Урок-игра "Сказка об Иване-царевиче и Кощее Бессмертном", 5 класс

Разделы: Математика


Тема: "Натуральные числа".

Цели урока:

  • обобщить знания по следующим темам;
  • действия с натуральными числами;
  • уравнения;
  • площади и объёмы;
  • осуществить контроль знаний по данной теме;
  • привитие интереса к предмету через игру;
  • а процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, навыки самоконтроля.

Подготовка к уроку:

Класс разбивается на три группы, чтобы “силы” “воинов” были равными. В каждой группе выбирается капитан “Иван-царевич”.

Учителю помогают три ученика из старших классов, они фиксируют результаты конкурсов, помогают учителю проверить выполненные учащимися задания.

На доске эпиграф:

“Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным”.

Б.Паскаль.

ХОД УРОКА

Учитель начинает рассказ: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.

Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Но на пути встречаются преграды, которые необходимо преодолеть”.

Преодоление каждой преграды приносит очки командам. На каждом этапе один член команды работает у доски, остальные на местах. Учащиеся на местах выполняют задания своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что предоставят решения и двух других команд.

Преграда 1.

“Вышли они к реке, а там камень закрыл дорогу на мост. На “камне” (доске) написаны 6 задач (с указанием номера команды). Если их правильно решить, то камень повернется и освободит “дорогу”.

“Иваны-царевичи” команд вызываются к доске, решать задачи, “воины” решают в тетрадях задачи своей команды. Помощники раздают карточки с заданием каждой команде.

Задание 1 команде: CCC Задание 2 команде: CCC Задание 3 команде:
1) а-10см; 1) а-13см; 1) а-15см;
в-?см, на 2 м>,чем а; в-?см, на 3см>, чем а; в-?см, на 4см>, чем а;
с-?см, на 2см<,чем а; с-?см, на 3см<, чем а; с-?см, на 4см<, чем а;
Р-? см. Р-?см. Р-?см.

 

2) Найти площадь фигуры C 2) Найти площадь фигуры C 2) Найти площадь фигуры

Преграда 2.

“Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Триста лет враждовала она с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но с условием, что его воины откроют, дери ее трех подземелий”.

Чтобы открыть дверь, необходимо найти значение выражений, написанных на “дверях” (доске) (с указанием номера команды).

“Иваны-царевичи” отправляют по одному воину “открывать двери”, а сами с оставшейся дружиной находят значение выражения на местах.

Задание 1 команде: CCC Задание 2 команде: CCC Задание 3 команде:
37·908-8816:29 49·807-8568:17 53·306-7927:19

Подводятся итоги работы на втором этапе (учитывается скорость и правильность выполнения заданий).

Преграда 3.

“Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения:

- Коль нужно тебе, какой запор отпереть, произнеси вслух кори уравнения.

Подслушали разговор этот слуги Кощея и рассказали ему обо всем. Тот подстерег Ивана-царевича и его дружину, схватил и бросил в глубокое подземелье”.

Чтобы выбраться из подземелья, необходимо найти его объем. Команды получают задание.

К доске выходят три “воина”, по одному от каждой команды, остальные “узники” решают на местах, готовые прийти на помощь своим “воинам”.

Задание 1 команде: CCC Задание 2 команде: CCC Задание 3 команде:
V-?м3; V-?м3; V-?м3;
а-15м; а-12м; а-13м;
в-?м, в 3 раза>чем а; в-?м, в 3 раза>чем а; в-?м, в 3 раза>чем а;
с-?м, на 2 м<чем в. с-?м, на 5 м<чем в. с-?м, на 4м<чем в.

Подводятся итоги работы третьего этапа.

Преграда 4.

“Выбрался Иван-царевич со своей дружиною из подземелья Кощея Бессмертного, и очутились воины перед воротами Кощеева дворца, закрытые на 6 замков. Вспомнил тогда Иван-царевич рассказ Бабы Яги и произнес вслух корни уравнений”.

Три “воина” решают уравнения у доски, а “Иван-царевич” и остальные, на местах.

Задание 1 команде: CCC Задание 2 команде: CCC Задание 3 команде:
1. (38+х)·12=840; 1. 14(р-30)=630; 1. 60у-3у=1539;
2. 25х+9х=1394. 2. 43х+19х=12710. 2. (43-у)17=289.

“Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестер, приехали домой, и стали жить-поживать и добра наживать”.

Подводятся итоги всей игры. Выявляется команда-победитель. Самые активные ученики получают оценки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. В.К.Коваленко, Москва “Просвещение” 1990г., Дидактические игры на уроках математики.
  2. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.,Москва, “Мнемозина” 2002г.,Математика-5.
  3. П.И.Алтынов, Москва издательский дом “Дрофа” 1997г., Контрольные и проверочные работы по математике 5-6 классы.
  4. К.И.Нешков, А.С.,Чесноков, Москва “Просвещение” 2002г., Дидактические материалы по математике для 5 класса.