Цели урока:
- обеспечить закрепление и обобщение изученного материала, умений и навыков выполнения действий с отрицательными и положительными числами;
- развивать познавательные способности учеников;
- воспитывать активность, самостоятельность.
Оборудование: карточки с числовой пирамидой, тестовые задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цели урока.
II. Разминка.
1. Блиц-опрос.
а) Сумма противоположных чисел равна …
б) Сумма целых чисел от –50 до 52 равна …
в) Произведение целых чисел от –20 до 20 равно …
г) Ночью температура была –5°С, а потом потеплело
на 10°С и на улице стало …
д) Произведение 5 отрицательных и 6 положительных
чисел есть число …
е) Произведение 10 отрицательных и нескольких
положительных чисел есть число …
ж) Сумма 20 слагаемых, каждое из которых равно –15,
будет равна …
з) Произведение пяти множителей, каждый из
которых равен –3, есть …
2. Упражнение на развитие памяти.
На доске записаны примеры:
а) 3,2 : 0,8
б) –2,4 : (–0,6)
в) 3,6 : (–3)
г) –6 : (–5)
д) 0 : (–4,5)
Учитель задает вопросы, ученики пишут ответ в виде кода.
1) Сколько положительных чисел получилось в
ответах?
2) Сколько целых чисел вы получили?
3) Сколько пар противоположных чисел вы получили?
3. Упражнение на развитие внимания и способности анализировать.
1) Продолжить ряд чисел:
а) –2; 10; –50; 250; …
б) 1; –1/2; 1/4; –1/8; …
в) –98; –95; –90; –87; …
2) Исключить лишнее число:
а) –142; –56; –97; –148; –26; …
б) 259; 736; –159; 9002; –216; …
в) –7; 0; 9; 4,7; –15; 429; …
III. Решение развивающих задач.
1. "Числовая пирамида".
Учитель: В числовой пирамиде расставьте знаки "+" и "–" так, чтобы выполнялись указанные равенства. Между некоторыми соседними цифрами можно не ставить знака, объединяя их в одно число. (Учитель раздаёт ученикам карточки с заданием.)
1 2 = 3
1 2 3 = 4
1 2 3 4 = 5
1 2 3 4 5 = 6
1 2 3 4 5 6 = 7
1 2 3 4 5 6 7 = 8
1 2 3 4 5 6 7 8 = 9
2. Операция "Ладошка".
Учитель: Надо из чисел –6; –3 и 8 составить выражение, чтобы его значение было равно –6.
Учитель: А теперь я добавлю ещё одно число –3. Кто быстрее составит выражение, значение которого тоже равно –6?
Затем ученики выходят к доске и записывают правильные ответы.
3. Операция "240 секунд на размышление".
Учитель: Ребята, в жизни человека всегда есть минуты, когда ему нужно быстро сосредоточиться, чтобы выполнить какое-либо дело. Для этого надо быть очень внимательным и находчивым. Я предложу вам 8 заданий. На решение каждого задания дается только 30 секунд. Попробуйте сосредоточиться и догадаться.
№ |
Запись на доске |
Проговаривает учитель |
---|---|---|
1 |
Даны три числа. Два из них противоположные. Найдите третье число, если сумма трёх чисел равна –5. | |
2 |
–2 : (…) = | Число –2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположно делимому. |
3 |
–9 – (…) = 9 | Запишите число, которое надо вычесть из –9, чтобы получить 9. |
4 |
m · n > 0 |
Незнайка отыскал два числа, произведение которых положительно, а частное - отрицательно. Существуют ли такие два числа? |
5 |
15 * (–3) | Между числами 15 и –3 поставьте такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число. Запишите его. |
6 |
– 40; …; 40 | Незнайка записал все целые числа от – 40 до 40 включительно. Потом их пересчитал. У него получилось 80 чисел. А у вас? |
7 |
– 200; …; 200 | Найдите произведение всех целых чисел от – 200 до 200 включительно. |
8 |
(– 1) * … * (– 5) | Перемножили все целые числа от –1 до –5 включительно. Будет ли полученное число больше 50? |
Когда время истекло, учитель называет правильные ответы, а ученики проверяют себя.
IV. Решение тестовых заданий.
Учитель: Проверьте себя, выполнив тестовые задания по этой теме.
V. Подведение итогов урока.
1. Оцените степень сложности урока:
"+" - легко
"0" - обычно
"–" - трудно
2. Оцените степень усвоения материала:
"+" - усвоил полностью, могу применять
"±" - усвоил полностью, но затрудняюсь в
применении
"0" - усвоил частично
"–" - не усвоил
Учитель:
При сложении двух чисел
Ты на знаки посмотри!
Если одного названья,
Модули их сложи!
И перед суммой, непременно
Ты поставь их "общий знак".
Если разного названья,
Победит "сильнейший знак".
Разность модулей найди ты,
И всё время делай так.
Вычитание сложением
Мы заменим без проблем!
Как из трёх нам вычесть восемь,
Это ведь известно всем!
Надо выполнить сложение
Чисел 3 и –8!
Ученики сдают тетради на проверку учителю.
VI. Домашнее задание.
1. Придумайте правила умножения и деления
рациональных чисел в стихотворной форме.
2. Решить № 1195, 1197, 1198.
Литература:
1) Математика. 6 класс: Учебник / Под ред. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., "Мнемозина", 2001.