Тема: "Натуральные числа".
Цели урока:
- обобщить знания по следующим темам;
- действия с натуральными числами;
- уравнения;
- площади и объёмы;
- осуществить контроль знаний по данной теме;
- привитие интереса к предмету через игру;
- а процессе работы на уроке развивать чувство коллективизма, навыки самоконтроля.
Подготовка к уроку:
Класс разбивается на три группы, чтобы “силы” “воинов” были равными. В каждой группе выбирается капитан “Иван-царевич”.
Учителю помогают три ученика из старших классов, они фиксируют результаты конкурсов, помогают учителю проверить выполненные учащимися задания.
На доске эпиграф:
“Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным”.
Б.Паскаль.
ХОД УРОКА
Учитель начинает рассказ: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого. Целый год жил без сестер и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.
Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Но на пути встречаются преграды, которые необходимо преодолеть”.
Преодоление каждой преграды приносит очки командам. На каждом этапе один член команды работает у доски, остальные на местах. Учащиеся на местах выполняют задания своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что предоставят решения и двух других команд.
Преграда 1.
“Вышли они к реке, а там камень закрыл дорогу на мост. На “камне” (доске) написаны 6 задач (с указанием номера команды). Если их правильно решить, то камень повернется и освободит “дорогу”.
“Иваны-царевичи” команд вызываются к доске, решать задачи, “воины” решают в тетрадях задачи своей команды. Помощники раздают карточки с заданием каждой команде.
Задание 1 команде: | CCC | Задание 2 команде: | CCC | Задание 3 команде: |
1) а-10см; | 1) а-13см; | 1) а-15см; | ||
в-?см, на 2 м>,чем а; | в-?см, на 3см>, чем а; | в-?см, на 4см>, чем а; | ||
с-?см, на 2см<,чем а; | с-?см, на 3см<, чем а; | с-?см, на 4см<, чем а; | ||
Р-? см. | Р-?см. | Р-?см. |
2) Найти площадь фигуры | C | 2) Найти площадь фигуры | C | 2) Найти площадь фигуры |
Преграда 2.
“Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Триста лет враждовала она с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но с условием, что его воины откроют, дери ее трех подземелий”.
Чтобы открыть дверь, необходимо найти значение выражений, написанных на “дверях” (доске) (с указанием номера команды).
“Иваны-царевичи” отправляют по одному воину “открывать двери”, а сами с оставшейся дружиной находят значение выражения на местах.
Задание 1 команде: | CCC | Задание 2 команде: | CCC | Задание 3 команде: |
37·908-8816:29 | 49·807-8568:17 | 53·306-7927:19 |
Подводятся итоги работы на втором этапе (учитывается скорость и правильность выполнения заданий).
Преграда 3.
“Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения:
- Коль нужно тебе, какой запор отпереть, произнеси вслух кори уравнения.
Подслушали разговор этот слуги Кощея и рассказали ему обо всем. Тот подстерег Ивана-царевича и его дружину, схватил и бросил в глубокое подземелье”.
Чтобы выбраться из подземелья, необходимо найти его объем. Команды получают задание.
К доске выходят три “воина”, по одному от каждой команды, остальные “узники” решают на местах, готовые прийти на помощь своим “воинам”.
Задание 1 команде: | CCC | Задание 2 команде: | CCC | Задание 3 команде: |
V-?м3; | V-?м3; | V-?м3; | ||
а-15м; | а-12м; | а-13м; | ||
в-?м, в 3 раза>чем а; | в-?м, в 3 раза>чем а; | в-?м, в 3 раза>чем а; | ||
с-?м, на 2 м<чем в. | с-?м, на 5 м<чем в. | с-?м, на 4м<чем в. |
Подводятся итоги работы третьего этапа.
Преграда 4.
“Выбрался Иван-царевич со своей дружиною из подземелья Кощея Бессмертного, и очутились воины перед воротами Кощеева дворца, закрытые на 6 замков. Вспомнил тогда Иван-царевич рассказ Бабы Яги и произнес вслух корни уравнений”.
Три “воина” решают уравнения у доски, а “Иван-царевич” и остальные, на местах.
Задание 1 команде: | CCC | Задание 2 команде: | CCC | Задание 3 команде: |
1. (38+х)·12=840; | 1. 14(р-30)=630; | 1. 60у-3у=1539; | ||
2. 25х+9х=1394. | 2. 43х+19х=12710. | 2. (43-у)17=289. |
“Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестер, приехали домой, и стали жить-поживать и добра наживать”.
Подводятся итоги всей игры. Выявляется команда-победитель. Самые активные ученики получают оценки.
ЛИТЕРАТУРА
- В.К.Коваленко, Москва “Просвещение” 1990г., Дидактические игры на уроках математики.
- Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.,Москва, “Мнемозина” 2002г.,Математика-5.
- П.И.Алтынов, Москва издательский дом “Дрофа” 1997г., Контрольные и проверочные работы по математике 5-6 классы.
- К.И.Нешков, А.С.,Чесноков, Москва “Просвещение” 2002г., Дидактические материалы по математике для 5 класса.