) Сколько положительных чисел получилось в ответах?
2) Сколько целых чисел вы получили?
3) Сколько пар противоположных чисел вы получили?

3. Упражнение на развитие внимания и способности анализировать.

1) Продолжить ряд чисел:

а) –2; 10; –50; 250; …
б) 1; –1/2; 1/4; –1/8; …
в) –98; –95; –90; –87; …

2) Исключить лишнее число:

а) –142; –56; –97; –148; –26; …
б) 259; 736; –159; 9002; –216; …
в) –7; 0; 9; 4,7; –15; 429; …

III. Решение развивающих задач.

1. "Числовая пирамида".

Учитель: В числовой пирамиде расставьте знаки "+" и "–" так, чтобы выполнялись указанные равенства. Между некоторыми соседними цифрами можно не ставить знака, объединяя их в одно число. (Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием.)

1 2 = 3
1 2 3 = 4
1 2 3 4 = 5
1 2 3 4 5 = 6
1 2 3 4 5 6 = 7
1 2 3 4 5 6 7 = 8
1 2 3 4 5 6 7 8 = 9

2. Операция "Ладошка".

Учитель: Надо из чисел –6; –3 и 8 составить выражение, чтобы его значение было равно –6.

Учитель: А теперь я добавлю ещё одно число –3. Кто быстрее составит выражение, значение которого тоже равно –6?

Затем ученики выходят к доске и записывают правильные ответы.

3. Операция "240 секунд на размышление".

Учитель: Ребята, в жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтобы выполнить какое-либо дело. Для этого надо быть очень внимательным и находчивым. Я предложу вам 8 заданий. На решение каждого задания дается только 30 секунд. Попробуйте сосредоточиться и догадаться.

Запись на доске

Проговаривает учитель

1

Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма трёх чисел равна –5.

2

–2 : (…) = Число –2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположно делимому.

3

–9 – (…) = 9 Запишите число, которое надо вычесть из –9, чтобы получить 9.

4

m · n > 0
m : n < 0

Незнайка отыскал два числа, произведение которых положительно, а частное - отрицательно. Существуют ли такие два числа?

5

15 * (–3) Между числами 15 и –3 поставьте такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число. Запишите его.

6

– 40; …; 40 Незнайка записал все целые числа от – 40 до 40 включительно. Потом их пересчитал. У него получилось 80 чисел. А у вас?

7

– 200; …; 200 Найдите произведение всех целых чисел от – 200 до 200 включительно.

8

(– 1) * … * (– 5) Перемножили все целые числа от –1 до –5 включительно. Будет ли полученное число больше 50?

Когда время истекло, учитель называет правильные ответы, а ученики проверяют себя.

IV. Решение тестовых заданий.

Учитель: Проверьте себя, выполнив тестовые задания по этой теме.

V. Подведение итогов урока.

1. Оцените степень сложности урока:

"+" - легко
"0" - обычно
"–" - трудно

2. Оцените степень усвоения материала:

"+" - усвоил полностью, могу применять
"±" - усвоил полностью, но затрудняюсь в применении
"0" - усвоил частично
"–" - не усвоил

Учитель:

При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если одного названья,
Модули их сложи!
И перед суммой, непременно
Ты поставь их "общий знак".

Если разного названья,
Победит "сильнейший знак".
Разность модулей найди ты,
И всё время делай так.

Вычитание сложением
Мы заменим без проблем!
Как из трёх нам вычесть восемь,
Это ведь известно всем!
Надо выполнить сложение
Чисел 3 и –8!

Ученики сдают тетради на проверку учителю.

VI. Домашнее задание.

1. Придумайте правила умножения и деления рациональных чисел в стихотворной форме.
2. Решить № 1195, 1197, 1198.

Литература:

1) Математика. 6 класс: Учебник / Под ред. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., "Мнемозина", 2001.